— Ольга Геннадьевна, расскажите немного о проекте. Сериалы федеральных каналов у нас снимаются крайне редко. Как попали в проект вы, и трудно ли театральной актрисе играть без «дыхания зала», на камеру?
— Мне повезло поработать уже в двух сериалах, которые снимались в нашей республике москвичами. «Счастье не за горами», который уже вышел на экраны, и пока снимающийся сериал с рабочим названием «Эпицентр». Почему повезло? Во-первых, новый жанр. Во-вторых, хороший приработок. Но о последнем мы говорить не будем. Мы об искусстве. Или о производстве. Смотря что получится в результате. Съёмки интересны новыми ощущениями. Я, конечно, говорю о своем личном восприятии начинающего «киноартиста». Процесс очень отличается от сценических репетиций и рождения спектакля. Времени на вынашивания образа нет, поэтому пользуешься наработками из сыгранных ролей или просто существуешь «в предлагаемых обстоятельствах». Другая особенность — отсутствие зрительской аудитории, которую частично заменяет съемочная группа. Но царь и бог на площадке — камера. Всевидящее око сканирует со всех сторон — издали, сбоку, вблизи — словно под лупой. Камера может любить и не любить артиста. Если не любит — это диагноз. Будь ты хоть трижды талантлив. И мне, честно говоря, всегда страшно. И одновременно интересно. Конечно, где-то там голос режиссёра, он успокаивает, направляет, ставит задачи. Не как в театре - с детальным разбором, с совместным обсуждением сцены. Но всё же. Во всяком случае, к нам, провинциальным артистам, чувствуется снисходительность. Хотя с режиссёрами мне повезло. Ольга Субботина и Сергей Пикалов — молодые, но очень опытные профессионалы, знающие, чего хотят создатели.
И, конечно, на съемках у москвичей всегда хочется показать, что и мы тут не лыком шиты. Хотя и так видно, что наши артисты не уступают именитым. Роли у нас небольшие, прямо скажем, развернуться негде. А могли бы…
Отсюда и другая особенность работы в сериале. Ты не знаешь, о чем он. Прислали твой эпизод, объяснили в двух словах суть образа. А дальше пробы. Или самопробы: записал себя на камеру с воображаемым партнёром, а режиссёр решит, подходишь ты ему или нет.
Если попал, то входишь в киногруппу. Это большой штат специалистов: помощники режиссёра, костюмеры, гримеры, реквизиторы, звукотехники... Это только те, с кем контактирует непосредственно артист, а далее ещё и ещё... Своя атмосфера, свой мир, который очень заражает, кстати. Тебя причесывают, гримируют, кормят, вызывают и отправляют отдыхать. Чувствуешь себя нужным, важным и почти любимым.
— Очень-очень кратко, для тех, кто еще не подключился к просмотру, поведайте основные сюжетные линии шестнадцатисерийного фильма. Есть ли там достойные сценарные находки? Или это обычный для этого телеканала мелодраматический букет интриг и картонных героев?
— Сама я сериал еще не видела, хотя он уже идет, удалось посмотреть только две серии, и мне показалось, что это интересно, любопытно, сюжет не трафаретный, захватывает. В проекте заняты замечательные артисты — Зоя Бербер, Илья Антоненко, Илья Голубев, Евгений Сидихин, Дарья Повереннова, Александр Самойленко…
В центре мелодрамы — история талантливого хирурга Татьяны Крупновой (Зоя Бербер) и ее братьев— спортсмена-скалолаза Никиты (Илья Антоненко) и семейного адвоката Александра (Александр Голубев). В семье достаточно сложные отношения: родные по крови люди долгое время не общались. Но вот они собираются вместе в родительском доме мамы и отчима в горах, неподалеку от альпинистской базы «Вершина». Поводом для воссоединения семьи становится возвращение из тюрьмы Михаила, родного отца троих детей. Но он почему то разрывает отношения с родственниками и бесследно исчезает. А у Татьяны появляется таинственный преследователь. Семье Крупновых предстоит пройти через ложь и предательство, преодолеть взаимные обиды и отчаянно защищать своих близких… Спойлерить не буду, так как финальные серии будут показаны только на следующей неделе.
— Удалось привнести в образ какие-то свои пристройки? Или четко следовали режиссерской задаче? Ваше второе образование после актерского факультета УГИИ — режиссерский факультет знаменитой Щуки. Хотелось хоть изредка вмешаться в съемочный процесс? Чем-то помочь коллегам? Или благоразумно не вмешивались и в чужой монастырь предпочитали не заходить со своим уставом?
— Желания подсказывать режиссёру не было. Было желание выполнить точно всё, что он требовал. Работа кинорежиссёра включает ещё и технический аспект. Тут главное, не помешать. К тому же я не знаю ни сюжета, ни предлагаемых обстоятельств в деталях. А вот как актриса — да, у меня были некие позывы на собственное видение роли. Но я благоразумно сдерживалась, потому что все-таки на площадке рядом работали такие звезды, как Марина Александрова, другие известные артисты… Я подумала, что проявлять активность будет неуместно, наверное.
А потом режиссеру и так сложно. Все-таки это не только творческая работа, но и техническая и отвлекать его чем-то нехорошо и неправильно.
Хотя однажды я взяла на себя инициативу и предложила кое-что по своему образу, и это вошло в кадр. Что именно — я не имею права озвучивать, так как по контракту до выхода фильма нельзя разглашать ни сюжет, ни даже тему. А проанонсировала я уже вышедшие серии.
— Ольга Геннадьевна, а где и в каких локациях проходили съемки, как встречали столичных кинематографистов местные жители? Помогали или мешали? Когда в Башкирии снимали сериал «Вечный зов», на долгие годы ставший хитом в СССР, многим сельчанам повезло сняться в массовке. Как снимают натуру сейчас?
— В проекте «Счастье не за горами» мои сцены снимались в городе. Хотя часть сцен там отсняли в Белорецком районе. А вот в сериале «Эпицентр», тоже снимавшемся в Белорецком районе, я уже напрямую контактировала с местными жителями, так как многие дома у сельчан арендуются для съемок. Реагируют люди на беспокойное киношное производство по-разному: кто-то очень доброжелательно встречает, как дорогих гостей. Мне рассказывали, например, что местные жители часто угощали вкусненьким городских: бесплатно приносили вкуснейшие деревенские молоко, масло, мед… А еще я слышала такой случай — подвыпивший сельчанин захотел помериться силами с кем-то из съемочной группы. Решил себя тоже проявить, запечатлеть себя, видимо, в вечности. Не знаю, чем дело кончилось, наверное, успокоили товарища. Иногда, бывает, жители жалуются. Их можно понять, ведь съемки дело шумное, хлопотное. Бывают ночные съемки. А к очень большому количеству людей в тихой деревне не привыкли.
В нашей республике действительно очень красивая природа, есть чем гордиться. Показывали мне места, где снимался «Вечный зов». Я пыталась фотографировать Каменную речку, но даже сотой доли той красоты не запечатлели снимки. Но кинооператоры это делают профессионально, и от эпизодов с нашими монументальными белорецкими горами и лесами захватывает дух!
— Вы рассказали, что идут съемки сериала «Эпицентр». Кого сыграли там вы? Кто-то еще из наших актеров был задействован в проекте?
— Рядом со мной на фотографии Семён Газиев, наш земляк. В сериале «Эпицентр» у него одна из главных ролей. Он занимался в студии Хабенского, поступил в ГИТИС на курс Нонны Гришаевой и на момент съемок уже был приглашён в её театр. Со съёмок улетал в Москву играть в дипломных спектаклях. Мне очень понравилось, как он работал, хотя сам он критично к себе относился. По сюжету я его мама, поэтому мы часто были вместе в кадре. Очень талантливый, светлый и открытый парень. В «Эпицентре» так совпало, что единственные уфимцы — наша киношная «семья» : мама, сын и папа. Мужа моего играл наш земляк Эдуард Галеев, который имеет большой опыт работы в кино. Хотя Сему и Эдуарда уфимскими артистами, конечно, уже не назовешь.