Все новости
Гость «МГ»
6 Сентября 2022, 14:04

Опера и оперА: уфимская актриса помогла задержать телефонных мошенников

Олеся Хуснутдинова не только заслуженная артистка РБ, солистка Башоперы, талантливая поэтесса и мама очаровательной дочурки-первоклашки, но и ответственный человек с чёткой гражданской позицией: недавно оперативно помогла полиции задержать преступника.

- Олеся, вы такая хрупкая и нежная и вдруг такой поворот! Расскажите, пожалуйста, как это было?

 - Их много, увы, этих нашумевших историй, и в одну из них попал родной мне человек. К сожалению, многих пожилых людей уже успели развести по этой накатанной схеме, а  она до сих пор срабатывает.

Мошенники звонят на домашний телефон и разыгрывают душещипательную драму. Вот и маме сообщили, рыдая «моим» голосом, якобы я в ДТП сбила ребенка, маленькую девочку по имени Кристина, она при смерти. Девочке немедленно требуются деньги на операцию, иначе она не выживет. Если девочка погибнет, тогда меня посадят.
Необходимо срочно передать врачам какую-то сумму, чтобы они начали операцию. Далее к разговору подключается «следователь», которому я якобы передаю трубку. У меня же порвана губа, её теперь зашили и для меня в больницу требуется собрать пакет с вещами: чистую простынь, мыло и другие вещи.  Туда же следует положить в мешочке деньги, мешочек завернуть в полотенце. Подъедет «свой надёжный человек, личный водитель», которому нужно будет передать пакет с деньгами и вещами.

Мама в стрессе, увы, даже не заподозрила неладное. Она чётко следовала инструкциям мошенницы - сначала достала и пересчитала купюры: сколько их, какие по номиналу, записывала под диктовку, а затем переписывала заявление «начальнику управления, полковнику полиции...», ходатайствуя «о примирении сторон», отчитывалась перед «полковником» о предоставляемой для Кристины сумме. Третьим написанным «диктантом» был экземпляр заявления на получение страховой выплаты, которую якобы государство позже компенсирует, и не пропадут передаваемые деньги, не сгинут в неизвестность.
Пока мамино сознание занимали заявлениями, сбором сумки мне в больницу, пересчётом годами бережно накопленной суммы, которую мама решила держать «на похороны», преступники на том конце провода подыскивали курьера, который приедет за наличкой. 

- Но это же развод с «бородой»! Все вроде бы про него знают. Как могла ваша мама купиться?

- Прозванивают многих, но верят аферистам именно пожилые люди, которые не читают СМИ и соцсети, где пишут про эти схемы. Которые от эмоционального стресса просто впадают в ступор. 

Преступники так же спрашивают у жертвы номер сотового телефона, человек сам диктует его, ему тут же перезванивают для продолжения общения «со следователем», а трубочку домашнего просят положить рядом, оставаясь при этом на связи для «дочери, которая скоро вернётся и выйдет на связь». Мама положила в пакет лучшее в доме бельё, самое душистое мыло... Отдала курьеру последние деньги ради моего «спасения». Оставила себе всего 200 рублей! На дорогу до меня, видимо.

- Как отреагировала мама?

 - Мама причитала: «Что ж ты молчишь, поругай меня хотя бы!» А я смотрела на душащие её всхлипы и сама дышать боялась, очень за нее волновалась, скорую ждала… Хотя дома пар выпустила сразу после того, как поговорила с мамой и положила трубку. Домашние мата от меня никогда раньше не слышали...
Как сказала моя дочь: «Нэнэйка! Да ты же самая лучшая мама на свете! Ведь ты отдала всё ради своего родного ребёнка, ради моей мамочки!»

- В этих колл-центрах, видимо, гипнотизеры работают. Или специалисты по нейролингвистическому программированию.

