Ирина Умнова-Конюхова - доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, руководитель научного направления конституционно-правовых исследований Центра исследований проблем правосудия «Российского государственного университета правосудия», профессор кафедры конституционного и административного права Юридического института Севастопольского государственного университета, ведущий научный сотрудник отдела сравнительного правоведения ИНИОН РАН, профессор кафедры земельного и экологического права РУДН, заведующая кафедрой предпринимательского права, профессор кафедры предпринимательского права юридического факультета Московского государственного областного университета, член Союза писателей России.
А еще Ирина Анатольевна многодетная мама и жена известного российского путешественника Федора Конюхова.
- Ирина Анатольевна, видя ваши многочисленные регалии и заслуги, искренне восхищаешься многогранностью вашей деятельности. На форуме мира «Дорога мира - дорога дружбы и развития», который завтра начнет свою работу в Уфе, вы заявлены одним из спикеров. Какую проблему будете поднимать в своем выступлении?
- 1 июня 2022 года на пленарном заседании в Государственном Собрании - Курултае я поделюсь своими мыслями о месте России в планетарном порядке XXI столетия, о миссии нашей страны в современную эпоху на пути к гармонизации глобальных и национальных интересов обеспечения мира, безопасности и устойчивого развития, о духовно-нравственных задачах современного государства и общества, о путях противодействия угрозам и вызовам человеческой цивилизации не только ради нынешних, но и будущих поколений.
На этом форуме я не только спикер, но и инициатор, и организатор этого события. Это очень ответственно и радостно одновременно. Идею Дороги мира я начала реализовывать с 2011 года, создав с этой целью сначала общественную организацию Центр «Право мира», а с 2018 года для его поддержки - Международный фонд «Дорога мира».
Международный Форум «Башкортостан -Челябинская область: Дорога мира» - девятый по счету форум с названием «Дорога мира». Аналогичные международные форумы при поддержке федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления успешно проводились в Северной Осетии-Алании, Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Республике Калмыкии, Крыму (Республике Крым и городе Севастополе). Миссия нашего форума: формирование устойчивой дискуссионной площадки с охватом представителей всех субъектов Российской Федерации и вовлечением участников из зарубежных стран для обмена мнением и коллективного поиска путей внедрения лучших практик решения ключевых задач обеспечения мира, безопасности и устойчивого развития. Они направлены на широкий диалог интеллигенции, органов публичной власти и общественности, на вовлечение разных слоев и поколений населения в реализацию гуманитарно значимых акций.
Особенность Международного Форума «Башкортостан-Челябинская область» состоит в том, что это второй после Крымского перекрестный форум, когда он с небольшим перерывом проводится в двух соседних субъектах Федерации - в Башкортостане и Челябинской области под единым названием и с перекрестным участием. Он приурочен к 100-летию образования СССР и посвящен Году культурного наследия народов России.
На первом этапе в 2022 году – это проведение форума с обсуждением актуальных проблем мира, безопасности и устойчивого развития на конференциях, круглых столах, брифингах и других мероприятиях, а на следующий, 2023 год, примерно в середине сентября стартует международная караванная верблюжья экспедиция «Дорога мира» по маршруту Благовещенск (Башкортостан) и Миасс - Солнечная долина (Челябинская область). По счету это также 9-я караванная экспедиция, организуемая Центром «Право мира» и Международным Фондом «Дорога мира», но впервые она пройдет в этих регионах. Ранее экспедиция проходила в субъектах Федерации Северного Кавказа и Южного федерального округа с различными целями (патриотическая, экологическая, просветительская гуманитарная, социально-правовая), и соответственно ей давались разные названия . По маршруту Башкортостан - Челябинская область мы пойдем с миссией «Дорога мира - дорога дружбы».
- Не могли бы подробнее рассказать о мероприятиях форума в Уфе?
- В Башкортостане форум стартует завтра, он организован нами совместно с Башкирской академией государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, которая является главным партнером проекта форума в РБ.
Учитывая нынешнюю сложную геополитическую ситуацию, мы постарались поставить цели, отвечающие запросу времени. Сегодня как никогда важны консолидация усилий для выработки предложений по совершенствованию государственной политики и правовых механизмов, деятельности публичной власти и общественных формирований в обеспечении мира, безопасности и устойчивого развития, формирование положительного имиджа России и ее регионов и создание новых импульсов межрегионального и международного сотрудничества; постоянный диалог интеллигенции, различных слоев населения с органами публичной власти и общественными формированиями в солидарном участии в решении насущных задач обеспечения мира, безопасности и устойчивого развития России и других стран.
1 июня, в Международный день защиты детей, состоятся международная конференция «Правовые механизмы обеспечения мира, безопасности и устойчивого развития: Россия сквозь призму мировых тенденций» и круглый стол «Реализации государственной политики по защите семьи и детства»; общереспубликанская выставка детских рисунков. 2-3 июня будут проведены круглые столы с международным участием, на которых станут обсуждаться вопросы федерализма и местного самоуправления в механизме оптимизации публичной власти и реализации задач устойчивого развития регионов в Российской Федерации; государственно-правовой экологической политики России по развитию зеленой экономики; культурного наследия народов России в стратегиях мира, безопасности и устойчивого развития участия молодежных парламентов в развитии законодательства о молодежной политике в Российской Федерации.
Во время Международного Форума «Башкортостан - Челябинская область: Дорога мира» будут организованы брифинги с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, широко представлены инновационные российские и зарубежные исследовательские проекты.
Планируется разнообразная культурная программа, в рамках которой участники форума познакомятся с творчеством известных музыкальных коллективов, художников, деятелей театра и кино, писателей Республики Башкортостан и Челябинской области.
С учетом современной повестки дня будет организован сбор учебной, научной и художественной литературы для библиотек школ и вузов Донецкой и Луганской народных республик.
- Насколько широким будет представительство форума?
- Ожидается участие представителей федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления, ученых и экспертов-практиков, государственных и общественных деятелей из различных регионов России и других стран - это Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Франция, Италия, Вьетнам, Индия, Мексика, Бразилия и некоторые другие.
Сейчас зарегистрировались для выступлений и презентаций свыше 120 участников, свыше 500 человек будут слушателями мероприятий форума. Представлено около 40 вузов и организаций.
- Вы президент Центра «Право мира» и Международного фонда «Дорога мира». Идеи этих организаций, направленные на поддержание и защиту мира, сегодня востребованы как никогда. Расскажите о новых и архиважных проектах.
- Уже десять лет, как я ищу пути, чтобы наш единственный в Европе легендарный караван «Дорога мира» отправился в свою новую масштабную экспедицию с названием «Кавказ и Каспий – территории мира». По своей направленности эта экспедиция будет многоцелевая – патриотическая, экологическая, культурно-просветительская, научно-исследовательская, гуманитарная. На первом этапе будет организован многодневный маршрут из Астрахани вдоль побережья Каспийского моря к Дербентским воротам – крепости «Дербент» в Дагестане. В следующие годы международная экспедиция «Дорога мира» пройдет по территории всех Прикаспийских государств – России, Азербайджана, Ирана, Туркменистана, Казахстана. Завершится в России. Караван «Дорога мира» замкнет круг вдоль Каспия, пройдя от Астраханской области до Адыка. В каждой прикаспийской стране будет проводиться Международный форум «Дорога мира».
Наряду с форумом и экспедицией «Дорога мира» нашей гордостью является проект Арка мира «Блаженны миротворцы». Эти Арки мира должны увековечивать подвиг тех, кто защитил и восстановил мир и быть апофеозом мира.
Первые две Арки мира были установлены на Украине участниками Международного российско-украинского форума «Дорога мира», организованного Центром «Право Мира» и его отделением на Украине в городе Мелитополе при входе в монастырь Святого Саввы, освященного в 2012 году. Главная идея форума «Дорога мира», посвященного дружбе народов Украины и России, состояла в том, чтобы заявить о необходимости расширения украинско-российского сотрудничества и совместных гражданских инициатив по гуманитарному развитию обеих стран, обеспечению защиты человека и среды обитания в условиях глобализации угроз и вызовов человечеству.
На мемориальной доске Центра «Право мира», установленной рядом с Аркой, содержится следующая надпись: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Евангелие от Матф. гл.5). Пусть каждый, кто пройдет через Арку помнит, что любовь к миру – это любовь друг к другу. Живите с миром. Примиряйте враждующих. Берегите мир по завету Господа Бога».
Украина стала первой страной, где Центром «Право мира» была установлена Арка мира. Это очень символично, ибо Украина не просто ближайший сосед России. У наших стран общая история, общие интересы, а народы наши так тесно переплетены в своих родовых древах, что практически в каждой русской семье есть украинские корни, и наоборот.
Летом 2013 года в селе Атманай Акимовского района Запорожской области была возведена вторая Арка мира «Блаженны миротворцы». Она стала также частью православного комплекса и служит своеобразными воротами к часовне Святителя Николая Чудотворца и колодцу Святого Пантелеймона Целителя.
Несмотря ни на какие политические конъюнктуры, Арки мира на Украине оберегают местные жители как свидетельство российско-украинской дружбы.
30 ноября 2017 года в Приднестровской Молдавской Республике в районе села Парканы открылся памятник, увековечивающий подвиг российских миротворцев - Арка мира «Блаженны миротворцы». Именно здесь местные жители встречали тех, кто принес им мир. Третья Арка мира «Блаженны миротворцы» – самый масштабный монумент. Он появился там, где миротворцы своим подвигом спасли жизни тысячи людей и защитили мир. Арка мира, построенная по проекту Центра «Право мира», стала самой величественной. Воистину красота имеет свойство умножаться. Пятиметровая белая Арка, устремляющаяся ввысь в виде парящего Ангела. Свет струится через Арку даже в пасмурную погоду. Три символа – крест, колокол и надпись «Блаженны миротворцы» будут беречь теперь мир на этой земле. После освящения Арки мира состоялся парад. Вдоль Арки праздничным маршем прошли миротворцы, расчеты силовых структур и курсанты учебных заведений, суворовцы и кадеты министерств обороны и внутренних дел Приднестровья.
- В 2016 году вы были награждены Президентом Приднестровской Молдавской Республикой орденом Почета за вклад в развитие дружбы и сотрудничества между Российской Федерацией и Приднестровской Молдавской Республикой, а в 2017 году - медалью «За укрепление международного сотрудничества» за вклад в увековечивание подвига российского миротворца и реализацию авторской идеи возведения в ПМР Арки мира «Блаженны миротворцы». В каких странах еще вы планируете проводить форумы «Дорога мира» и возводить Арки мира?
- В 2020 году мы планировали начать реализовывать наши проекты «Дорога мира» в Беларуси, Франции и Италии, но ковидная пандемия нарушила наши планы. С конца февраля 2022 года ситуация еще более усложнилась. Однако мы не сдаемся и надеемся на лучшее. В планах также проведение форума и возведение Арки мира «Блаженны миротворцы» в Абхазии.
Наиболее плодотворно развивается сотрудничество с Вьетнамом. Вьетнамские друзья участвуют в наших форумах и экспедициях. Они будут участвовать в нынешнем Башкирско-Челябинском форуме.
В какой-то мере это символично, потому что Вьетнам – это та страна, в которой благодаря усилиям СССР был восстановлен мир. Мы сотрудничаем с Вьетнамом с 2012 года. В 2019 году я была награждена медалью Ассоциации юристов Вьетнама за вклад в развитие правового сотрудничества юристов России и Вьетнама, за деятельность по укреплению мира и сотрудничества, и эта награда обязывает двигаться дальше.
Сотрудничество охватывает целый спектр просветительских и научно-культурных направлений, в том числе конференции и лекции по праву мира России и Вьетнама, совместные фестивали и выставки, готовятся широкомасштабный форум и экспедиция «Дорога мира России и Вьетнама», во время которого во Вьетнаме откроется Арка мира - мемориал, увековечивающий миротворческий подвиг вьетнамского и советского народов.
- Вы выдвинули и обосновали идею формирования новой отрасли права – право мира. В 2011 году был издан ваш курс лекций «Право мира» , а также вышла монография «Право мира: философское и юридическое измерения» в ИНИОН РАН. Насколько мне известно, в науке пока никто не выдвигал подобную отрасль права как самостоятельную в системе права. Получается, что вы ее основатель? Продолжаете ли исследования в этом направлении?
- Право мира – это отрасль права нового поколения, направленная на регулирование и защиту высших ценностей – международного и гражданского мира. Заявляя о праве мира как об отрасли права нового поколения, мне хотелось привлечь к ней серьезное внимание со стороны юридической науки и практики. Несмотря на множественность актов, посвященных миру, до сих пор не удалось систематизировать на международном и национальном уровнях принципы и нормы права, регулирующие отношения по достижению, обеспечению и защите мира как антипода войны, вооруженных и гражданских конфликтов. Ни на международном уровне, ни в законодательстве государств до сих пор не приняты специальные кодифицированные акты о мире. Мною было выдвинуто предложение о принятии Хартии мира на уровне ООН и специализированных законов о мире в каждом государстве.
Научная школа «Право мира» выходит за рамки юриспруденции и касается важнейших гуманитарных проблем. Поэтому важно сформировать новую общественную науку о мире, которую я предлагаю назвать мирологией. Уже несколько лет я занимаюсь подготовкой Энциклопедии мирологии. Это очень кропотливая работа и требует немало времени. Для того, чтобы продвигать идеи права мира и мирологии, в 2009 году была создана общественная организация Центр «Право мира». В дальнейшем в развитие и в поддержку его деятельности был учрежден возглавляемый мною международный Фонд «Дорога мира».
- Насколько необходимо создание таких организаций? Не отвлекают ли они от научной деятельности?
- С годами я поняла, что важно не только писать научные труды и передавать эти знания ученикам, но по возможности институционализировать эти знания, нести их в общественное сознание, знакомить с ними государственных деятелей, то есть тех, от кого зависит принятие законов и других источников права мира. Поэтому и возникли эти общественные объединения, через которые я пытаюсь объединить людей, разделяющих идеи миротворчества и миросозидания. Международные форумы и экспедиции «Дорога мира», поднимающие актуальные вопросы мира, безопасности и устойчивого развития, стали частью моей жизни.
- Вы автор более 400 научных публикаций: из них - 20 монографий, 16 учебников и учебных пособий. Какой научный подарок вы сделали себе к юбилею?
- В августе 2021 года вышла в свет моя новая монография «Конституционное футуристическое право и конституционная футурология в XXI столетии». В монографии на основе сравнительно-правового анализа комплексно исследуется базисные аспекты понимания места конституционного футуристического права и конституционной футурологии в системе футуристического права и правовой футурологии, рассматриваются актуальные проблемы генерологии публичного права и конституционного права, поиска конституционного идеала, оценки состояния, тенденций и перспектив эволюции конституционного строя сквозь призму реализации фундаментальных ценностей и целей цивилизационного развития.
- Как пришла идея написания такой монографии?
- К написанию этой книги я шла долгие годы. Многие из изложенных в ней идей и положений уже были представлены ранее в моих публикациях. Более двадцати лет я работала над оценкой и прогнозами как общих тенденций конституционного развития и эволюции конституционного права, так и перспектив функционирования отдельных институтов конституционного строя. Данная монография в определенном мере - результат систематизации предыдущих исследований, однако мне виделось важным существенно продвинуться вперед в вопросах оценки и прогнозирования конституционного развития и, как следствие, - более основательно заглянуть в наше конституционное будущее. Кроме того, данным исследованием я выдвигаю инновационные идеи признания современным правоведением правовой футурологии и футуристического права, а также их базы – конституционного футуристического права и конституционной футурологии.
- Это еще одна научная школа, открываемая вами?
- Да, так и есть. Выход данной монографии позволит мне начать работу по созданию научной школы генерологии и футурологии права. В результате, надеюсь, возникнет первая в мире отечественная, а впоследствии и международная научная школа правоведов-футурологов. Чего-либо подобного в зарубежном и международном правоведении мне пока не удалось найти. Призываю и своих коллег-ученых обратить более пристальное внимание на право будущего. Пора и нам, правоведам, более серьезно заняться прогнозами, активнее языком права работать на опережающее противодействие бедам и стимулирование прогресса.
- Почему именно правовая футурология заинтересовала вас сейчас?
- В современном мире как никогда высок спрос на диагностику и прогноз перспектив развития. Чувствуя неуверенность в настоящем, мы начинаем все чаще заглядывать в будущее. В центре нашего внимания вопросы о будущем планеты, государств и человечества. На фоне общей потребности внести более ясные и обоснованные предсказания нашего будущего в новом столетии беспрецедентно актуализировался запрос на объективные прогнозы правового развития.
Частичное решение в прошлом и настоящем таких задач, как выработка концепций и стратегий развития права в ответ на стремительно меняющуюся реальность; своевременное обновление права, его систематизация и кодификация с определением направлений совершенствования и развития в целом и по отдельным элементам; выявление тенденций и перспектив обновления, трансформации и модернизации права – отставание по всем этим позициям постепенно ввергает человеческую цивилизацию в правовой хаос.
Современное право напоминает ветхое лоскутное одеяло с многочисленными дырками. Попытка судами и другими правоприменителями скорректировать и адаптировать «замысел» законодателя, снять коллизии и пробелы в праве коренным образом не меняет ситуации, которую можно охарактеризовать в целом как правовой кризис. Внешне он проявляется в том, что правовое развитие сегодня – это не всегда обоснованное, своевременное и последовательное, а зачастую импульсивное, конъюнктурное и непродуманное правовое реагирование на реалии, порождающее многочисленные и противоречащие друг другу по содержанию источники права, все более усложняющие возможность правореализации.
- В чем причина?
- Причина происходящего кроется в сути кризиса. Он состоит в том, что у права будущего нет ясной парадигмы развития. В основе движения в будущее должна лежать фундаментальная идея и основанные на ней ценности и цели развития. Но определены ли они таким образом, что способны обеспечить истинный прогресс для человека и человечества? Вопросов, возникающих по этому поводу немало. Если сегодня человечество сталкивается с глобализирующимися угрозами и вызовами, почему право не способно защитить людей от них? Почему право в массовом сознании не воспринимается как право достоинства и добродетели, справедливости и счастья, мира и согласия, хотя именно эти качества человеческого бытия было предназначено развивать и защищать с помощью него? Иначе говоря, насколько в современном праве можно обнаружить любви к людям и человечеству? Той самой любви, которая была написана на наших сердцах Создателем или Творцом этого мира?
- Сформулируйте кратко, что такое право будущего.
- Право будущего – это право любви, которое состоит из трех столпов человечности: права достоинства, права справедливости и права мира.
- Как вы будете воплощать свои идеи о праве будущего в жизнь?
- В ближайшее время вместе со своими соратниками мы учредим Центр генерологии и футурологии права. В его деятельность будут вовлечены ученые-правоведы, государственные, политические и общественные деятели, молодые ученые и студенты, занимающимся изучением права, политологии, философии и других общественных наук. Во характеру своей деятельности это научно-исследовательский и общественно-прикладной проект по разработке и внедрению идей формирования права будущего. В этом Центре мы будем заниматься поиском новой общественно-политической формации, нового типа государственного строя и государственного режима, проблемами гуманизация права, государства и общества, искать пути соединения духовно-нравственных норм с нормами права как защиту от трансгуманизма, содомии и других вызовов человеку. Наша деятельность повлечет за собой предложения по реструктуризации конституций и правовых систем, по формированию новых моделей правового, демократического, социального и экологического государства, основанных на единстве прав, обязанностей и ответственности.
В Центре мы будем развивать концепции отраслей права нового поколения – права мира, права безопасности, права устойчивого развития, экологического права, цифрового права, биоправа, медицинского права и других, существенно влияющих сегодня на судьбу человеческой цивилизации. Причем мы понимаем, как важно обеспечивать межсистемные связи между такими отраслями права. К примеру, отстаивая идеи права мира прогрессивные представители человечества боролись с оружием массового поражения, а оказалось, что сегодня мы под властью не только оружия массового уничтожения, но и нейро- и микрооружия – мутирующие в наших организмах бактрии-вирусы, проникающие в РНК и ДНК человека, ГМО, электромагнитные излучения и другие невидимые воздействия, способные уничтожить человечество как особь.
Центр будет учрежден сначала как виртуальный проект при Центре «Право мира» и в партнерстве с международным Фондом «Дорога мира», но в перспективе мы надеемся на создание такого Центра в структуре ИНИОН РАН.
- С 2010 года под вашим руководством в Российском государственном университете правосудия работает Школа молодого ученого. Не планируете расширять ее масштабы?
- Эта Школа имеет сейчас всероссийский статус. Причем она теперь проходит не только на площадке РГУП, но и в РУДН, в других вузах. Но мне хочется ее расширить до международного уровня. Уже сейчас на Школе молодого ученого выступают студенты из Беларуси, Украины, Казахстана, Франции, Вьетнама. Будем и дальше расширять географию трибуны молодых ученых.
- Вы член Союза писателей России, пишете художественные произведения и проводите литературные встречи, у вас сформировался круг своих читателей. Нет желания полностью погрузиться в литературную деятельность?
- Литературное творчество обогащает, это не альтернатива науке, а скорее помощь, поддержка, через литературу глубже видишь и научные проблемы, лучше чувствуешь и познаешь жизнь.
- О чем ваш роман «Трактат о мире»?
- В качестве эпиграфа к книге я написала: «Разрушить мир легче, чем его построить. На созидание мира даже Господу Богу понадобилось семь дней. Разрушить мир можно в одно мгновение. Об этом нужно помнить». Мне хотелось представить в этой книге, что должны делать люди, любящие мир и ненавидящие войну. Главная героиня романа задается вопросом, почему в истории цивилизаций на планете Земля не было ни одного дня без войны или вооруженного конфликта. Почему люди воюют? Она пишет труд всей жизни - «Трактат о мире», в котором размышляет о том, что нужно сделать, чтобы установился мир на Земле и возможно ли такое? Можно попытаться дать объяснение тому, что такое мир. Но вряд ли такое усилие окажется возможным, как невозможно дать определение тому, что есть любовь. Ибо мир – это и есть любовь. А потому трактат о мире – это трактат о любви.
В книге три части: город, караван и океан. Три измерения, где происходят события, связанные с противостоянием духа мира и духа войны. Героиня призывает к принятию Хартии мира, как символа победы духа мира над духом войны.
В настоящее время у меня возникла идея написать вторую и третью книги «Трактата о мире». Надеюсь, что уже летом приступлю к реализации этого замысла.
- Вы дважды со своим мужем Федором Конюховым пересекали Атлантический океан, являлись участником международных экспедиций «По следам Великого Шелкового пути», которые проходили в Южном федеральном округе в России и в Монголии. А с 2011 года вы сформировали собственный караван верблюдов, и организуете экспедиции «Дорога мира» экологической, патриотической и иной направленности. Что значат для вас эти путешествия?
- Путешествия, или точнее экспедиции, – это источник познания, общения, обогащения и главное, они путь к более широкому просветительству, внедрению своих идей и благотворительности. Это путь к сотрудничеству и дружбе.
Я с детства любила путешествия. Наша семья много путешествовала по Горной Шории и Горному Алтаю, по екатерининскому тракту на танкетке, и затем на УАЗике мы добрались до Телецкого озера. Во время путешествий я купалась в горных реках, каталась на лошадях, ловила рыбу, поднималась в горы и обнимала необъятные стволы древних кедров и восхищалась мириадами звезд. Дух путешествий во мне жил всегда, и думаю, что во время первой же встречи с моим будущим мужем Федором Конюховым он это почувствовал.
Когда Федор предложил мне руку и сердце, он сказал, что мы отправимся в свадебное путешествие на яхте. В океане я увижу своих любимых дельфинов. Он выполнил свое обещание. Свадебное путешествие после венчания по маршруту от Чарльстона (Южная Каролина, США) до Ле-Сабля-д’Олон (Франция) на яхте через Атлантический океан состоялось. Хорошая погода, попутный ветер, всего один шторм, много солнца, птиц, рыбы и дельфины – все это было как и мечтала. Двадцать два дня путешествия пролетели незаметно. Я открыла для себя, что океан каждую секунду меняется, он отличается от моря, совсем другой по характеру, и теперь эта великая стихия постоянно манит меня.
Второе путешествие на яхте через Атлантический океан было намного длиннее и более экстремальным, оно продлилось полтора месяца. В этом плавании я лучше узнала своего мужа, окончательно поняла, что экстремальные путешествия – это его призвание и профессия. Он в океане на своем месте.
На верблюдах мы с Федором ходили дважды – в 2002 году караваном по Южному федеральному округу России, а в 2009 году по Монголии. Во второй караванной экспедиции принимал участие наш 3-летний сын Николай. Путешествия семьями, с друзьями, коллективами людей имеют важное значение для укрепления отношений между людьми, развития нашего внутреннего мира. Поэтому в 2010 году, выиграв грант, я создала постоянно действующий караван верблюдов в Калмыкии, а в 2011 году вместе со своими соратниками – учеными, студентами, педагогами, врачами мы стартовали с караваном верблюдов по Северному Кавказу и Южно-федеральному округу России. Это была первая экспедиция под названием «Дорога мира». Она посвящалась памяти жертв терроризма и современных войн. Караван прошел по территории 7 регионов России: Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Адыгея, Ставропольский и Краснодарский края, Республика Калмыкия и Волгоградская область. Мы посетили Эльхотовские ворота, Беслан, Буденновск и другие памятные места, посадили деревья, провели встречи с населением и уроки мира со школьниками, организовали выставки детских рисунков, патриотические фестивали и спортивные мероприятия. Сейчас на нашем счету уже 8 экологических, патриотических, просветительских и этнокультурных караванных верблюжьих экспедиций. В будущем миротворческие экспедиции для укрепления дружбы между народами будут проводиться и с нашими друзьями в других странах. Сейчас работаем над проведением экспедиций «Дорога мира» в Беларуси и во Вьетнаме. В этот проект вовлечены все поколения, от ветеранов войны и труда до малышей - воспитанников детских садиков.
- Что сложнее - ждать возвращения или отправляться вместе и почему?
- Вопрос о том, что сложнее - ждать возвращения или отправляться вместе с мужем, у нас не стоит. В нашей жизни есть и то, и другое. Вот только ответственность разная. В совместных экспедициях ты вовлечен в исполнение задуманного, и это не просто. В ожиданиях ты понимаешь, что твоя молитва и вера в хороший исход, поддержка мужа морально, успешная борьба со страхами и паникой помогают ему. Но если бы меня спросили: «Будь твоя воля, что бы ты выбрала: путешествие с мужем или ожидание?» Я бы сказала: «Путешествие». Иногда так и случается, но видимо, у меня другая судьба. Кто-то должен ждать на берегу, хранить семейный очаг, реализовывать свое призвание иным путем и делать земные дела. Поэтому как у жены у меня больше ожидания, но как у матери, бабушки, педагога, ученого и общественного деятеля, у меня много интересных и любимых дел и задач. Мне очень нравится созидать и заниматься добрыми делами, вовлекая других.
- Вы ученый-правовед, общественный деятель, учитель, писательница, путешественница, многодетная мать, матушка, жена известной в мире персоны. Как все это в вас сочетается и чего больше?
- Это все и есть жизнь человека, который имеет право быть счастливым.
- Поделитесь, пожалуйста, главными методами воспитания детей? Есть ли какие-то обязательные правила, семейные традиции?
- Воспитание – это прежде всего пример родителей. На мой взгляд, главная задача родителей в воспитании – вдохновлять детей на жизнь, творчество и развитие, на созидание и добрые дела. Каждый из нас это делает по-своему, как умеет и как может.
Наши старшие дети выросли, подарили нам внуков и живут отдельно, поэтому у нас сейчас образовалась малая семья - мы с мужем и наш младший сын Николай. Ничто человеческое нам не чуждо.
Мы любим вместе ходить в музеи, театры и кино, у нас есть любимые кафе, нам нравится вечером всей семьей смотреть хороший фильм и есть вкусняшки, нас объединяет интерес к животным и творчеству. Все трое мы любим читать и писать книги, собираться у Федора в художественной мастерской и писать каждый свой холст. У Федора это профессиональная картина, у меня с сыном любительские работы. Но нам нравится этот совместный процесс творчества, который еще больше сближает.
- Назовите пять качеств или ценностей, которые характеризуют крепкую семью.
- Сердечная теплота. Не сдерживайте себя в проявлении любви. Чаще говорите друг другу добрые слова.
- Диалог, а не монолог в семье: мужа и жена, родители и дети должны разговаривать, когда у них есть друг к другу вопросы.
- Доверие и уважение. С уважением относитесь к выбору ребенком своего жизненного пути, даже если вы представляете для него другое будущее.
- Верьте в успех ближнего и вдохновляйте друг друга.
- По возможности объединяйте усилия на совместные проекты и регулярно путешествуйте семьей.
- С 2010 года, когда ваш муж Федор Конюхов принял сан православного священника - вы стали матушкой. Как вы пришли к духовной жизни?
- Духовность – основа нашей семейной жизни. У нас с мужем, у наших детей есть немало историй, когда Господь Бог помогал по молитве и вере. Наши сыновья Семен и Николай учились в православной гимназии в начальных классах, служили в алтаре, пели в хоре на клиросе. Николай, который учился в Московском суворовском военном училище, каждую субботу вставал перед учебой на два часа раньше своих ровесников и шел с небольшой группой ребят на утреннюю службу в Храм. Каждое утро и каждый вечер перед сном он читает молитву, под подушкой у него всегда лежит икона Святителя Николая Чудотворца. Николай делится со мной, как молитва помогает ему в учебе, спорте, в налаживании отношений с ровесниками и взрослыми.
Каждый в этой жизни сам делает выбор, какой путь духовности выбрать. Но все мы должны помнить, что несовершенны, и нам не справиться в одиночку с теми трудностями, которые выпадают на долю каждого из нас.
- Ирина Анатольевна, вы занимаетесь и молодежным правом. Расскажите нашей целевой аудитории, каким видится вам молодежное право будущего?
- Право должно обеспечить достойное место молодежи в современном государстве и обществе, дать импульсы для всестороннего развития, помочь молодежи найти себя, жить по призванию и активно участвовать в созидании. Главный вопрос сегодня – перенаправить сознание молодых людей от потребительства к активной добродетели. Для этого нужно возрождать студенческие строительные и иные трудовые отряды. Я, к примеру, после второго и третьего курса на летних каникулах бесплатно работала воспитателем в детской колонии. Эта работа многое мне дала не только в человеческом плане, появилось четкое осознание того, важно с юности чувствовать себя нужным людям.
В современном праве еще немало проблем, связанных с реальной помощью молодежи в их материальном и нравственно-духовном становлении. В частности, нашему государству нужно возродить советскую систему бесплатного средне-специального и высшего образования. Важно снова заняться организацией рабочих мест и предлагать выпускникам работу по окончании учебы. Сейчас много, так называемых, фрилансеров, то есть тех, кто живет в «свободном полете», в итоге, они не всегда справляются с самообеспечением и оказываются в затруднительном материальном положении. Отсутствие чувства ответственности у молодых за свое будущее и слабая вовлеченность в государственную и общественную жизнь влечет за собой формирование субкультур безответственного поведения, которые заводят в тупик. Сторонники таких субкультур, как «тититеймент» (ориентир на развлечение и тунеядство), «дауншивтинг» (то есть жизнь по минимуму затрат и усилий), «дизайнеры человека» (фатальная предопределенность возможностей) и прочие – все эти субкультуры приводят к печальному концу, и, если даже молодой человек со временем осознает свой ошибочный путь, его время уходит, ему трудно наверстывать упущенное.
Если говорить о будущем молодежном праве, то его основой должно быть формирование идейно и нравственно ориентированной личности. Поэтому важно уже с детского сада, затем в школах и вузах вводить курсы духовно-нравственного воспитания молодежи, формировать в них основы знаний об этике и эстетике будущей семейной жизни. Семья должна строиться на традиционных естественных и гуманистических ценностях, и это не только, к примеру, такой непреложный принцип, как брак – союз мужчины и женщины, но и правильное отношение молодежи к абортам, суррогатному материнству, трансплантационной медицине, эвтаназии и пр. Мне думается, что наша семейная культура, основанная на нравственности, не должна допускать понятий «оно», права на перемену пола детей или на усыновление детей однополыми парами. Я очень осторожно отношусь к разрешению суррогатного материнства, как и не принимаю наше законодательство в той части, в какой оно допускает аборты не только по медицинским, но и по социальным причинам. Государство как бы снимает с себя ответственность, в то время как оно должно делать все возможное, чтобы не было социальных причин для аборта и суррогатного материнства: отсутствие или плохое жилье, низкая заработная плата, кредитные долги и многое другое. Нужно повысить уровень жизни всех категорий, но особое внимание уделить молодым семьям. У нас многое уже делается в этом направлении, но важно усилить социальную и духовно-нравственную защиту молодежи.
- Что вы пожелаете молодежи?
- То же самое, что и моим детям – найти себя в этом мире и жить по призванию. Если проучились в вузе, получили профессию юриста, а потом поняли, что это не ваш путь - не бойтесь менять профессию. Кто-то всю жизнь занимается юриспруденцией и органично развивается как личность, несет через свою профессию добро и справедливость, а кто-то начинает ощущать, что его развитие как человека остановилось, он скучает, исполняя свои профессиональные обязанности, проявляет равнодушие, его сердце постепенно ожесточается… Тогда нужны срочные перемены. Иногда достаточно поменять сферу деятельности, предмет изучения и не покидая свою профессию. Но когда это не помогает, и вы ощущаете, что жизнь неинтересна, срочно меняйте ее. Юрист не имеет права на ошибку, его глаза всегда должны гореть верой в право и любовью к человеку.