— Гузель, сейчас много неравнодушных людей плетут маскировочные сети. Несколько женщин собираются, складываются на основание, находят тряпочки или нарезают их из старых вещей и плетут. У вас же прямо промышленные масштабы —три цеха! Да еще в разных населенных пунктах. Расскажите, как начинали?
— Во время волонтерства я поняла, что цехов по плетению маскировочных сетей много как в Уфе, так и в других районах республики. А вот в Нагаево и Зинино их не было! Хотя были люди, желающие внести посильный вклад в общую победу. Я решила восполнить этот пробел и открыть цеха именно в этих населенных пунктах. Мы начали искать с супругой бойца СВО Юлией помещение, где мы могли бы организовать такое плетение. В нескольких местах нам отказали, увы. Но администрация Октябрьского района предложила нам свое помещение в МУПе. Таким образом и открылся первый цех. Потом еще один прекрасный человек Павел Евгеньевич Челпанов предоставил помещение, нашлась площадь и в Зинино, там место для плетения предоставил Элоян Альбертович Асатур, мир не без добрых людей. Сети плетутся только из материала, который называется спанбонд. Сколько людей плетут? Очень много, более сорока. И это прекрасные, чудесные люди, большие патриоты, о каждом из которых можно многое рассказать. Жаль, что формат статьи этого не позволяет сделать. Так как я сейчас в ДНР, то о цехах более подробно расскажет наш волонтер Екатерина Панова.
— Екатерина, немного все-таки поведайте нам, где берете сети-основы и сколько человек волонтерит в ваших цехах? Но и, конечно, об этих удивительных людях. Где они находят время для благого дела? Ведь не только пенсионерки и домохозяйки плетением занимаются?
— Все цеха работают разными техниками плетения сетей: цех в Зинино — «Коброй», цех «Бахчисарайская» на станке «Орган», цех «Рощинская» в технике «G». При таких объёмах расходуется большое количество материала. Вот тут бывает загвоздка. Сети и спанбонд приходится закупать далеко (в Московской области и Краснодарском крае), часто бывают проблемы с поставками, а самое главное — со средствами на закупку.
Но стараемся. Нам помогают два хороших человека — предприниматели Юрий и Павел Челпанов. А также четыре наших активных волонтера. Анастасия Абдуллина, Дина Харисова, Венера Янгирова и Нафиса Баянова собирают средства самостоятельно — среди знакомых, друзей, родственников, соседей…
Наши волонтеры невероятные люди! Все! Кого у нас только нет: это и полковник, и главный инженер, учителя, врачи, бухгалтера, продавцы, ребятки-ученики... Это родные и близкие наших бойцов: мамы, жены, родственники, друзья и соседи. Всех нас объединяет главная цель — помочь фронту, помочь нашим бойцам в их святой миссии.
Иногда у нас целыми семьями приходят плести. Династийное волонтерство! Причем достаточно много таких семей. Например, у нас есть семья, которая постоянно нам помогает. Павел, Светлана, их четверо взрослых детей — Дмитрий, Антон, Константин и Надежда с семьями: все вместе приходят, упаковывают, сортируют, на их машинах мы отвозим гуманитарный груз и сети на пункты сбора. Также всегда поддерживают, не сговариваясь, сборы — это очень здорово! Есть у нас семейная пара Александр и Татьяна Грицай, которые недавно отметили пятьдесят лет совместной жизни. Дружно, практически ежедневно, они приходят в цех на Бахчисарайской. Вместе плетут, режут ткань, приносят гостинцы для бойцов. Туда же приезжают Шамиль и Мунира. Своим желанием помогать фронту они «заразили» всю родню. Гуманитарную помощь нам везут даже из Салавата.
Также семейная пара есть в зининском цехе, Сария и Фадис Кабировы. Супруги очень любят плести и обучают мастерству и молодое поколение. В свободное от учебы в университете время с ними приходит внук Артем, ему 22 года. Бабушка с дедушкой и родители заложили в него правильные ценности. Также Насима Арсланова воспитывает своих внучат и их друзей с детства, приходит с пятилетним внуком Артемом и восьмилетней внучкой Ульяной. Ребята уже плетут почти на память, без схемы.
Хочется отдельно отметить Евгения Павловича Канцедалова с супругой Флюзой. Евгений Павлович с нами с самого открытия. Все столы для плетения, все на чем мы работаем, чем мы работаем — это его волшебных рук дело. Учится всему и обязательно передает свои знания окружающим. Человек, который берется за все, для него нет невозможного.
Ну, конечно, не могу не сказать о матерях и женах бойцов. Их души настолько наполнены тревогой и переживаниями, пониманием, что они практически бессильны и не могут ничем помочь своим любимым. Но благодаря плетению сетей и нашему коллективу им становится как-будто немного легче. Они своими руками плетут защиту для своих сыновей и мужей, это очень важно.
Важно для всех нас и для наших бойцов!
— Сколько уже сетей сплели? Каких размеров? Вам определенные размеры заказывают? Как отправляете их на передовую? Есть ли обратная связь?
— На сегодняшний день сплетено 270 сетей, из них 62 мы сплели только в марте. То есть наращиваем постепенно темп. В основном мы плетем стандартные сети 3×6 метров. Были запросы и на нестандартные сети для машин — 6×9 м, или узкие — 1,5×6 метров для орудий.
На передовую сети отправляем, в основном, с отпускниками на машинах или автобусах, но иногда возим и на машинах с гуманитарным грузом.
До некоторых подразделений гуманитарный груз не доходит вообще. А сейчас наши бойцы с гордостью везут на фронт сети и гостинцы от своих односельчан, которые с любовью плетут для них сети и с заботой приносят все необходимое для бойцов.
— Гузель, вы сейчас работаете волонтером в ДНР. Видели на практике применение маскировочных сетей? Что ими маскируют и насколько незаметными становятся объекты?
— Конечно, маскировочных сетей нужно много, так как укрываются и строения, навесы для машин, ящики со снарядами, закрываются сами машины, которые выезжают ближе к линии ЛБС. Наше АНО носит название «Под крылом ангела». Эти крылья цвета хаки сейчас спасают жизни и технику.