Все новости
Гость «МГ»
6 Сентября 2019, 14:18

Режиссер "Глухаря" Гузэль Киреева: "Мне нравится, что в Башкирии начали снимать кино!"

Фильмы «Сваха», «Погоня за тенью», «Безмолвный свидетель» и столь любимый народом «Глухарь» представлять не нужно. А ведь они сняты нашей землячкой, режиссером Гузэль Киреевой, одним из членов жюри кинофестиваля «Серебряный Акбузат». Сегодня Гузэль Киреева - «Гость МГ».

- Гузэль, республика гордится такими земляками, как вы. Ведь Уфа - ваш родной город, здесь вы окончили Институт искусств, хотя главными вашими университетами были закулисья театров и телецентра, так как родители были режиссеры. Есть ностальгия по семидесятым? Расскажите немного о первых шагах в профессии, о родителях.

- Мой папа - фронтовик, театральный деятель, актер Фаиз Вахитов. Мама - Гренада Вахитова, закончила театроведческий факультет ГИТИСа.

Именно благодаря маме я попала на телевидение. Когда я провалила поступление в ГИТИС, то приехала домой и сказала, что пойду работать на завод. Родители были против этого. Я поехала отдыхать на дачу, а на следующий день, придя с работы, мама предложила мне пойти работать помощником режиссера на телевидение. Я говорю: "А что это такое?". Она пошутила: "Самый главный человек на телевизионной площадке!".

Вот так 10 августа 1983 года я стала работать на башкирском телевидении. Мне было интересно: поставить заставку на пюпитр, встречать людей, машину отправить...

Мама живет сейчас в Москве, общается со своими однокурсницами. Одна из них - Ирина Большакова, создательница студенческого театра МГУ, где начинали Кортнев, Пельш… Мне приятно, когда мы приходим после спектакля, собирается вся труппа и мы общаемся… Красиво!

Почему выбрала режиссуру? У меня была огромная библиотека, которую я всю перечитала, мне безумно нравилась режиссура. Именно поэтому я поступила на режиссерский факультет в УГИИ. И сейчас хотелось бы побыть театральным режиссёром.



- Кто ваш первый режиссер, помните?

- Это мой папа. В профессии он - мой самый лучший педагог. Затем Юрий Фролович Комков. Тогда телевидение было не таким модным, но мне было интересно. Как и в журналистике: сегодня ты на свалке, а завтра в Кремле. Это волшебно. Разные истории, разные ситуации. В производстве сериалов мне, конечно, не хватает времени. Выработка, которую нам ставят, она тяжелая. Иногда галопом по европам проносишься...


- Как вы восстанавливаетесь?

- На площадке. Меня она лечит! Как актеров сцена.


- Часто приезжаете в Уфу? Где останавливаетесь?

- В Уфе бываю в три года один раз. Живу в гостинице, и это супер. Не хочу стеснять людей. Много друзей, знакомых, подруг, но они все работают. А в отеле все удобно. Моя лучшая подруга Элечка работает юристом.



- Гузэль, а не было желания самой сыграть в одном из ваших успешных сериалов? Хотя бы в небольшой роли? Как это делал, например, Эльдар Рязанов.

- Сниматься не люблю, хотя все артисты уговаривают. Как-то в «Глухаре» снимаем сцену Макса с Денисом на рынке, девушка ничего не может, я ей объясняю, Макс мне: "Сама снимись, Гузя!" Нет, сниматься не хочу, но во всех своих фильмах озвучиваю стюардесс, проводников и пишу еще слова к песням для фильмов. Вот на "Домашнем" выходил сериал "Мама", где я написала слова.


- Очень трогательная получилась песня! Музыку к этой песне вам ведь написал тоже наш земляк, известный музыкант и композитор Сергей Чипенко, который сейчас живет в США?

- Да, мы дружим с молодости. Я обычно посылаю ему материал смонтированный (если это фильм), мы придумываем главную тему. И он мне прописывает ее в разных жанрах.

Куплет и припев для титров сериала "Мама" я написала сразу. Иногда приходит вдохновение, и я пишу кусочки в заметках на телефоне. Мариам Мирабова сказала: "Допиши слова. Это сумасшедшая песня!"

Время поджимало, и я в режиссерском вагончике написала слова. Кстати, сериал "Мама" в этом году выдвинут на ТЭФИ в нескольких номинациях. Эту песню Мариам исполняла на концерте Радио Шансон в "Олимпийском" перед трехтысячной аудиторией. А вел этот концерт Максим Аверин. Когда он увидел мое имя в титрах, то был поражен!

Мне приятно, когда мою песню исполняют. Так тепло!



- Быстро пишете или долго работаете над строчкой?

- Недолго. Я же в материале. Кстати, недавно вышла книга «Между дублями», где в одном ряду с Михалковым, Гафтом есть и мои стихи.

В фильме «Возвращение домой», который недавно шел на телеканале "Домашний", есть четыре мои песни. В фильме «Старшая дочь» я сама пою колыбельную мамы. Сначала запевает Татьяна Анциферова, она была очарована словами, и затем я записала сама.

Мне нравится писать песни. А сейчас их пишет и мой сын. Он организовал музыкальную команду и сочиняет очень красивые слова и музыку - глубокие и небанальные тексты от лица современного молодого человека о поиске себя...


- Гузэль, откуда столько талантов в одной небольшой семье?

- Все мои предки творческих профессий. Бабушка с дедушкой – журналисты. Я закончила музыкальную школу, мой дед играл на скрипке. Сын закончил музыкальную школу. Дочь чудесно рисует. Я благодарю судьбу, что у меня такие прекрасные дети и мы дружные. Правда, им меня не хватает часто. Сын мой меня просвещает в мировом кино. Мне комфортно с таким семейством.


