- Земфира Фильхатовна, на прошедшем недавно профессиональном конкурсе в рамках VII фестиваля «Уфа. Арт. Ремесла. Сувениры» вы стали победителем в номинации «Лучший мастер по работе с войлоком». А в каких еще выставках и проектах прошлого года вы приняли участие? Что вызывает особенную гордость?
- Проектов в 2021 году было много, я участвовала примерно в десяти. И практически отовсюду привезла высокие награды, дипломы и призы. Например, на III Межрегиональном конкурсе традиционного войлока «Сибай кейезе» в сентябре 2021 г. в рамках Всероссийского инвестиционного форума «Зауралье» в Сибае я получила Гран-при.
Еще у меня были две персональные выставки: «Равноденствие» в картинной галерее «Мирас» в моем родном Нефтекамске и «Август жизни» в галерее народного искусства «Урал» в Уфе. Одним из самых замечательных и запомнившихся проектов был «День России на Бирюзовой Катуни», это IX Всероссийский фестиваль традиционной культуры в Алтайском крае, прошедший в середине июня прошлого года. Остались самые лучшие воспоминания об этом сказочном форуме. Он объединил Творческую лабораторию фольклорных коллективов «Древо», выставку-ярмарку "Живое ремесло" и творческую встречу этнокультурных объединений. Все участники наполнились на этом форуме вдохновением и душевно отдохнули. Там я получила Диплом и специальный приз от Сергея Старостина.
Незабываемые впечатления оставила и Всемирная Фольклориада, которую гостеприимно принял вместе с Уфой и другими башкирскими городами и районами мой родной Нефтекамск. Буквально перед празднованием Нового года, 25 декабря, пришли новости из Москвы об итогах II Всероссийского виртуального конкурса «Русь мастеровая», на который я отправила видеоролик с процессом создания декоративного войлочного панно «От родного порога» на предложенную тему «Свое, родное…». Вдохновили меня на его создание строки: «От родного порога вдаль уводит дорога и, птенцы, оперившись, улетают с гнезда... По дорогам России юность нас уносила, доли лучшей искали, уходя навсегда...»
Первая доминанта - взлетающий над деревней по диагонали молодой журавль. У башкирского народа серые журавли (Һоро торна) являются священными птицами. Им посвящено много стихов, песен, легенд, поверий, сказок и рассказов. Одно из самых известных и любимых нами произведений – это «Журавлиная песнь» («Сыңрау торна»). По легенде именно эти птицы помогли в древности народу преодолеть врага и сохранить род. Вторая доминанта – это поднимающиеся вертикально в небо традиционные элементы узоров, дошедшие до нас из старинных полотенец, шаршау, из тканых паласов. В итоге - диплом Лауреата III степени!
Так что прошлый, юбилейный для меня год, был насыщенным и урожайным.
- Войлок в современном мире обрел второе дыхание и новую жизнь. Это не только декоративные панно, но и умопомрачительные шляпки, необычные пальто и жилеты, стильные браслеты и колье… А чем из всего вышеперечисленного занимаетесь вы? И почему вы, человек с высшим художественным образованием, отдали свое сердце именно этому материалу?
- Народное искусство – неисчерпаемый кладезь идей для творчества. Народное искусство позволяет окунуться в традиции веков, а пытливому уму - раствориться в миражах неисчерпаемой фантазии коллективного творчества наших далеких предков и создавать новое современное видение. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой человек родился и живет. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Почему войлок? Влюбилась в этот материал после моего первого семинара у мастериц в деревне Бурангул. Умею многое: от маленьких объемных игрушек до больших панно, от легких шарфиков до бесшовного этнического костюма и современного платья. Не устаю повторять, что войлок - это очень душевный, тонкий и одновременно требующий точности материал. Войлок привлек меня своей энергией, пластикой, мягкостью и множеством возможностей. Первые мои войлочные панно были традиционными из овечьей шерсти в черно-бело-серой гамме. Затем увлеклась работой над этническим костюмом, который давал возможность использовать необычные для традиционного войлока цвета и формы и использовать технику нуновойлока.
- Расскажите об истории войлока у нас в республике. Нуждается ли древнее ремесло башкир в поддержке и ждут ли мастера кошмоделия каких-нибудь федеральных грантов в рамках объявленного Года сохранения культурного наследия народов России?
- Сегодня войлок является брендом Республики Башкортостан. Войлоковаляние преподают во дворцах творчества, в учреждениях дополнительного образования. Художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы более10 лет взращивал специалистов по войлоку. У мастеров есть возможность участвовать в различных проектах и показывать свои работы на художественных выставках, выставках легкой промышленности. Ремесленная палата Республики Башкортостан в течение двух последних лет приглашала мастеров по различным видам народных промыслов для проведения курсов обучения для всех желающих.
В жизненном укладе кочевых народов, в том числе и башкир, войлок имел особенно большое значение: им застилали каркас юрты, покрывали полы и нары; он использовался в боевом убранстве коня и всадника, в одежде, головных уборах и обуви, в домашней утвари и украшениях. Белым войлоком в знак особого уважения встречали самых дорогих гостей. Но в ХХ веке этот материал был почти забыт. Казалось, что навсегда утеряны и навыки его изготовления. В 1990-е годы в профессиональном декоративно-прикладном искусстве Башкирии лишь один художник работал с войлоком. С 2003 года в республике начали проводиться специальные семинары, результатом которых стали выставки художественного войлока. Войлок возродился в новом художественном качестве. У истоков этого возрождения стояли заведующая Галереей народного искусства «Урал» Карима Кайдалова, экс-декан художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. Мифтахетдина Акмуллы, профессор и художник Талгат Масалимов; популяризацией семинаров и самого искусства войлока занималась режиссер и журналист Государственной телерадиокомпании «Башкортостан» Сарвар Сурина.
Ждут ли мастера кошмоделия грантов? Я была приглашена в 2019 году в Хакасию как мастер, как участник выставки и как эксперт на проект «Степной путь кочевника». Авторская группа во главе с Ольгой Барсук выиграла президентский грант на этот проект и провела великолепное мероприятие. Я считаю, что в наше время один мастер вряд ли может выиграть миллионный грант, вряд ли это будет ему под силу. К грандиозному форуму в Хакасии были привлечены два института, средние учебные заведения, музей, мастера по войлоку, организации, работающие с социальными группами: инвалидами, престарелыми, и многие-многие другие. Все это запало в душу. Хорошо бы, чтобы за подобный проект взялся бы наш Республиканский центр народного творчества в объявленный Год культурного наследия народов России.
- А помните начало начал? Как осваивали секреты древнего ремесла?
- На свой первый семинар я отправилась в 2006 году в деревню Бурангул Абзелиловского района Башкирии. Был конец сентября, однако мне посоветовали взять зимние сапоги – в горах, где должно было пройти мероприятие, по утрам уже бывали заморозки. Встречали участников семинара у сельского клуба местные мастерицы – с хлебом-солью, в национальных костюмах с нагрудниками в настоящем серебре и кораллах, с песнями под гармонь. Проводили в нарядную юрту отведать угощения, характерные для этого дивного края. На слова: «Мы вообще-то хотели, чтобы вы нам показали черновую работу по валянию», услышали: «Вы хорошее дело начинаете, а хорошее дело начинается торжественно».
Красивые, нарядные, чинные, они начали валять шерсть. Как же это было феерично и интересно! Светлая, пушистая, вычесанная от мусора и сухих трав овечья шерсть осенней стрижки раскладывалась на плотную ткань слоем в 6-8 см. Сверху выкладывался узор солярного знака из темной шерсти. Затем шерсть покрывалась тюлем, поливалась горячей мыльной водой из лейки, наворачивалась на большую палку, завязывалась в нескольких местах и каталась на большом столе. Мастерицы непременно напевали при этом какую-нибудь песню.
Нужно сказать, что в советское время, вследствие использования солярного свастического знака фашистами, сотрудники НКВД ездили по районам, собирали многие предметы с этим знаком и сжигали на кострах. В музее в райцентре Аскарово сохранился единственный кусок войлока с таким солярным знаком, которому более 100 лет...
На следующий день каждый из участников начал работать над собственной композицией. Мастерицы стояли рядом, подсказывали, показывали, подправляли первые работы художниц. Именно тогда, в 2006 году, я создала свое первое войлочное произведение «Танец». По-настоящему влюбилась в этот материал. Через два года в этом же районе состоялся конкурс по созданию декоративного убранства юрты «Ступая на белый войлок…», в котором участвовали команды по 5-6 человек. За три дня каждой команде нужно было выполнить 12 полотен художественного войлока – на предложенные темы. Это был проект-благодарность Абзелиловской земле, которая сохранила традиции древнего искусства и передала их молодым художникам, преподавателям художественных школ, которые, в свою очередь, понесли эти традиции своим ученикам.
В 2009 г. в Уфе состоялся Первый открытый Республиканский фестиваль современного художественного войлока «Тамга». Работы войлочников со всей республики, а так же из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Мурманска и Калмыкии, выставлялись в галереях «Урал», «Ижад», в Конгресс-холле и в Белом зале БГПУ.
