Все новости
Гость «МГ»
29 Мая 2023, 10:50

Евгений Горлачев: «Кто забывает свое прошлое – не имеет будущего»

Как живут простые люди на новых российских территориях? Как там работают учреждения культуры и работают ли вообще? «Молодежка» продолжает цикл очерков и интервью из Запорожья журналиста Тимура Савченко.

Сегодня мы побываем в мелитопольском краеведческом музее и пообщаемся с его директором Евгением Горлачевым – человеком энергичным, целеустремленным и принципиальным. Чем-то неуловимо похожим на комиссара Каттани из знаменитого итальянского сериала «Спрут». Может быть кобурой на поясе, может, выражением лица и гордой осанкой. 

Наверняка удивились бы уфимские или стерлитамакские музейщики, увидев своего коллегу при оружии, но такова уж суровая реальность новых регионов.

Жизнь Евгения Горлачева настолько насыщена событиями, что можно было бы написать о нем повесть средних размеров.  Основатель мелитопольского реконструкторского движения, активист, проводивший в городе акцию «Бессмертный полк» и другие патриотические мероприятия, неоднократно попадал в застенки СБУ за свои убеждения, один из основателей добровольческого батальона имени Судоплатова, с недавнего времени возглавляет музей. Однако обо всем по порядку: 

- Евгений Сергеевич, расскажите немного о себе: где родились, где учились, чем увлекались?

- Родом я из Мелитополя – коренной во многих поколениях. Здесь и папа с мамой родились, отсюда дед на фронт ушел. Хорошая, большая, дружная советская семья у нас была. Все прекрасно жили, любили ту, советскую Украину. День нашей общей Победы отмечали всем миром. Без иронии говорю – по отцу я русский, по маме – украинец. Да, как и большинство жителей нашего края, наверное.

Окончил школу, отучился на помощника машиниста, работал на тепловозе, затем на заводе вместе с отцом трудился, после – во внутренних войсках служил. 

А что до увлечений, то с раннего детства занимался военной историей. Тут, видимо, дед свою роль сыграл. Он закончил войну в 45-м в Китае – в конце войны их часть с западного фронта на восток перекинули, с Квантунской армией сражаться. Вернулся домой с ранениями, наградами. Ну, мне, пацану, понятное дело интересно было его расспросить о войне, а он только отмалчивался, да песню иногда пел: «И летели наземь самураи под напором стали и огня…» Замечали, наверное, что настоящие ветераны не любят о боях рассказывать? Так я и начал книги читать про Великую Отечественную, в «зарницу» с пацанами играли, на местах боев сам раскопки устраивал. Хорошо хоть на каком-нибудь снаряде не подорвался, - смеется Евгений Сергеевич.

- Теперь ясно откуда у вас страсть к реконструкторскому делу. Как все это начиналось?

- В 2004 мы с друзьями создали военно-исторический клуб «Противостояние». Увлекались и скифской тематикой, и Великой Отечественной. На день освобождения Мелитополя постоянно организовывали театрализованные представления, другие мероприятия. Меня, кстати, впервые в СБУ забрали за то, что в немецкой форме сфотографировался. А мы просто представляли эпизод взятия линии обороны «Ватан». Сейчас о таком даже вспоминать смешно. Тоже мне – нашли «фашиста»!

В 2008 году мы познакомились с Евгением Витальевичем Балицким (ВРИО губернатора Запорожской области – прим.). А он же и сам военный – оценил нашу деятельность, начал помогать клубу. И Галина Викторовна Данильченко (ВРИО главы Мелитополя – прим.) нас поддерживала. Так было до майдана. Затем начались сложности. Последний «Бессмертный полк» мы провели в 2017 году – после и георгиевские ленты запретили, и советские праздники проводить. Да что я вам рассказываю – сами помните.

- А что сейчас с вашим клубом, Евгений Сергеевич? Как вы создавали добровольческий батальон имени Судоплатова?

- Клуба в том составе, в каком он возник, больше нет: после начала СВО, где-то треть наших товарищей уехала на Украину. Вообще, военные действия, вхождение области в состав России очень полярно поделили общество. Никого не стану осуждать, но сам, как вы понимаете, всецело поддержал вхождение Запорожья в состав Российской федерации. При этом никогда не стану кидать грязью во все украинское. А то находятся сейчас такие, которые возмущаются – почему в музее надписи на украинском? Так и хочется спросить – а чем мы тогда будем лучше бандеровцев, если начнем со всем украинским без разбора бороться?

Про батальон имени Судоплатова скажу, что его формированием я занялся по личной просьбе Евгения Балицкого. Сделал свое дело, внес лепту в общее дело. Но и сейчас занимаюсь задачей не менее важной – работаю над тем, чтобы сохранить нашу историю для будущих поколений.

- Как же получилось, что вы стали директором музея?

- Да здесь все просто, - улыбается мой собеседник. – Когда российские войска подходили к Мелитополю, предыдущий директор бежала из города. И не просто бежала, но еще и спрятала уникальную музейную коллекцию «Золото скифов» - унести, видимо, сил не хватило.
Вместе с ней бежало и большинство старых сотрудников. Зато те, что остались, сами организовали охрану родного музея, чтобы не допустить мародерства. В этих условиях Евгений Витальевич и направил меня на «музейный фронт». Золото скифов удалось обнаружить в подвале, организуем сейчас различные мероприятия для детворы и взрослых, сотрудничаем с художественной школой, проводим выставки и мастер-классы. Одним словом – строим нормальную культурную жизнь. И люди, боявшиеся первое время, начинают к нам тянуться. Банальную вещь скажу, но кто забывает свое прошлое – не имеет будущего. А музей и есть – настоящая кладовая нашей истории.

 

Читайте нас: