Какие изменения ждут жителей России с 1 июля
Все новости
Гость «МГ»
8 Июня 2023, 16:03

Солистка Башоперы Аида Габдулхакова: «Любая роль должна быть продуманной, иногда пережитой, пропущенной через свой опыт и мысли»

На прошедшем с 1 по 3 мая в Москве пятом международном конкурсе музыкантов, исполнителей и вокалистов «Кубок Китая и России» солистка Башкирского театра оперы и балета Аида Габдулхакова получила диплом I степени в номинации «Академический вокал». Очередная высокая творческая победа пополнила копилку наград Башоперы и приятно согрела душу всем поклонникам великолепного сопрано молодой талантливой певицы. Сегодня Аида – героиня рубрики «Гость МГ».

 - Аида, расскажите немного о прошедшем в Москве «Кубке Китая и России». Сколько всего было участников? Кроме двух великих стран, какие еще государства соревновались в музыкальном мастерстве и вокале?

 - Этот международный конкурс традиционно проходит в рамках сотрудничества Московского государственного института культуры и Яньчэнского педагогического университета. Причем проходит поочередно – в России и Китае и, конечно, укрепляет тесные культурные связи двух великих стран. Говорящим символом конкурса стал Яньчэнский журавлик, летящий из Китая в Россию и обратно без границ. Ведь всех нас объединяет музыка, не требующая перевода… Всего на конкурс было подано более 160 заявок на участие. И, насколько я знаю, там были представлены участники из разных стран.

Светлая атмосфера конкурса напоминала Страну детства, поскольку там участвовали юные музыканты и вокалисты всех возрастов, от мала до велика. Глядя на них, я вспоминала и свое счастливое детство, становление в музыкальной школе, Академии искусств имени Загира Исмагилова, в Оперном театре… Наш худрук Аскар Амирович Абдразаков и другие члены именитого жюри самым внимательным образом, очень терпеливо прослушивали певцов всех возрастов. Спасибо им! Конкурс проходил три дня в номинациях фортепиано-скрипка и вокальное искусство.

 — Аида, это не первая ваша победа в международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских конкурсах. Какая из наград самая значимая для вас? А самая неожиданная победа где случилась?

 - Впервые  конкурсный дух и страстное желание непременно победить на соревнованиях я ощутила в пятилетнем возрасте, на сабантуях в Учалинском районе, где я проводила все лето у своих бабушки и дедушки. Самая неожиданная и запомнившаяся мне победа случилась именно на сабантуе, где я получила главный приз, исполнив итальянскую песенку и башкирскую народную песню «Тунэрэк куль», которой меня научила моя бабушка.
Потом были более высокие по статусу фестивали и награды. Но самой  дорогой для сердца теплыми воспоминаниями вселенского детского чистого восторга осталась именно та, первая победа!
Если честно, для детей конкурсы – это всегда большой стресс. Их сравнивают с другими детьми. Они боятся не оправдать возлагаемых на них педагогами и родителями надежд, могут появиться разные комплексы.
А вот эти ежегодные выступления на сабантуях меня сильно закалили. Это помогло мне в дальнейшем успешно отучиться в среднем специальном музыкальном колледже, участвовать в разных конкурсах. И таким образом я наработала здоровый соревновательный творческий дух.

— А кто посоветовал вам поехать на российско-китайский конкурс? 

— В марте этого года на вокальный всероссийский конкурс в Белорецке меня пригласил   Олег Геннадиевич Свистунов, председатель жюри конкурса. Тогда я заняла Гран-при. Олег Геннадиевич много рассказывал нам о музыке, играл на скрипке и мы выступали с ним на совместных концертах в стенах ССМШ. Потом он же пригласил меня в Москву уже на международный конкурс.

- На одной из пресс-конференций генеральный директор Башоперы Александр Алексеев рассказал о гигиене голоса. Что академическим вокалистам категорически нельзя петь эстраду. Неужели все так строго? И даже дома, например в душе, вы поете только партии из спектаклей? Какие песни и музыку любите?

 - Да, наш генеральный директор Александр Леонидович очень серьезно относится к вокальному искусству. И он раскрыл на том брифинге лишь часть уклада жизни певца. На самом деле существует очень много ограничений, чтобы сохранить голос. Каких? Это, наверное, исходит из конкретных особенностей организма певца, его здоровья и возможностей.

А вообще, самое главное — это любить свое дело. Спеть с любовью можно любую музыку, и зритель обязательно это почувствует и раскроет свою душу, сердце. Лично я люблю самую разную музыку, но особенно – выразительную, тонко и точно передающую суть, эмоциональное содержание, настроение того или иного явления, события. А этим критериям в полной мере отвечает именно классика.