- Да, нужно сказать, эти ребята великолепные психологи и большие артисты!
Казалось бы, как можно было за столь продолжительное время не догадаться, не заподозрить неладное? Ведь обманутым жертвам ни одной светлой мысли в голову не приходит, они как загипнотизированные собственными руками собирают пакет с вещами и деньгами, чтобы доверчиво передать преступнику!
Знаете, когда преступники позвонили и мне, на маминой истории обученной, и на телефоне их держала  два часа уже я, а не они меня, как им, наверное, казалось, у меня и то ёкнуло и быстрее забилось сердце. Я за время разговора с липовым следователем вспомнила все уроки актерского мастерства в институте искусств с моими педагогами-режиссёрами. После них порой домой возвращалась выжатая, как лимон. Галеева Рустэма Мидхатовича вспомнила, Марата Магафуровича Хисматуллина… Чувствуя себя, как на театральном экзамене, где я должна поверить в предлагаемые обстоятельства и талантливо сыграть здесь и сейчас, потому что пересдачи точно не будет.

Опера Шарля Гуно «Фауст». Маргарита-  Олеся Хуснутдинова.
Опера Шарля Гуно «Фауст». Маргарита- Олеся Хуснутдинова.

Я желала всей душой, чтобы тех, кто чуть до инфаркта не довёл мою маму, непременно нашли, Бога молила об этом! И вот они у меня на крючке…

- То есть вам тоже позвонили с подобным разводом?

 - Да, спустя 1 месяц и 20 дней мне звонит сын, которого у меня отродясь не было, и сообщает, что он попал в аварию. Схема один-в-один с маминой. Слёзно просит 800 тысяч (у мамы просили миллион). Я вру, что у меня только двести и подыгрываю товарищу «следователю» Захарову Сергею Николаевичу.
Первый свой звонок в полицию с третьего номера телефона (у меня два сотовых – кнопочный старый, который продиктовала преступникам, и смартфон) я делаю из ванной, когда «Захаров» отпускает меня в кухню «принять валидол». Выключаю на нём звук и взглядом отслеживаю звонки из полиции, пока общаюсь с мошенниками.
Отвечать я полиции, увы, не могу, но преступник находится на громкой связи и оперативники всё слышат, хотя и пытаются мне параллельно что-то сказать в другое ухо. Я звоню им всякий раз, когда меня отпускают за каждым из трёх листочков для написания очередного заявления, собрать пакет с вещами в больницу «для сына», принести для пересчёта купюры… В полиции отвечают, что ко мне выехали и чтобы я потянула время. Предупреждаю, чтобы по домофону не звонили, чтобы не спугнуть мошенников, что я им открыть не смогу и это их задача – попасть в подъезд без моего участия. Дверь в квартиру открыта. Звук у домофона тоже выключен. Заходите, ребята, только тихо! Мошенникам сообщаю, что домофон сломан, чтобы зашли как-то по-другому или обещаю спуститься. Опера прибыли, двое вошли в квартиру и затаились. Дослушивают наш радиоспектакль вживую по эту сторону кулис судьбы молодого парня, решившегося участвовать в ограблении очередной пожилой жертвы.
   
- Все прошло как по маслу?

- Были мелочи, которые меня чуть не подвели. Дело в том, что я не сразу стала писать под диктовку липовое заявление, но позже сообразила, что лучше выполнять их мелкие просьбы, а не делать вид. Так и есть, преступник попросил меня перечитать написанное. Я подумала – всё, провалила. Сейчас они сообразят!

В гримерке перед спектаклем.
В гримерке перед спектаклем.

Рядом стояла пустая чашка с ложкой после чая. Я звякнула и запричитала, что пролила недопитый чай, а писала гелевой ручкой и «шапка» заявления растеклась.

На том конце раздались гудки, но через минуту мошенники всё-таки решили перезвонить и наш спектакль продолжился.
Меня отпустили переодеться – пора встречать «надёжного человека» Романа Викторовича, потому что он уже подъезжает. Нужно было срочно где-то найти бабушку. Я ведь соврала, что мне почти 81!

- Вы мгновенно решили перевоплотиться в бабушку? Успели войти в образ? 

- Понимая, что подниматься на 9 этаж к пожилой соседке, долго объяснять ей ситуацию, пугать человека я не могу и не успеваю, я побежала к зеркалу рисовать морщины, растушёвывать их, чтобы придать более естественный вид. Спасибо Гилязевой Любови Фоминичной – преподавателю грима. Урок, на котором она мне мастерски наложила грим Бабы Яги, я помню до сих пор. Вот он мне и пригодился. Это был единственный раз, когда меня состарили. Возрастных героинь на сцене играть пока не приходилось.

Тот самый грим Бабы Яги! Навыки мастерства пригодились.
Тот самый грим Бабы Яги! Навыки мастерства пригодились.

Запахиваюсь в узбекский халат мужского размера, слегка взлохмачиваюсь, прибираю концы волос назад, под ворот халата. Чуть сгорбилась – и со скорбным лицом вышла навстречу курьеру. Передо мной молодой парень лет 18-25. Как под копирку – будто тот, который маму грабил (осталось видео и скрины с подъездной камеры). Тоже в черной кепке, маску до карих глаз натянул.

Спрашиваю: «Роман?» Кивает в ответ. Передаю ему пакет, набитый разной ерундой, какую нашла, куски тряпок, коробка из-под мёда в сотах, недопитый сироп шиповника, бумаги, мешки, для тяжести банку с водой завернула. Дальше уже черёд оперативников. Парня взяли с поличным – с перепиской, с руководством к действиям. 

Скрины с камер видеонаблюдения квартир уфимцев, обманутых телефонными мошенниками. Это курьеры.
Скрины с камер видеонаблюдения квартир уфимцев, обманутых телефонными мошенниками. Это курьеры.

- Говорят, что подобным образом работают, в основном, украинские колл-центры. А курьеры местные?

- Парень свой, родной, «башкирский». Знал, на что шёл… Горе для родителей, наверное. Не знаю, в какой семье он воспитывался, раз на такое решился…

 - Удивительная женщина! Олеся, вы проявили героизм и отвагу! Вам страшно не было? Мало ли…

 - Я волновалась. Правда, очень. Как на экзамене. Я думала о маме и обо всех обманутых и ограбленных пожилых людях, ведь мама за те сутки стала седьмой жертвой в Уфе!  Люди лишились больших сумм, а так же здоровья и обыкновенного человеческого доверия. А как жить без него, с бедой?

Слёзы мамы, мощное нервное потрясение, приезд скорой, полиции, подъезд, в котором я после дактилоскопической экспертизы на следующий день долго отмывала следы порошка на двух этажах – первом и мамином, лифты, то, как мама после вколотого успокоительного и снятия ЭКГ поила сотрудников полиции ночью чаем с бутербродами в надежде восстановления справедливости – всё перед глазами… А таких курьеров, как тот парень, их много. Не он первый и последний. Ещё одного задержали в другом регионе.

- Не выяснили, кто вам звонил и пытался обмануть?

 - Звонят, вероятно, с Украины. Хотя, быть может, даже из соседнего подъезда, но преступники научились звонить через Интернет. Высвечиваются Бог знает какие длиннющие номера… + 7 700… как с другой планеты. Но говор на мой слух украинский. Они хотя и разговаривают по-русски, а гласные у них всё равно немного по-другому звучат. И фамилии, когда жертва пишет заявление, диктуют украинские - «полковнику полиции Левченко» и, кстати, даже имя жертвы не меняют: ту же Кристину ДенисенКО сбил и мой «сын». Только подросла многократно сбитая девочка за полтора месяца до двадцати одного года.

Мошенники уже и немцев, как говорит сарафанное радио, начали в Европе доставать. Только там не наличкой просят, а с банковскими картами работают. Выдаёт их плохой немецкий. Но там народ пока непуганый. Тоже попадаются, верят.

На вручении почетного звания «Заслуженная артистка РБ».
На вручении почетного звания «Заслуженная артистка РБ».

- Олеся, а вам «спасибо» за оказанное полиции содействие сказали? Наградили чем-нибудь? 

 -  Спасибо мне сказали соседи, когда узнали, от всей души поблагодарили бабушки. Некоторые из них как раз сидели на скамейке, когда всё происходило. Дни-то теплые стоят. Парня описали как молодого, симпатичного. Спросили, почему он сидел на газоне возле пакета в трусах. Я-то дальнейших подробностей не знаю – своё дело сделала и сразу в душ, смывать негативную энергетику минувшего дня. Я сама очень благодарна нашей полиции за то, что откликнулись, прибыли и провели успешное задержание. Для мамы хоть какое-то восстановление справедливости, деньги-то всё равно уже не вернёшь.
Стратегического «похоронного» запаса больше нет, так что продолжаем жить!

