Год большого везения: кому в 2026 прилетит удача XXL-формата
Все новости
Новости
14 Марта 2012, 23:58

Заложники истории

Владельцы ветхого жилья – об облике Старой Уфы

– Я живу в архитектурном памятнике, но меня это нисколько не радует, – с горечью написал молодой уфимец Антон Коновалов на страничке группы ВКонтакте, выступающей в защиту памятников старины города Уфы. – Можно гордиться своей историей и спорить о важности того или иного здания, а как же мы – те, кто живет в этих домах сейчас и всю жизнь без всякой надежды?

Такое послание заставило нас вновь обратиться к теме Старой Уфы, только на этот раз осветить ее с точки зрения людей, проживающих в аварийном и ветхом жилье.

Дом с угловым балконом на Аксакова, 48 известен, наверное, каждому уфимцу…

Дом с угловым балконом на Аксакова, 48 – дом Бухартовских (1)
Дом с угловым балконом на Аксакова, 48 – дом Бухартовских (2)
Дом с угловым балконом на Аксакова, 48 – дом Бухартовских (3)
Дом с угловым балконом на Аксакова, 48 – дом Бухартовских (4)
Дом с угловым балконом на Аксакова, 48 – дом Бухартовских (1)

Заходим во двор. Покосившаяся скрипучая лестница на второй этаж, дверь в кладовку, принявшая причудливую форму искаженной трапеции. Никаких замков. Открыв дверь, мы сразу оказываемся на общей кухне. Здесь холодно, горящие конфорки на двух плитах едва ли согреют воздух. Надежда Коновалова, мама Антона, встречает нас и приглашает войти внутрь своей квартиры. Она живет здесь с самого рождения – вот уже 43 года.

– Когда моя мама вышла замуж в 1953 году, ее не хотели тут прописывать, – рассказывает Надежда Борисовна. – Говорили, вы что, с ума сошли – это дом под снос!

Живя в историческом памятнике, Надежда, понятное дело, с историей своего дома хорошо знакома.

– Это дом Бухартовских. На первом этаже располагалась прислуга. На втором жил сам купец и его семья… Особняк был построен в 1870 году. Строили на совесть: вот сохранилась лепнина на высоких потолках, большие двустворчатые межкомнатные двери, печи. После революции на первом этаже была парикмахерская, на втором жили чекисты…

Тут интересный рассказ Надежды прервала жуткая вибрация. Дом в буквальном смысле затрясло.

– Не обращайте внимания, это трамвай, – спокойно пояснила женщина, увидев наши вопросительные взгляды. – Дом добротный, – продолжала она. – Но он не был рассчитан на такие нагрузки и на такой длительный срок эксплуатации. Тревогу мы забили 10 лет назад, тогда дом начал разъезжаться на глазах, в полу появились огромные щели. Окна мы уже восемь лет не открываем – на них держится стена. Дом «гуляет», он клонится то в одну сторону, то в другую. В подвал заходить страшно – фундамент стал настолько выпуклым, что кирпичи вот-вот начнут вываливаться. Балкон представляет особую опасность – он держится только за счёт украшения – ажурной металлической решетки – и грозит обрушиться на головы пешеходов в любой момент. В какие инстанции мы только не обращались!

«Иногда заходят сюда комиссии из разных инстанций: посмотрят, галочку поставят, уйдут. На какие только ухищрения не шли чиновники, чтобы ничего не делать!»

– Никто из чиновников не разговаривал с нами грубо, – присоединилась к разговору Элеонора Гареева, соседка с первого этажа. – Они всегда говорят: мы про вас знаем, мы про вас помним, мы делаем все возможное. И так продолжается много-много лет. Продать жильё? А кто купит такое? Идти в суд, жаловаться куда-либо мы не решаемся. Наш дом могут признать аварийным и расселить нас в один день, но не по квартирам, получить которые мы надеемся всю жизнь, а по общагам.

В «памятнике» проживает 17 семей, всего человек 60. В каждой квартире живут по четыре поколения – бабушки и дедушки, их взрослые дети, внуки и правнуки. Умирают старики, рождаются дети. ЖЭУ №11 вот уже больше 30 лет как махнуло рукой на старый дом: не подлежит ремонту, и все тут. Иногда заходят сюда комиссии из разных инстанций: посмотрят, галочку поставят, уйдут. На какие только ухищрения не шли чиновники, чтобы ничего не делать! В 1992 году этот дом по документам был… снесен! Жильцы, продолжая жить по тому же адресу, оказались прописаны на Бикбая, 2! В 2002 году дом «снесли» второй раз, присвоив ему новый адрес – Аксакова, 48/Б, позже 48/2. Естественно, началась путаница с документами, и изначальный адрес вернули. Непонятная ситуация сложилась и с приватизацией жилья, и с нумерацией квартир, которые в один момент неожиданно назвали комнатами. То есть чиновники поселили все эти семьи в одну (!) квартиру. Что это означает, жильцы не знают, но предчувствуют очередное надувательство.

Что же думают эти люди о меняющемся облике Уфы? О своем «историческом» доме? Думаете, ненавидят его, хотят поскорее переселиться в благоустроенные квартиры, а там хоть трава не расти? А вот и нет! Не такие они – коренные уфимцы!

– Мы любим наш дом, – признаются Надежда и Элеонора, – и были бы рады, если бы нас расселили, а дом отстроили заново в том же виде. Сделали бы тут музей или библиотеку. Он и впрямь очень красивый. Но дерево сгнило и отреставрировать его невозможно. До боли обидно, когда видишь, как рушатся каменные старинные дома, которые можно было бы легко восстановить. Посмотрите на дом наших соседей – Аксакова, 81. После пожара 2005 года он стоит бесхозный. Что же им никто не занимается? А людям, которые там жили, до сих пор никто не предоставил квартиры – кто ютится у родственников, кто по общежитиям скитается. Старинные особняки на Карла Маркса, Пушкина несколько лет стоят и «умирают». Их затянули «простынками», чтобы создать видимость ремонта или просто спрятать неприглядное зрелище от глаз прохожих. Видно, власти города ждут, когда они разрушатся сами собой, а дорогую землю в центре столицы можно будет продать застройщикам элитного жилья.

Получается, что утверждение чиновников, парирующих на обращения краеведов словами: «Людям жить негде, а вы за дряхлые дома переживаете!» не имеет под собой никакого основания. И краеведы – поклонники старины, и владельцы ветхого жилья – на одной стороне. Как же объяснить властям, что никто не против строительства нового жилья, просто решения вопросов сохранения архитектурных памятников и расселения жильцов из аварийных домов никоим образом друг другу не противоречат.

Комментарий краеведа Римы Юнусовой:

– Дом Бухартовских несомненно представляет историческую ценность. Он неотъемлемая часть архитектурного ансамбля перекрестка Аксакова – Коммунистическая. Я считаю, что коммунальщики совершили преступление, когда более тридцати лет назад перестали поддерживать «жизнь» этого дома, пустив все на самотек. Это было в те далекие времена, когда улицу Коммунистическую (Сталина) решили сделать новой и современной, автоматически поместив все здания дореволюционной постройки в список «под снос». Планам не суждено было осуществиться, а дом с пометкой «под снос» продолжает свое жалкое существование. Людям, которые там живут, я искренне сочувствую. Судьба «деревянной Уфы» незавидна. Бревенчатые дома гниют, кирпичные – рушатся. Идея организации музея архитектуры за городом очень сомнительна. Например, перевезти туда каменные дома невозможно, для этого их надо будет разрушить, кирпич будет крошиться, его заменят современным. И что в итоге мы получим? Копию? Новострой никогда не будет памятником старины. Сегодня, когда все решают деньги, городским властям невыгодно заботиться о сохранении хотя бы малой частички Старой Уфы.

Екатерина ВОЛКОВА.
Фото Ханифа СУНАГАТУЛЛИНА.

Читайте нас: