- Курсант Узиков, к самолету!
- Есть!
Светловолосый, среднего роста крепыш, на ходу натягивая на голову лётный кожаный шлем с очками, быстро забрался в самолет и привычно побежал глазами и руками по приборам, ручкам и тумблерам.
Он хоть и простой самолёт, У-2, еще не остывший после посадки предыдущего курсанта, но всякий полет, тем более первый самостоятельный, требует тщательной подготовки.
Нет. Волнения не было. Учили их хорошо, были полеты с инструктором.
-От винта!
Чих-пых! Синий дым вырвался из выхлопной трубы.
Прогретый поршневой двигатель работает ровно, но все равно надо прогазовать, убедиться, что все в порядке.
Высотомер на ноль.
Тормоза держат.
Рули расстопорены, свободны.
Левую руку вверх – к вылету готов!
Дежурный по стоянке флажком указывает на точку старта и лёгкий, идеально сконструированный учебный самолет, порулил по траве.
Их двое сейчас. Он и самолет.
Только двое, но огромное небо уже ждет!
Короткий разбег, отрыв.
Ручкой, педалями, самолет управляем, двигатель тарахтит ровно - все под контролем.
Раннее утро и приятный ветерок своими набегающими струями встречного потока воздуха холодит лицо в открытой кабине учебного биплана.
Он в воздухе!
Он, Колька Узиков - в воздухе!
Нет ничего приятнее ощущения полета и сегодня, 22 июня 1941-го года он его выполнил – первый самостоятельный полет. Теперь он точно - пилот!
Узиков Николай Яковлевич родился 22 апреля 1922 года в небольшой деревушке в Вологодской области. Рано осиротел, вырос в семье родственников и, окончив семилетку, сразу начал работать. Затем, по направлению военкомата, был принят в школу военно-морских летчиков. Изучал устройство самолетов-амфибий и летающих лодок, но она вскоре закрылась и молодой, успешно учащийся курсант, был переведен в учебную авиаэскадрилью гражданской авиации в городе Череповец, где и случилось это самое важное в жизни событие – первый самостоятельный полет.
В тот день начался новый период в жизни. Узиков был призван в армию и вместе со всем учебным подразделением, которое стало именоваться лётным училищем, эшелоном был отправлен в Новосибирскую область, в поселок Купино.
В холодной Кулундинской степи предстояло организовать учебный процесс и здесь проявились блестящие способности методиста и инструктора, которые были замечены руководством. Николай Яковлевич был оставлен служить пилотом-инструктором училища и на его счету сотни подготовленных пилотов, блестяще летавших на всех фронтах.
Как и многие сослуживцы, Узиков писал рапорты с просьбой отправить на фронт, бить врага, но имевшего к тому времени большой налет летчика-наставника, оставляли в подразделении – необходимы были не просто пилоты, а хорошо подготовленные.
В 1945-м году авиационное училище было переведено в Егорьевск, Московской области, где Николай Яковлевич и встретил Победу.
Затем была служба в гарнизонах в городах Воронеж, Пенза, Самара. Параллельно учился и успешно закончил Ульяновское высшее авиационное училище.
После выхода Указа о демобилизации старших возрастов военнослужащих, в 1947-м году, Узиков Н. Я. был уволен с военной службы.
Начиналась новая жизнь. Поработав несколько лет на инструкторских и командных должностях в подразделениях гражданской авиации Москвы и Куйбышева, в 1958-м году было принято решение перевестись в Уфу.
Здесь Николай Яковлевич бывал еще в годы войны, когда была необходимость перегонять самолеты. Гостеприимная и красивая башкирская земля еще тогда понравилась, а перспективы развития авиации здесь были значительны.
Он был назначен на должность заместителя командира отряда по организации лётной работы.
И вновь пригодились его навыки организатора, инструктора, а подчас, и воспитателя.
Работы было много.
Быстрыми темпами развивались пассажирские перевозки, разрабатывались недавно открытые нефтяные месторождения республики, много было полетов по районам Башкирии. Прибывала и новая, реактивная техника. Её надо было осваивать и эксплуатировать не только регулярно, но и безопасно. Огромная заслуга в этом Николая Яковлевича, который не только подбирал, но и наставлял молодые кадры пилотов и штурманов.
Все это надо было доказывать личными полетами, как пилота, но в 1966-м году пришлось уйти с летной работы по здоровью и Узиков был назначен на должность начальника штаба Уфимского объединённого авиаотряда.
И на этой работе он проявил себя как прекрасный организатор. Требовательный, но тактичный в общении, он был уважаем всеми: и пилотами, и авиадиспетчерами, и техническим персоналом.
В этой должности он проработал до 1990 года.
За свою долгую работу в авиации, Н.Я. Узиков налетал более миллиона километров, а это десять тысяч лётных часов в воздухе.
Он освоил самолеты: По-2, Р-5, Як-12, Ли-2, Ан-2; вертолеты Ка-15 и Ка-18.
Участвовал в спецоперациях по спасению терпящих бедствие людей, перегонял на фронт из Сибири самолеты, непосредственно учил молодых пилотов летать, готовил их к воздушным боям. Восстанавливал разрушенную войной инфраструктуру гражданской авиации страны, помогал своими организаторскими талантами перебазировать старый аэродром из центра города Уфа, а затем наладить и там регулярные перевозки пассажиров и грузов.
В процветании международного аэродрома «Уфа», заслуга Николая Яковлевича огромна и неоспорима.
За работу в годы войны Узиков награжден медалью «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945гг», медалью "Маршала Жукова".
В мирное время награжден медалью «За трудовую доблесть», ему присвоено звание «Отличник Аэрофлота».
Николай Яковлевич с женой воспитали дочь и двух сыновей-летчиков.
Он и сейчас аккуратно и безупречно одет, галантен с женщинами и абсолютно вежлив со всеми. Говорят, что он никогда, за всю свою жизнь, не разговаривал ни с кем на повышенных тонах, что бы ни случилось.
Наша первая встреча с ним произошла в июне 1980 года, когда в свидетельстве диспетчера, мне необходимо было поставить печать предприятия, закрепляющую запись о первом допуске к самостоятельной работе.
Дело было утром, в самом начале рабочего дня. Я немного не успел и Николай Яковлевич, в ответ на мою скороговорку о печати, закрывая дверь кабинета, своей вежливой настойчивостью остановил.
- Молодой человек, Вы извините, но таков порядок. Вы не успели, а мне надо проводить оперативку предприятия. Это не долго, я приглашу.
Слушая, стоя за дверью, как начальник метеослужбы Костромина рассказывает о погоде, заместители по организации и безопасности полетов Галлямов и Веселов, докладывают обстановку, я проникался ответственностью за то дело, которому собирался посвятить свою жизнь и уже завтра, начну это делать самостоятельно, в составе коллектива.
Оперативка закончилась, дверь распахнулась и Николай Яковлевич пригласил меня к себе. Он поставил нужную печать в свидетельстве диспетчера и, пожимая руку, поздравил, произнес несколько вроде и дежурных, но запомнившихся фраз об ответственности и важности моей будущей работы.
-Помните, молодой человек – в авиации мелочей не бывает, а торопливые или опаздывающие заканчивают летать раньше других. Желаю успехов.
Мне запомнились эти слова мудрого воспитателя и тактичного человека, а недавно я узнал, что в одном из писем друзьям-пилотам он признался, что даже уже не летая, работая на административных должностях в авиации, он всегда чувствовал себя пилотом-инструктором.
От автора: время безжалостно, к сожалению. Осенью 2020-го года, в возрасте 98 лет Николай Яковлевич Узиков ушел в свой последний полет. Вечная память и слава летчику, защитнику Родины.