Да, на следующий день я перезвонила в полицию и узнала, что на этого парня уже имелись ориентировки, что он вышел на дело не первый раз, что «копают дальше»…

Оперный freestyle «Как я люблю тебя?!» Салавата Низаметдинова.   Олеся Хуснутдинова в роли пантеры Терры.
Оперный freestyle «Как я люблю тебя?!» Салавата Низаметдинова. Олеся Хуснутдинова в роли пантеры Терры.

 - Интересно, что делают мошенники при удачном раскладе? Ведь могли прижать курьера и проследить за ним, куда он отправится с пакетом…

- Как мне рассказали сотрудники полиции, наличку курьеры никому передавать не едут, а забирают свой процент и остальное переводят на банковский счёт. Пакет с вещами выбрасывают. Они даже не видят, возможно, заказчиков, то есть тех, кто по телефону весь спектакль разыгрывает и диктует курьеру адрес, по которому ожидает психологически обработанная жертва.

Я тоже размышляю на тему а что было бы, если бы… и всё ли возможное сделали сотрудники полиции. Если бы, например, разговор с мошенником я продолжила после передачи пакета курьеру, наверняка он бы себя уже через минут пять исчерпал, как только бы курьер покинул опасную для него зону непосредственной близости к месту преступления, выпотрошил бы пакет… Этот липовый следователь обещает чуть позже сам заехать за заявлениями, которые под диктовку пишет его жертва.
Если бы сотрудник полиции, забрав телефон курьера, продолжил переписку от его имени, завладел номером карты, на которую тот просит сделать денежный перевод наличных средств, оставалось бы немного до данных владельца этой карты – просто истребовать их на основании закона у банка… или я не права?

- Как удачно бумеранг возмездия развернулся, однако. Ведь мошенников угораздило позвонить именно вам, а вы сразу сообразили, как действовать. Может быть, устроиться на полставки в полицию? Не предлагали?

 - Я сама предложила, чтобы обращались, если что… Я на самом деле не всё вам рассказала. Вы ведь просили историю об успешном задержании. Есть ещё предыстория, неудачная, безуспешная.
Во-первых, подобного рода звонок я получаю уже третий раз – представляете, какой объём абонентов они ежедневно обзванивают, если попали три раза только ко мне?
Первый раз звонок от «сына, попавшего в ДТП» я получила задолго до истории с мамой. Тогда я просто положила трубку. Так поступают многие, почти все. Но в нашей семье, как говорится, рак на горе уже свистнул, поэтому места равнодушию не осталось.
Следующий звонок, второй, был уже через неделю после ограбления. Я начала подыгрывать мошенникам так же, как в третий – успешный – раз. Но мошенники не лыком шиты, жертву свою проверяют, тестируют. Меня спросили сколько мне лет, я ответила «шестьдесят пять». Липовый следователь попросил назвать год рождения, а я сразу сосчитать не смогла, причитала только «беда-то какая», они трубку просто положили. И, да, ещё один прокол был, настороживший их. Я не сообразила отключить на смартфоне звук входящих вызовов, когда параллельно с общением с мошенником набирала в вотс апе сообщение сотруднику полиции, приходившему к маме в день ограбления. А он возьми да сразу перезвони мне. Они испугались и перестали со мной общаться. Они тоже очень осторожные.

- Удивительно, как настойчиво вам звонили аферисты. 

- И даже это ещё не вся история. Спустя шесть дней после инцидента с мамой и ее ограбления я напекла вак-беляшей, и мы с дочкой пошли навещать нашу нэнэй, она рядом живёт. И вдруг я вижу ЕГО! Того самого…преступника, как подумала я. Никого вокруг нет, первый тёплый день после июньских дождей, все, наконец, разделись. И идёт парень в черной кепке, голубой маске до самых глаз, весь в тёмном до запястий и щиколоток, как и тот, который к маме приходил. Тоже с пакетом, ещё и наушниками уши закрыл. У меня сердце так и ёкнуло. А как задержать? 