 — Вы работаете в Башопере всего седьмой год. Но уже не только успели ярко заявить о себе в ряде партий в операх, опереттах и детских спектаклях, но и дважды стали мамой. Как все успеваете? Расскажите немного о вашей семье и семейных традициях.

 — Получается, что в Башопере я работаю с детства. Я выступала в детской оперной студии пения при БГТОиБ, участвовала во многих спектаклях. Например, в рок-опере Салавата Низаметдинова «Мементо» мы были на сцене почти три часа. И именно там, в детской студии, я встретила своего будущего супруга. Мы все там дружили, но я тогда еще выделила Рому как очень хорошего, надежного мальчика.
Позже пути наши разошлись, чтобы потом через много лет соединиться уже навсегда. Можно сказать, наш союз, моя любимая семья родились именно на сцене Башоперы.  

С мужем мы и по сей день поем на семейных праздниках дуэты из «Бременских музыкантов» или знаменитую «Застольную» из оперы Джузеппе Верди. Для Романа пение осталось любимым увлечением, для меня стало профессией.
Первое место на конкурсе «Кубок Китая и России» — это наша общая семейная победа, так как у нас необыкновенно сплоченная и дружная семья.

Например, когда я работаю на репетициях, с детьми остаются  наши мамы и папы, за что мы им безгранично благодарны! Как и педагогам, которые вложили в меня  все свои знания и любовь.

У нас замечательные семейные традиции, которые выражаются в творческой преемственности поколений. Гениальный художник, мой папа Амир Мазитов, декан факультета изобразительных искусств УГИИ, заслуженный художник РБ, учил меня рисованию, а сейчас уже учит внучек. Другой наш талантливейший дедушка Радик Габдулхаков пишет шедевральные тексты, учит внучек слагать стихи, поет с ними детские песни. Наши мамы тоже очень талантливые в плане пения и живописи, но пока, понятно, занимаются больше  воспитанием малышек во всех направлениях. Например, старшую учат готовить, наводить в доме идеальный порядок.

 — Над чем сейчас работаете в театре и в каких еще конкурсах планируете поучаствовать в ближайшем будущем?

 — Могу процитировать Маяковского: «Я планов наших люблю громадье!» Сейчас, после пятилетнего перерыва, двух декретных отпусков, я восстанавливаюсь в репертуаре. Мы готовимся к поездке 12 сентября в Москву, где в Большом театре состоится опера «Садко» Римского-Корсакова. Ее премьера прошла в Башопере в этом году.  Я там исполняю партию Скоморошины, а перед тем, как петь, танцую и даже делаю колесо.
9 июня у нас состоится спектакль «Хрустальная туфелька» для детишек, где я исполняю Золушку. 16 июня в опере «Салават Юлаев» я исполню партию Аннушки.

За пять лет я безумно соскучилась по сцене и работе и накопила очень много эмоций, чувств, переживаний… Прочитала много-много книг, выросла духовно.
Считаю, что такие перерывы иногда нужны для того, чтобы переоценить свою жизнь, подумать о чем-то другом, новом. Нужно бывать в местах, где никогда не был, знакомиться с новыми людьми, впитывать жизненные уроки, получать важный опыт, чтобы все это отразить в своем творчестве, в своем звуке, в пении… Поскольку сцена — это все-таки священное место для нас.
Нужно очень уважать сцену, зрителей. И это даже не про ответственность. В театр люди приходят, чтобы и впитать, и поделиться чем-то очень важным, нужным, сокровенным. Поэтому очень важно быть самому искренним перед собой и другими людьми, духовно наполненным в любом спектакле! Любая роль должна быть продуманной, пережитой, пропущенной через свой опыт и мысли. Тогда тебя ждет радость творческого полета, единения со слушателями. Ради этого, поверьте, стоит жить и творить!

 — Аида, дайте совет юным вокалистам. Что, кроме мастерства и таланта, необходимо для побед на конкурсах?

 — Знаете, моя покойная прабабушка мне говорила: «Аида, ты будешь петь на разных разноцветных сценах!» Я думала, что она шутит, и переспрашивала: «На разноцветных? И какого цвета сцены?». А она отвечала: «Красный, синий, зеленый и так далее…»

Представляете, спустя годы так и случилось! Когда я исполняю партию Золушки, там сцена обтянута синей тканью. Когда я пою оперетту Оффенбаха «Званый вечер с итальянцами», там полы абсолютно красного цвета. На конкурсе в Болгарии сцена была зеленой.

Мои мечты о сцене сбылись, потому что я много трудилась для этого. Надо верить в свои мечты, но при этом много учиться и много трудиться. И тогда вы сможете победить на любом конкурсе! Хотя главное – это победа над собой, своей неуверенностью, после которой и ты, и весь мир вокруг становится чуточку лучше!

фотографии предоставлены героиней 

Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: