На самом деле у коллектива полное название звучит так - Государственный академический орденов Дружбы народов и святого благоверного великого князя Димитрия Донского 1-ой степени Кубанский казачий хор. И певческий коллектив является преемником хора, основанного аж в 1811 году! Ну кто еще из народников может похвастаться более чем двухвековой историей? Хоровой коллектив мужественно прошел через все испытания: репрессии и реабилитацию, но не только выстоял и неимоверно обогатил свой репертуар, но, главное, сохранил свою уникальную традиционную идентичность, которая и по сей день является его отличительной чертой.
На сегодняшний день Кубанский казачий хор прекрасно знают и всегда с нетерпением ждут не только в России, но и за границей. Коллектив - лауреат различных международных фестивалей и конкурсов. Он покоряет главные концертные площадки нашей страны и славится, прежде всего, своей неповторимой певческой культурой и уникальным исполнительским мастерством. Хор стал символом Краснодарского края, его национальным культурным брендом.
Основу репертуара легендарного коллектива составляют народные казачьи песни, записанные в станицах Краснодарского края, в обработке художественного руководителя, народного артиста России и Украины, лауреата Госпремий, доктора искусствоведения, профессора, композитора, Героя Труда России Виктора Гавриловича Захарченко.
В партере и на балконе Городского дворца культуры города Уфы не было ни одного свободного места. После каждого номера гремели долгие аплодисменты и слышались крики «Браво!» Многие зрители, не стесняясь, подпевали или отбивали ритм ногами, ладонями... Наш ряд даже немного штормило. Рядом расположилась женская компания ярких пышнотелых поклонниц коллектива, которые и пели, и восторженно рукоплескали, и оживленно комментировали номера с характерным южно-русским акцентом, чуть не плача: «Ой, Оксана, это ж моя любимая! Господи, вот это - настоящие казаки! Вот порадовали душеньку!»
Композиция программы логично отображала и историю коллектива. Сначала звучало много песен, записанных в разное время в станицах Кубани. Ох, как прекрасно лились сольным акапелла мелодичные, такие узнаваемые и родные для всех россиян песни на украинском языке... Защемило сердце от неимоверной красоты и силы голоса певицы, от мыслей о наших общих корнях, истории и новых тяжелых испытаниях для некогда братских народов.
Песне «Распрягайте, хлопцы, коней» многие в зале подпевали. Хореографические номера радовали виртуозным мастерством и южным темпераментом. Одна из казачьих плясовых удивила редким хореографическим рисунком и необычными костюмами. Казаки были в красных банданах, необычные головные уборы были и у казачек. Чем-то мне этот танец напомнил еврейский народный танец «Семь сорок», какими-то элементами - греческий «Сиртаки». Причем объявили, что плясовая записана в одной из Кубанских станиц. И она прекрасно отразила естественные процессы смешения разных этносов юга России.
Из музыкальных инструментов я заметила только огромную балалайку-контрабас, балалайку, несколько аккордеонов, ударную установку и две трубы. Все! И их вполне хватало. Многие номера исполнялись на разные голоса, без сопровождения музыкальных инструментов.
Коллектив исполнил несколько песен, написанных иеромонахом Романом. О силе России и ее особой роли в истории. О том, что сейчас решается не только судьба нашей страны, но и судьба грядущих поколений всего мира. Финальные глубоко патриотичные песни Кубанского казачьего хора зал слушал стоя, как гимн, пропуская их через сердце и наполняя душу гордостью за свою Родину и искренней верой в ее светлое будущее. Человек пять (на весь зал!) демонстративно стали протискиваться к выходу. Одна старушка, пробираясь мимо меня, громко шипела: «Думала, родные, казачьи песни будут, а тут сплошной патриотизм...» И это на чудесное, до мурашек пронзительное «Прощание славянки»?! Потому что на русском?
А вот мне, наполовину татарке-наполовину украинке, и мужу-гагаузу понравились все без исключения песни коллектива: тягуче-плавные, самобытные, глубокие по смыслу, мощные по звучанию. На украинском или на русском - неважно. Народные, родные!