В эти дни в Уфе чествуют военных, тех, кто защищает родину во время специальной военной операции, отметили и тех, кто с медицинским скальпелем защищал интересы страны. Среди награжденных — военный врач Айгуль Загидуллина с позывным «Ферзь». Хирург, невролог, врач ВВК, реабилитолог, она только недавно вернулась из зоны специальной военной операции, где успела поработать за два года в пяти госпиталях на территории Луганской и Донецкой народных республик. Мы пообщались с Айгуль сразу после торжественной церемонии.
Награда имени легенды
В фойе еще звучат поздравления, а на груди нашей собеседницы сияет новая награда — медаль генерала Шаймуратова. Учрежденная в 2023 году по инициативе главы Башкирии Радия Хабирова, эта награда вручается тем, кто проявил отвагу и мужество при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.
— Честно говоря, когда находишься «за ленточкой», мысли о наградах приходят в последнюю очередь, — признается Айгуль, поправляя бело-зеленую ленту с голубой окантовкой. — Просто делаешь свою работу. Спасаешь ребят, которые смотрят на тебя с надеждой. Для меня эта награда особенная, потому что она носит имя человека, который стал символом мужества для всей республики. Минигали Шаймуратов — легенда, и получить медаль его имени — большая честь. На ней выгравирован девиз: «Верность. Мужество. Долг». Для военного врача эти слова — не просто красивый слоган, а руководство к действию.
До этого дня мне вручали медали в блиндажах и госпиталях между работой, без торжеств, без внимания, я говорила "Служу России", клала картонную коробочку в карман хирургического костюма и бежала на вызов.
Пять госпиталей и тысячи судеб
За плечами этой хрупкой девушки колоссальный опыт. Хирург, невролог, реабилитолог — такой набор специальностей позволяет ей видеть проблему бойца комплексно: от момента поступления с ранением до первых шагов на пути к восстановлению.
— Работать приходилось в разных местах: в полевых госпиталях, в медицинских ротах, в стационарах. Каждое учреждение имело свой профиль и специфику. Где-то шёл основной поток тяжелых «трёхсотых» прямо с передовой, где-то занимались долечиванием и реабилитацией, — вспоминает врач. — Помню каждого бойца на операционном столе и в моем кабинете реабилитации, со мной делились самым сокровенным, мои бойцы мне стали родными, моими героями, сильные духом, они не теряли чувство юмора. Это мои единомышленники, штурмовики, операторы БПЛА, артиллеристы, танкисты и все-все. Они стали героями моей книги про мой путь на СВО: "Ферзь"- СВОИми глазами", которая скоро будет завершена.
- Два года пролетели быстро, но это целая жизнь. Счастье, когда поступают бойцы с тяжелейшими минно-взрывными травмами, но через месяц они начинают шевелить пальцами. В эти моменты я, кажется, была счастливее их. Ради таких моментов и стоит там оставаться. И вот тогда, когда начинают шевелиться руки и ноги, понимаешь, что все не зря, я нужна, - скромно замечает Айгуль.
Тыл — это фронт: как Башкирия помогает своим
Отдельная тема в разговоре — поддержка из дома. По словам «Ферзя», для человека на войне осознание того, что о нем помнят, что его ждут, — это мощнейший ресурс.
— Знаете, когда приходят гуманитарные конвои из Башкирии, это всегда праздник. И дело даже не в гуманитарке как таковой, хотя медикаменты и расходники нам были критически нужны всегда. Дело в энергии, которую вкладывают в эти посылки наши волонтеры, — говорит девушка. — Башкирия в этом плане — уникальный регион. Наша республика стабильно входит в тройку лидеров по вовлеченности в помощь участникам СВО. И я видела это своими глазами. Я всегда присылала видео из госпиталей нашим волонтерам, чтобы они знали, что все посылки дошли до нас, что инструменты, которые они собирали, спасают жизни, что чай "Мамин" с травами пленит своим ароматом душицы и трав с родных полей, что эспандеры и коврики Кузнецова в руках раненых возвращают их к жизни, что вязаные Чебурашки на наших рациях и на наших тактических рюкзаках греют нам душу, вызывают улыбки и дарят надежду. Эти драгоценные посылки с надписью "Ферзь" мы получали как праздник среди однообразных дней, где теряешь связь времени, потому что привыкаешь работать круглосуточно.
Особенно врача тронула работа женщин-волонтеров. В частности, проект моей одноклассницы Гузель Коваленко "Первая юрта", которая возит волонтеров работать в госпитали ЛНР. Тех, кто вяжет носки, плетет маскировочные сети, шьет теплые костюмы. В республике сегодня насчитывается более 158 тысяч волонтеров, и это целая армия милосердия.
— Меня до слез поразила история про женщин из волонтерского штаба, которые приезжают на передовую и в полевых условиях пекут бойцам кыстыбый, беляши — делится «Ферзь». — Представляете? Посреди зоны СВО, где пахнет гарью и порохом, вдруг пахнет детством, домом, картошечкой с лепешкой, домашней выпечкой. Ребята говорят, что это самый лучший привет из дома. Это лечит не хуже моих лекарств и напоминает бойцам, за что они воюют. Это и есть наш башкирский характер, — уверена Айгуль. — У нас в республике живут люди разных национальностей: башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы... Но когда приходит беда, мы превращаемся в единый кулак. Огромный, надежный, многонациональный кулак. Каждый приезд в отпуск в сердце трепет от букв при въезде в Уфу. Я наконец дома и хочется кричать от счастья. Я уверена, что такие же чувства переполняют всех наших бойцов, кто возвращается домой.
А дома ждут
Главное поддержка Айгуль - ее семья.
- Мама, которая знает, как я там живу, знает что такое эвакуация, про мою жизнь в блиндажах, которая читает благодарные смс от бойцов, восстановившихся после ранений, которые меня вдохновляют на все. Дети, которые гордятся мной, каждый день пишут и звонят, и даже получили значки от мэра Уфы Ратмира Мавлиева "Моя мама герой". Ждут меня мои племянники и брат Ренат Садыков, врач скорой помощи и спортивной медицины. И даже любимая собака Лари ждет!
Взгляд в будущее: реабилитация как возвращение в жизнь
Сейчас, вернувшись домой, «Ферзь» продолжает лечить, но уже в несколько ином качестве. Как реабилитолог она понимает, что война заканчивается не тогда, когда подписан мир, а когда последний солдат возвращается к полноценной жизни.
— Самое сложное начинается после. Ребята возвращаются с травмами, с ампутациями, с контузиями. Им нужно заново учиться жить, ходить, общаться с близкими, — объясняет она. — Реабилитация не должна быть для галочки. Это долгий, кропотливый процесс. Радует, что в Башкирии этому уделяют огромное внимание. Важно, чтобы наши герои чувствовали заботу и тогда, когда пушки замолчат.
Мечта Айгуль - открыть многофункциональный международный центр реабилитации и восстановительной медицины "Ферзь". Теперь для девушки это одна из главных целей в жизни.
Айгуль признается, что сегодняшний день и вручение награды очень многое значат для нее.
— Это день, когда я поняла: мы нужны. Нужны здесь, дома. И что бы ни случилось, я горжусь тем, что я — врач, что у меня позывной «Ферзь» и что я из Башкирии. Земли, где умеют ждать, верить и любить по-настоящему.
Фото: https://glavarb.ru/ и из архива героини публикации.