- Гузэль, вы были в составе жюри "Серебряного Акбузата". Фильмов на кинофестиваль было отобрано около пятидесяти. Неужели вы смотрели каждый из этих фильмов полностью, даже полуторачасовые?

- Конечно, а как же иначе?! Некоторые из них мы смотрели на полных метрах, ну а кто-то смотрел короткометражки и документалки, так как мы не уложились бы по времени.



- Из того, что увидели, что вам больше всего понравилось?

- Мне понравилось, что здесь было и этническое кино, и фильмы с национальными традициями, а также мотивационные фильмы. Это очень хорошо, так как кроме стрелялок и драк есть еще фильмы, несущие добро и просвещение.

Понятное дело, что хорошие фильмы не идут подряд, один за другим. И это очень приятно, когда среди множества некачественных фильмов вдруг находится крупица золота. Вот тогда появляется радость!

Конечно, бывает такое, что фильм не цепляет и история героя не интересна. Были даже такие ситуации, что в первые пять минут мы были напуганы сюжетом фильма, но потом в фильме менялся ход событий и мы уже смотрели его с интересом. И в такие моменты мы понимали, что стоит перебрать множество песка, чтоб найти золото.


- А соотношение золота к песку какое?

- Три к семи примерно.


- А вы посмотрели фильм "Из Уфы с любовью"? Вам он понравился?

- Да, конечно! Кстати, там играют ученики моих родителей - Ильсияр Газетдинова, Хурмат Утяшев, мой педагог Фардуна Касимова.

Также я бы отметила главного героя Урала, потрясающе артист его сыграл! Я бы его с удовольствием сняла в своих фильмах.

Нас хорошо здесь встречают. Позитивно, тепло и приятно. Мне нравится, что в Башкирии начали снимать кино.


- Если вы будете снимать полный метр, то о чем он будет и кому доверите написать сценарий?

- Он у меня уже написан. Полтора года назад супруга Бориса Васильевича Щербакова подарила мне шесть книг и сказала: «Я хочу, чтобы вы сняли кино». Вот мы с Татьяной Васильевной написали сценарий и пока ищем средства, чтобы его снять.


- Вы работаете в жанрах детектива, криминала, мелодрамы, комедии. Удивительный симбиоз юмора и детектива принес оглушительный успех «Глухарю». Плюс, конечно, харизма и талант Максима Аверина. Долго искали главного героя? В чем феномен «Глухаря»?

- Все совпало, наверное - звезды и все остальное. Ты же не знаешь, какая участь постигнет твой фильм. Нет же съемочных групп, которые начинают снимать и говорят: "Давайте плохое кино снимем!" Все хотят сделать хорошо и отлично. Только не у всех получается, в силу разных причин.

Каждый раз жутко нервничаю и в первый день съемок, да и в день показа тоже. Бывали ситуации, когда сериалы снимали с эфира.

Знаете, это ведь я придумала, что Зимина будет старше Глухарева, изначально такого в сценарии не было. Когда на пробы ко мне пришла Тарасова, я сразу поняла, что это - Зимина! Денис Рожков, когда пришел, тоже был без ролей, уже отчаялся в профессии и собирался переучиваться на видеоинженера. Я увидела его и сказала: "Ты будешь Антошиным!"

Когда я запускаю проект, не люблю брать "затертых" актеров, которые перескакивают с канала на канал. Мне нужны новые лица! Глухарева мы долго искали, и вместе с Викой и Денисом сделали много проб.

Я хотела снимать Кирилла Плетнева. Он отказался. А мы запускались как малобюджетный сериал для дневного праймтайма. И однажды на беговой дорожке в спортзале я увидела Аверина в программе «Модный приговор» и подумала, что он похож на Плетнева, только выше! Мы ему позвонили, но он сначала не смог прийти. Еще две недели поисков и снова звонок администратора: режиссер хочет вас видеть. Аверин согласился, сделали пробу и я была очарована, что наконец нашла главного героя!

Как позже признался Аверин, он сначала подумал, что я второй режиссер. Просто не ассоциировал женщину с режиссером криминального сериала!



- Как относитесь к феминизму?

- Женщины тоже люди! В моей семье всегда были равные права и у папы, и у мамы. Я много лет вдова, и в нашей семье теперь и папа и мама. Я часто уезжаю, но всегда на пульте, на связи. Наготовлю еды, холодильник наполню - и на связи!


- Вы часто отказываетесь от предложенного материала? Бывает ли такое вообще?

- Редко, но бывает. Мне однажды позвонили с одного телеканала и говорят: "Гузель Фаизовна, у нас актеры выбраны, локации выбраны. Придете снимать?" Я сказала, чтобы они позвали любого студента из ВГИКА и он вам скажет: "Камера, мотор, начали", ну и отказала. Ну, а как иначе? Я мать двоих детей, надо деньги зарабатывать. Но отказывать, наверное, не стоит, любой фильм может "выстрелить". Лично я набираюсь опыта и нахожу для себя что-то новое именно на просмотрах. Но, к сожалению, очень маленький процент качественных фильмов. Это, наверное, нормально.


- Вас критика расстраивает, читаете отклики в сетях?

- Сын мой оберегает от этого. Но это же обратная связь. После фильма "Мама" все подростки взбудоражили телеканал "Домашний": " А когда снимете второй сезон?" А мне в директ поступают до сих пор сообщения: "Можно я снимусь у вас?" Я читаю и отвечаю. Это важно. Но иногда даже на самые прекрасные работы найдутся хейтеры. Читаешь, принимаешь. Это обратная сторона профессии.


Беседовала Эмилия Завричко.
Читайте нас: