Все новости
Гость «МГ»
28 Марта 2019, 16:15

Валентина Павлова - сапожная душа

Она и не помнит, кем мечтала стать в детстве. «Наверное, космонавтом, - смеется Валентина, - ведь меня назвали в честь Терешковой».

17-летняя Валя Павлова после окончания школы из родимого села Аделькино с подружками поехала в соседствующий с Белебеевским районом город Октябрьский.
Еще накануне в клубе она гордо объявила об этом новому кавалеру Виктору, который проехал 8 километров из села Илькино, чтобы пригласить Валю на танец. В течение 1978-1979 учебного года Валентина получила специальность обувщика. Летом она вернулась в село. Виктор, желая «продолжения танца», зачастил к ней… После скромной свадьбы Валентина вернулась в Октябрьский и устроилась на обувную фабрику. Но уже через полгода она вернулась в Белебей, где они стали жить с Виктором одной настоящей семьей. Даже устроилась на Машзавод учеником токаря. Через шесть месяцев у них родился сын, и Валентина ушла в затяжной (следом родилась дочь) декретный отпуск.
В 1985 году (а руки-то помнят!) Валентина устроилась в Белебеевский обувной цех (сегодня на этом месте находится татарская гимназия). В 90-е годы цех обанкротился, и на его базе был создан кооператив «Новинка». Когда та же участь настигла и «Новинку», в 2008 году Валентина Павлова зарегистрировала ИП. Этот путь к призванию не был прямым и простым.
- Если бы даже я стала кем-то другим по профессии, со временем я стала бы обувщиком, - с каким-то особенным теплом в голосе рассказывает моя собеседница.
В училище не только научили ее ремеслу, но и привили любовь к профессии. И так сложилось по жизни у мастера, что ни при каких обстоятельствах она не стремилась поменять профессию, не лежала ее душа ни к какой другой работе - хотелось делать что-то руками и видеть результат. И она навсегда осталась верной сапожному делу.
- Считаю, в эту профессию попала не случайно, - продолжает женщина. - Многие говорят - пошла бы лучше в парикмахеры, мол, Сергея Зверева знают все, а кто такая Валентина Павлова никто не слышал.
Отличительная черта этого мастера – делать работу на совесть. Ярким подтверждением этому может служить, например, то, что некоторые клиенты стали постоянными и приезжают к ней из соседних районов. А ведь конкурентов у нее предостаточно – работники обанкротившегося цеха никуда не делись и создали свои ИП… А уж про саму обувь мастер может долго рассказывать, как-никак без малого 40 лет в этой сфере трудится.
Об обуви и о своей работе Валентина Витальевна может часами говорить, потому что сапожное дело для нее давно стало творчеством. Взяв в руки обувь заказчика, она опытным глазом отметит, что тут можно восстановить или нарастить, подкрасить или подшить, обязательно подклеит, подшлифует. И сделает это очень аккуратно, потому что халтурить не в ее правилах.
- Обувь за это время не поменялась, - делится она своими наблюдениями опытного сапожника, - фасоны те же остались. Качество упало, материалы никуда не годятся, почти все шьется из дерматина. В 80-е годы тоже из него шили, например, фабрика «Заря» выпускала, но та обувь носилась по 10 лет.
Суперпопулярная как мужская, так и женская обувь тех лет - лоферы, с кисточками, в основном, черные и коричневые. Под них надевались белые носки. Также люди любили оксфорды, брогги, туфельки на низком каблучке (сейчас они называются балетки) с закругленным, а позже и с заостренным носком: однотонные, цветные, в горошек, с разноцветными разводами. Как и сейчас, выглядели они замечательно. Мне очень нравятся короткие сапожки с широким раструбом голенища на плоской подошве. Широкий раструб позволял очень комфортно заправлять в них брюки (джинсы), и был или короткий прямой, или повыше и собирался складками. Тоже прекрасные сапожки, с очень аккуратным носочком.
Во времена моей молодости мужчины носили сапожки – казаки или ковбойские сапожки – со скошенным каблучком. Вспомните фильм «Роман с камнем». В конце фильма Майкл Дуглас ярко продемонстрировал такие сапоги из кожи крокодила. В них тоже брюки заправлялись вовнутрь. В кооперативах, особенно армянских (у армян вообще считалось и считается хорошим мужским занятием сапожный промысел, как «цеховики» они часто были первыми), продавались босоножки с заостренным закрытым носком на невысоком каблучке-рюмочке. Такая обувь выглядела очень мило, но носилась недолго, хорошо, если сезон.
А сейчас разбери любой туфель, ботинок и в любом из них 3-4 деталей не хватает, потому что производители на всем экономят. Там, например, где межподклад должен быть, его просто нет. Если раньше, когда я начинала, задник и стелька у обуви были кожаные, то сейчас все из картона. А какие колодки! Неудобные, неправильные. В общем, технологий нет, нет и качества.
Вот бегунки, например, можно поставить китайские, которые и 2 недели не продержатся, а я ставлю качественные, сама их выбираю и покупаю у проверенного, постоянного поставщика из Татарии. Каждый гвоздик, каждая мелкая деталь имеет свой код, гарантию качества. Я работаю на совесть! Работа грязная, на нее затрачивается много времени. С одной парой обуви можно провозиться больше двух часов, а получить за нее копейки.
Сейчас у меня все в порядке – муж, дети, внуки. За аренду (3,2 кв. м) я плачу немного. Это спасает. Если бы я платила за аренду большие деньги, то прокормить семью было бы гораздо сложнее. Как работающий пенсионер, получаю 10 тысяч рублей. Накануне я полностью расплатилась (выкупила) за помещение – теперь это моя собственность. Кстати, я не ремонтирую свою обувь и обувь домашних – у нас не принято носить обувь после ремонта, - улыбается Валентина.
Сапожное дело - очень тонкое, тут нужны и терпение, и усидчивость, и мастерство, а главное, чтобы желание было. Достаточно сказать, что работа у сапожника ручная. Да только не ценится она… Ну, и материалы хорошие нужны, потому что из плохих качественный ремонт обуви не получится. Кризис профессии на потребителях еще не сказался. Пока в городе достаточное количество обувщиков. Но уже через пять-семь лет один мастер должен будет работать стахановскими темпами: по 10 пар обуви в день.
Не сомневаюсь: она справится, и новые заказы не заставят себя ждать. И, забыв о времени и о себе, Валентина Витальевна допоздна засидится в своей мастерской, неважно – ремонт старой обуви, читка специальной литературы или просмотр любимой передачи... Просто ко всему она относится творчески и делает работу от души. Единственный, кто ее может оторвать в это время от любимого дела – это тот, кто привозит утром на работу и везет вечером домой – супруг Виктор:
- Девушка, ты не забыла, что дома тебя ждут внуки.
И девушка, улыбаясь, быстро соберется и запорхнет в легковушку.
Рафис Хасанов. Фото автора.
Читайте нас