— Николай, а как отнеслись близкие к вашему решению пойти служить? Ведь возраст, статус многодетного отца позволяли вам не мучиться угрызениями совести и со спокойной душой «откосить» от решения уйти «за ленточку». Расскажите немного о семье.
— Конечно, переживали… Все родственники очень волновались, но никто меня не отговаривал. Не давили: «Сиди дома, подумай хорошенько сначала». Близкие люди достойно приняли мое решение. У нас в семье принято уважать собственный выбор человека.
Я родился в большой семье с четырьмя детьми. К сожалению, один братишка недавно умер. Слава Богу, живы-здоровы родители. Я женат, у меня трое детей — две дочки и сын. Старшей дочери уже 22 года, она работает, младшая дочка учится в пятом классе, средний сын недавно закончил техникум.
И еще по поводу решения быть там, где ты особенно нужен Родине. Я казак, а война, сражения — это неотъемлемая часть казачьей культуры. Все казаки-мужчины военнообязанные. Казаки всегда стояли на страже границ и защищали честь и земли российского государства. Так что служба всегда считалась прямой обязанностью казаков.
— А откуда у вас такой необычный позывной — Держак?
— Это мое драковое имя, дали мне его в свое время на «Гуляй городе». Это такие традиционные славянские военно-полевые сборы мужчин. Они проходят два раза в год в полях, куда мужчины выезжают со своими сыновьями и проходят там военную, физическую подготовку, обучают детей рукопашному бою, основам выживания в кризисных ситуациях. У славян издавна было принято передавать знания воинского искусства младшему поколению через такие сборы, бои. Там же есть культурные мероприятия — народные песни, танцы. Таким образом сохраняется культура наших предков.
Что такое «драковое имя»? Это имя для драки. Взять мое имя — Николай. Оно очень распространено в России. И в традиционных русских забавах, таких, например, как «стенка на стенку», участвует много народа. И если будут кричать: «Коля!», то можно не понять — к кому обращаются. Именно для этого и существуют драковые имена. Сейчас это называют позывной.
Это имя дается во время собраний. Делается круг из камней, посередине устанавливается столб, рядом Алатырь-камень, вокруг — много собратьев по сборам. Ты стоишь и рассказываешь о себе и все собравшиеся решают, какое имя тебе дать. Если оно тебе не понравится, то можешь получить нагайкой по спине. Лично мне имя понравилось.
— Это казачья традиция? Расскажите о своем статусе в уфимском казачестве.
— Нет, не только казачья, славянская. Необязательно быть славянином, чтобы принимать участие в сборах, надо просто любить и уважать традиции и культуру сборов. Я там встречал и татар, и представителей других национальностей.
Я атаман хутора Миловский Уфимско-Табынского отдельского казачьего общества Оренбургского казачьего войска. У меня в Миловке под началом шесть казаков. Звание — старший вахмистр.
— Бог вас от серьезный ранений миловал. Есть ли у вас награды?
— У меня есть награды от ДНР: медаль «За боевые заслуги», крест «За боевые отличия», медаль «Участника боевых действий и локальных конфликтов». Также в этом году награжден медалью «Казачья доблесть». Все эти награды получены за успешное выполнение боевых задач.
— Николай, сейчас ваш контракт закончился, но вы активно занимаетесь гуманитарной помощью. Сами бываете «за ленточкой»? Что привозите? С какими фондами сотрудничаете? Как встречают вас на передовой? Пересекались ли ваши фронтовые пути-дороги с казаками или товарищами по сборам в «Гуляй городе»?
— Гуманитарной помощью мы занимаемся с самого начала СВО очень много и в разных направлениях. Сначала печатали на 3D принтерах запрашиваемые детали, потом собирали необходимые вещи бойцам и отправляли их на фронт. В Оренбургском казачьем войске это все централизовано и постоянные гуманитарные конвои уходят напрямую казачьему подразделению 6-го БАРСа. И там, естественно, я частенько встречаю своих боевых товарищей, с которыми служил. Кто-то из них неоднократно подписывает контракт, кто-то возвращается после ранений и уже в тылу старается помогать товарищам. Тоже активно участвует в сборе гуманитарных грузов. Еще мы с казаками минимум два раза в год собираемся, общаемся.
Что возим? Все, что нам заказывают бойцы. В крайний раз «одиннадцатую» машину перегнали. Несмотря на то, что есть достойное снабжение Минобороны, но мы стараемся поддерживать братьев-казаков и выполняем их личные просьбы. Чтобы они ни в чем не нуждались и там, «за ленточкой» более комфортно обустраивали свой быт. Война — это всегда грязь, плохие условия жизни, и в наших силах чуть облегчить жизнь наших бойцов, чтобы им было легче выполнять все поставленные командованием задачи. Я сам там служил и прекрасно знаю ситуацию.
«За ленточкой» был недавно, отвозил гуманитарный груз от БФ «Союз поколений». Передали десантникам груз и в 6-й БАРС. На передовую с гуманитаркой мы не попадаем. Передаем все на склады обеспечения в прифронтовой зоне, находящиеся в 5-10 км от линии фронта. Там иногда встречаем боевых товарищей, с удовольствием и подолгу разговариваем. Приятно, что про тебя не забывают. Настрой у всех нас только на ПОБЕДУ!