- Вы, грациозная женщина, решили одна задержать предполагаемого преступника?!

- Задержать же нужно… Я пошла за ним, окликнула, спросила время. Он вздрогнул от моего голоса, отпрянул, усилив мои подозрения, сказал, что часов не носит. Когда я вежливо попросила его снять очки, он резко сорвался с места и побежал. Я бросила пакет с беляшиками, крикнула дочери, чтобы шла к нэнэйке меня ждать, сама кинулась следом. Бегу, кричу ему, что опознала его, что он не уйдёт, грабитель. Он остановился и давай лягаться, как конь, в мою сторону. Я отхожу, уворачиваюсь. Снова побежал. По пути бросался какими-то палками. В общем, один неравнодушный мужчина заметил, нагнал его, вышел из автомобиля и помог его задержать. При задержании этот мужчина, перелезая через заборчик на пешеходную сторону тротуара, упал. Задерживаемый схватил булыжник, ударил его по голове. Я как раз подбегала, думала, сейчас убьёт. Но мужчине удалось его повалить. Он еле его держал. Я, опасаясь, что вырвется и ускользнёт, помогла, как смогла, до приезда полиции, его удерживать, когда подбежала.

В общем, не тот оказался. В полиции сначала допросили задержанного. В участок подъехали родители убегавшего парня, его сестра. Я ещё подумала, возможно, подельница, которая с мамой общалась. Оказалось, что я задержала лаборанта Башмедуниверситета. Из этических соображений не буду называть его имени. Следователь отвёл меня в сторону и произнёс: «Ну, очень сильно похож! Но это не он. Вам придётся извиниться».

Он подошёл вместе со мной к задержанному и его семье, помог разъяснить всю ситуацию, из-за которой по ошибке был задержан лаборант. Я принесла свои глубочайшие извинения, и они в свете только что произошедших событий, конечно, не были пока приняты. Я их понимаю. Наверное, нужно обладать множеством разнообразных человеческих качеств, чтобы сделать это сразу после случившегося. Стресс испытали все – лаборант, его родители, я не меньше.
Вся семья осталась в отделении полиции составлять заявление о ложном задержании. Меня, видимо, теперь ожидает административная ответственность за то, что не дала спокойно парню дойти до дома. Шёл себе, шёл человек, только вот как-то из мединститута занесло его  в наши дворы-то… не по пути как-то. Спрятался от всех под маской, кепкой, форму ушей прикрыл, весь закутанный – лица не разглядишь, шёл, никого не трогал, и тут я…преступников бегаю ловлю с ребёнком. В полиции в тот день веселья нагнала я, конечно… Пока объясняла, зачем его задерживала, опера в кабинете словно анекдот слушали.

- Кричали «держите вора!» своим прекрасным лирико-драматическим сопрано? Вот не знаю, бывал ли этот мужчина в театре, но подозреваю, что сейчас точно туда ходить не будет. По крайней мере на оперу. Ситуация, достойная сценария Феллини. Шучу, конечно. А вы большая молодец! Не каждая женщина осмелится на такое преследование и задержание. 

- Я сейчас вспомнила, как однажды какому-то изданию давала интервью, и меня спросили, приходилось ли в жизни, а не на сцене играть, теперь выходит, что пришлось. Но всё-таки понадобилась одна провальная «репетиция» - тот сброшенный мошенниками звонок, когда я не сумела быстро подсчитать год рождения, сказав, что мне 65. В этот раз я просто называла мамины данные…С вашего позволения я обращусь к читателям?

 - Олеся, конечно!

 - Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными, если вам звонят мошенники. Сообщите в полицию и, главное, помогите задержать преступников. Не думайте, что ваши родители, бабушки, дедушки в здравом уме и твёрдой памяти, что подобная беда никогда их не коснётся. Я тоже так думала. Будьте бдительны! Самые незащищённые слои населения – дети и старики. Это святое. Им нужна наша защита. А мошенникам нужен отпор, чтобы боялись.

Информируйте о всех услышанных мошеннических схемах пожилых людей, напоминайте им, поверьте, это не будет лишним!


Беседовала и искренне восхищалась героиней рубрики Эмилия Завричко. 

Читайте нас: