Сегодня Александр Васильевич трудится в частной клинике, но многие уфимцы знают Тихонова как анастезиолога отделения детской реанимации в Больнице скорой медицинской помощи №22, где он ранее работал. Наш собеседник получил образование в Москве, во 2-ом Московском Ордена Ленина Государственном медицинском институте имени Н.И.Пирогова. Стаж в профессии - 38 лет.
- Мое отношение к вакцинации абсолютно положительное. Делать прививку нужно для того, чтобы создать и личный иммунитет, и коллективный. Другого пути нет, - уверен врач. - Будут различные штаммы вируса, мутации, поэтому вакцинироваться - однозначно. Если вспомнить историю медицины, при любой серьезной инфекции, эпидемии ситуацию спасало только вакцинирование.
- О вакцинах бытует очень много слухов, многие люди до сих пор сомневаются. Как победить страх и довериться врачам?
- Все вакцины действительно новые, и да, после вакцин можно заболеть. Но важно понимать, что при встрече с вирусом невакцинированный человек заболеет гораздо быстрее и тяжелее, чем человек, имеющий антитела после прививки. Любая вакцина не дает стопроцентный результат, однако если вакцинированный человек заболеет, он перенесет болезнь гораздо легче. Есть ключевой момент, который обязательно нужно учитывать. Любой вакцине надо дать время включиться в иммунную систему и дать организму выработать антитела. Например, вы сделали первую прививку "Спутник V", через три недели - второй компонент. И лишь еще через три недели у вас появится достаточный уровень антител. Но за эти полтора месяца человек может заболеть, потому что любой введенный в организм человека белковый препарат несколько ослабляет иммунную систему. Именно поэтому важно после прививки не снимать маски в общественных местах и не прекращать беречься. Эти полтора месяца особенно важны. А мы, к сожалению, про это забываем. Не надо бояться прививки, надо ответственно отнестись к раннему постпрививочному периоду.
- Какую вакцину из трех возможных выбрать?
- На этот вопрос должен ответить терапевт с учетом особенностей вашего организма. Важно учитывать, что любая прививка, как и любой медицинский препарат, имеет показания и противопоказания. Именно поэтому нужно смотреть каждый конкретный случай. Есть такое понятие как антиген-ассоциированное усиление инфекции. Если человек переболел и у него имеется высокий уровень антител, то при внедрении в организм вируса может развиться извращенная реакция со стороны иммунной системы. То есть инфекция может усилиться. Антиген-ассоциированное усиление инфекции может произойти при любых инфекционных заболеваниях, но при коронавирусе встречается немного чаще. Феномен такой есть, и знать о нем надо. Тем не менее надо понимать, что количество тяжелых больных, которые отказались от вакцинирования и заболели, в разы больше. Именно поэтому если сомневаетесь, проконсультируйтесь с терапевтом, сдайте анализы. Мое мнение такое: при высоком уровне антител надо либо повременить с прививкой, либо делать ее с острожностью. При низком уровне или при отсутствии антител надо прививаться. Хотя по последним рекомендациям Минздрава России влияет не количество антител, а время после перенесенной болезни или последней вакцинации, поэтому рекомендуется ревакцинироваться один раз в полгода.
- На работе вы наверняка сталкивались с пациентами, перенесшими ковид.
- Видел многое и, честно говоря, вспоминать не хочется. Могу сказать, что болезнь страшная и непредсказуемая. Люди, которые выходят из тяжелых состояний, после реанимации говорят одну простую фразу - "какой счастье, что я могу дышать". Вирус ковида в отличие от другие респираторных вирусов ведет себя по отношению к иммунной системе человека совершенно извращенно.
- Как восстановиться после болезни?
- Пациентам со средним и тяжелым течением болезни нужно проконсультироваться со своим лечащим врачом. Как правило, при поражении легких после выздоровления нужна дыхательная гимнастика. Объяснение этому вот какое. При ковиде "матовые стекла" на КТ - это зачастую не отек и не классическое воспаление, а зона инфаркта легкого. Это зона резкого нарушения или полного отсутствия кровообращения с частичной гибелью ткани легкого. То есть это практически отсутствие кровообращения в органе или его части. Помимо гимнастики, если терапевт посчитает нужным, то назначит сосудорасширяющие преператы, улучшающие органный кровоток в легком и препараты, снижающие вязкость крови, улучшающие гемодинамику. У некоторых пациентов после ковида возникает депрессивный синдром - мучает депрессия, появляются страхи, панические атаки. В этом случае необходима консультация невролога. И, конечно, не помешают общеукрепляющая витаминотерапия, прогулки на свежем воздухе и позитивное настроение. Настрой очень важен для выздоровления, ведь мы знаем, что мысли материальны. Мы есть то, о чем мы думаем. Так что позитивный настрой крайне необходим для выздоровления и реабилитации.
- Что помогает вам сохранять позитивный настрой при такой непростой работе?
- Я сам выбрал эту специальность, и как бы пафосно это ни звучало, люблю свою работу. Когда видишь, что человек погибает, безусловно, очень тяжело. Я до сих пор не могу привыкнуть к смерти пациента, хотя в профессии уже 38 лет. Когда видишь, что человек выздоравливает, это придает силы. И, конечно, очень помогает хобби.
Дело в том, что Александр Васильевич не только талантливый врач, но и очень творческий человек. Он прекрасно играет на аккордеоне и гитаре и не менее красиво поет. Более того, Тихонов даже выучил итальянский, чтобы исполнять песни на этом языке. Интересно, что Александр Васильевич выступает не только для родных, друзей и коллег, но и организует вполне себе большие концерты для публики. Но, безусловно, дело всей его жизни - медицина. Отметим, что пациенты отзываются о Тихонове исключительно положительно.
- Если говорить о моих жизненных принципах, то я считаю, что все люди одинаковые, в том числе и перед Богом. Именно поэтому с подчиненными я всегда стараюсь вести себя на одном уровне, не возноситься над ними и не унижать. Конечно, за грубые ошибки коллеги могут получить замечание от меня иногда в очень резкой форме. Но если люди хорошо работают, зачем возноситься над ними? И неважно, кто это - врач, медсестра или санитарка. Такое же отношение и к пациентам. Тем более, что в основном я работал с детьми. Надо найти общий язык с ребенком, а потом и с мамой. Найти темы, интересные для мамы, расположить к себе, а потом уже женщина позволит лечить ее ребенка. Понимаете, нужно быть если не родным человеком для пациента, то хотя бы не таким далеким. А вообще в любой ситуации надо оставаться человеком и общаться с людьми так, как ты хочешь, чтобы они общались с тобой.