Небо. Часто оно огромное и синее, а ночью волшебное и звездное. Хотя бывает хмурым, в облаках или грозовое. Иногда оно даже «плачет» или бывает «с овчинку», но всегда волнует и зовет к себе – в полет.
Я совсем не ждал уже звонка из Самары от коллеги Димы Егорова, с которым мы вместе несколько месяцев назад учились на курсах повышения квалификации, сдружились и много говорили о профессии, которой посвятили свою жизнь, отдавали много не только рабочего, но и свободного времени.
И вот он сообщил, что решились – приезжают полетать на спортивных самолетах в Первушино, где я провожу свои выходные, сделать профориентацию сыну. Мол, учиться еще год в школе, но вроде и это очень важно, сын серьезно настраивается на летное училище.
Первым, на мои звонки пилотам-инструкторам, откликнулся Эдуард Заянов.
Да, конечно – он сможет приехать, полетать с парнем на учебном самолете, испытать небом, полетом, поговорить и потом, в спокойной обстановке на земле, проанализировав все свои ощущения, дать рекомендацию и родителям, и потенциальному курсанту.Что это будет именно Заянов, я был даже рад, поскольку знал всю его непростую дорогу в кабину самолета, в инструкторское кресло.
Мечта стать пилотом пассажирского самолета у Эдика была с начальных классов, как у многих тогда. Он много читал об авиации и авиаторах, ходил в специальные кружки и школу ДОСААФ, но все испортила медицинская комиссия и стать гражданским пилотом тогда не получилось. Удалось поступить и закончить Рижский институт инженеров гражданской авиации, получить специальность радиоинженера, параллельно занимался парашютным спортом. Даже потом, когда в огромной стране начались проблемы, а вскоре она и вовсе перестала существовать, он не потерялся, вернулся в Уфу и, занимаясь бизнесом, продолжал ездить на аэродром «Забельский» - прыгать с парашютом, изучать поступившие в авиаклуб спортивные самолеты, прошел медкомиссию и получил свидетельство пилота, позволяющее летать самостоятельно.
Мечта летать сбылась и, набираясь опыта и летного мастерства, Эдуард понял, что может не только сам летать, но и учить других. Эту его черту заметили, он прошел дополнительное обучение и стал пилотом-инструктором.
Десятки мальчишек-выпускников кадетских школ республики с гордостью называют его своим наставником, давшим путевку в небо. Я точно знаю, что один из них, пройдя множество испытаний, летает не просто в специальной группе, а в лучшей пилотажной группе мира – «Русские витязи».
Он знает: чему учить, какие слова подобрать, что показать в кабине. Он – инструктор.
Вот и сегодня, после ознакомительного полета на самолете с двойным управлением «Саванна», Эдуард дал сыну моего коллеги Данилу несколько минут погулять, подумать о своих желаниях, пережить первые эмоции, а они были!
Мальчишка просто задыхался от восторга. Он впервые по-настоящему почувствовал – как летит самолет. Он всем своим телом испытал взаимодействие самолета и набегающего воздушного потока. Услышал в наушниках переговоры с диспетчером, и вроде бы что-то там разобрал!
Пока сын взволнованно ходил вокруг самолета, Заянов подошел к родителям. Мне кажется, что они переживали еще больше, чем сам Егоров- младший.
- Ребята, Данила будет пилотом, даже не беспокойтесь. Сейчас еще минут десять полетаем и он сам об этом скажет.
Вскоре самолет ушел в небо. Инструктор увел его в пилотажную зону, показал несколько простейших фигур типа «горка», «восьмерка», проход над полосой и мягко приземлил на грунтовую полосу аэродрома.
Надо было видеть этого мальчишку! Нет! Он вел себя по-взрослому: отстегнул ремни, закрыл за собой дверь и обошел кругом, с осмотром самолет. Он уже представлял себя курсантом лётного училища. Он разговаривал с самолетом, благодаря не только инструктора, но и воздушное судно.
Мне кажется, что внутренне, для себя, он уже принял решение и встал на очередную ступеньку в небо. На свою ступеньку.
Аэродром «Первушино» — Уфа.