В 2010 году в Бурзянском районе состоялся республиканский тематический конкурс художественного войлока «Земля Янбике и Янбирде», на котором я получила Гран-при за работу «Айсылу – дочь Самрау-кош и Луны».
- Среди ряда крупных побед в разных фестивалях какое войлочное достижение, на ваш взгляд, самое значимое и дорогое сердцу?
- Одним из самых значительных событий в своем «войлочном» творчестве считаю участие в Республиканском проекте Каримы Кайдаловой – создание костюмов к башкирскому эпосу «Урал-батыр», осуществленному в технике нуновойлока в 2013-2014 гг. Авторами стали, в основном, преподаватели художественных школ Башкирии. Это была великолепная командная работа. Проект получился масштабным. Сочетание древних войлочных технологий с современным искусственным шелком привело к неожиданным и оригинальным результатам. В декабре 2014 года коллекция войлочных костюмов стала победителем Второго Евразийского конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» в Москве в номинации «Лучший восточный костюм». Костюмы к эпосу «Урал-батыр» хранятся в уфимской галерее «Урал» и вызывают неизменное восхищение зрителей на республиканских фольклорных праздниках, на церемонии вручения премии «Серебряный Акбузат».
Затем был проект «Кышлау», затем «Котлау». Затем участие в конкурсе Русь мастеровая в 2016, где получила специальный диплом. В 2018 году состоялся войлочный проект «Тамга» в самом красивом Бурзянском районе. В 2019 побывала с обменом опыта в Хакасии, в 2020 стала проводником выставки «Войлок Башкирии» в Алтайском краевом Российско-Немецком Доме национальностей. В 2021 участвовала с выставкой и мастер-классом на Бирюзовой Катуни, а летом встречала у себя на родине гостей и участников Всемирной Фольклориады 2021.
Конечно, тот коллективный войлочный бум 2013-2018 годов постепенно затихает. Время стремительно. Сегодня в республике вперед рванули ткачество и керамика, народный костюм. Но человек, влюбленный в свой материал, изучающий материал профессионал найдет выход путем смешанных техник, экспериментов и, конечно, сохранит традиционное ремесло нашего народа.
- Земфира Фильхатовна, вы удивительным образом сочетаете насыщенную творческую жизнь и преподавание. Расскажите о своей художественной школе, талантливых учениках, их победах на конкурсах. Кто-нибудь из них войлоком занимается?
- В художественной школе Нефтекамска преподаются такие виды декоративно-прикладного искусства, как роспись и резьба по дереву, керамика и батик, маркетри и войлок. Дети любят работать с разнообразными материалами, выполнять красивые вещи практического назначения. Убеждена в необходимости введения в программу ДХШ преподавания таких видов прикладного искусства, которые доступны по местным условиям и являются традиционными для региона. В 2013-м я создала двухгодичную авторскую учебную программу по художественному войлоку, предусматривающую постепенный переход от плоской к объемной форме. Вначале ребята учатся создавать декоративные плоскостные орнаментальные композиции в круге, квадрате (коврики для табуреток), длинной полосе (тартма) с обязательным изучением национальных орнаментальных элементов и цветового строя. На следующий год осваивают валяния на шаблоне, создают варежки, объёмных рыбок, героев перчаточных кукол. Некоторые ребята на итоговую работу выбирают декоративно-прикладную композицию, работая над большеформатным панно или пространственными формами (войлочная «скульптура»). Талантливые дети есть. Слава Всевышнему! Вместе с успехом преподавателя пришел успех и к моим ученикам, которые становились лауреатами многих республиканских, всероссийских и международных фестивалей художественного творчества.
- Насколько я знаю, у вас вся семья занимается творчеством. Интересно, а как проводят свободное время люди, у которых и так работа - их хобби и любимое дело? Внукам милые войлочные игрушки валяете?
- Семья у нас действительно творческая. Мы с мужем вместе заканчивали уфимский худгаф БГПУ. Ильшат - скульптор, мастер по кузнечному делу, создавал невероятно красивые работы по художественной ковке. Закончила худграф и наша старшая дочь Айгуль. У нее с мужем сейчас свой Клуб здорового образа жизни. Младшая дочь избрала профессию врача. Есть у нас уже и внуки. Они пока малыши, но потихонечку пасмы шерсти перебирают. Я им валяла пинеточки, а игрушки привожу с различных фестивалей и конкурсов, покупаю у коллег, специализирующихся именно на игрушках. Когда работа и хобби-любимое дело – это счастье. Только свободного времени практически не бывает!