– Можно сказать, я была киноманом с самого детства, пересмотрела кучу фильмов. Помню, какие первые впечатления произвели на меня «Мост в Терабитию» и «Двухсотлетний человек»…
– Советское кино очень хорошее. Но это понимаешь, когда становишься взрослой. В моем детстве это казалось чем-то древним, а сейчас я вижу, что «та комедия» – это очень смешно, «та драма» – очень актуальна. Современное массовое российское кино до этого уровня не дотягивает. Хорошие новые фильмы вроде «Каникул строгого режима» хороши как раз потому, что отсылают к советской символике, стилистике.
– Не совсем. Все мировые идеи были придуманы еще тысячу лет назад, если не раньше. По сути, не важно, что снимать, важно – как. Европейское, американское кино имеет свою нишу в мировой индустрии. У нас были Кулешов, Эйзенштейн, Тарковский. Монтаж по Кулешову до сих пор используют за рубежом! Только нашему современному «монтажу» все нипочем. Да и средних планов на качественном уровне тоже нет – его считают безвкусным. А у нас почти все фильмы, сериалы так сняты. И глубины нет. Например, у заграничного Тарантино, на первый взгляд, спагетти-вестерны, резня – а количество глубоких цитат, реминисценций, аллюзий зашкаливает. Это не просто автор кровавых историй, у него есть своя философия, свой культурный базис. Я даже курсовую работу по его «Джанго» сделала.
– В 10 классе я однажды посетила киношколу Булата Юсупова, и тогда поняла одну вещь: финансирование – важная составляющая, но не главная. Чтобы сделать пусть небольшой, но собственный фильм, вы должны иметь желание, горение, готовность к любой работе на съемочной площадке. Например, нужно собрать актеров, найти реквизит. Значит, вы уже администратор. Операторы могут быть чудесные, но им нужно нарисовать каждую картинку. 200-300 картинок – это всего пять минут фильма! Значит, вы теперь немножко оператор и монтажер. А за тем, чтобы у актера не перекрутилась лямка, а у актрисы не отсвечивала помада, вы смотрите как ассистент… В общем, вы должны уметь делать все, как кризисный менеджер.
– Над первым фильмом работали 10 человек, над тем, который сделали в этом году – чуть больше. У нас никто не тянет одеяло на себя, потому что мы всегда обсуждаем идеи сообща, ставим себе вопросы и отвечаем на них еще в начале творческого процесса. И это приносит свои плоды: «Завтра никогда» мы готовили долго, а сняли всего за четыре часа. Мы – это команда под названием «Уальс Андерсена» (отсылка к знаменитому режиссеру): Артем Айсин, Ксения Чусова, Игорь Куприянов, Лидия Козлова, Минсылу Хасанова, Алия Хурамшина. А со второго проекта к нам присоединились Семен Конторщиков и Аделя Хусаинова.
– Это ироническая драма о лишнем человеке. Не о ком-то конкретном – о явлении «лишенства» вообще. Если первый фильм длится 5 минут и скорее напоминает ролик, некий аудиовизуальный ряд, то «Идеалист» – это уже 13-минутное художественное авторское кино, больше актерская игра, проработка образов, диалогов. Молодой архитектор возвращается в провинцию в поисках себя. И с ним начинают происходить странные события… В общем, вот такая сюжетная интрига. Фильм будет показан в Зеленом зале кинотеатра «Родина» и в отеле «AZIMUT» не позже мая.
– Мы проводили видеокастинг – и взяли всех желающих, правда, на второстепенные роли. Основных актеров искали сами. Ведь в любительском кино важен не уровень игры, а органичность. Мы смотрим на свободу выражения человека, свободу в кадре.
– Нет. В аллегории наиболее важна философская составляющая, в комедии или драме – художественная. Когда снимаешь две последние, встает вопрос, работаешь ли ты на широкую аудиторию. А это значит художественное качество. Это, в свою очередь, деньги. Поэтому не соглашусь с тем, что драма и комедия менее затратные.
– Важнее режиссер. Можно снять кино о камне так, чтобы получилась настоящая история. Практически любой актер доступен по звонку, вопрос в цене – но даже гений не вытянет слабый фильм. Поэтому и дают статуэтки за актерскую игру, спецэффекты и прочее: специалисты всегда отделят зерна от плевел. Слабую режиссуру хорошим актером не скрыть.
– Мне пока достаточно проекта ВКонтакте «Градация я». В 2013 году мы с моим молодым человеком записали альбом и выложили его в группу «Чай со вкусом коммунальной квартиры». Так и понеслось. Разные альбомы набирали от 500 до 900 лайков. А на портале Стихи.ru у меня почти семь тысяч читателей… Приятно, конечно, но отношусь к своим творениям скорее как к стихам в прозе, аудиотворчеству, выражению своего настроения. Читать с листа и слушать текст – разные вещи. Кстати, у Игоря есть еще отдельный музыкально-поэтический проект «листья лис».
– Сейчас основная «киноцель» – демо-версия первой серии одного сериала. Кроме того, дописываю выпускную работу по переводам Уолта Уитмена, которого у нас почти не читают, а он – достойный автор. Время от времени провожу поэтические перфомансы и встречи с молодыми литераторами в лампово-камерном формате. Но основным видом моей деятельности по-прежнему остаются занятия с учениками по русскому языку и литературе – ЕГЭ не за горами. Мне с учениками очень повезло, и я безумно люблю свое дело: когда ребенок говорит мне, что решил прочитать полный текст, а не краткое содержание, хотя я даже не пыталась заставить читать оригинальное произведение, думается, что я действительно делаю что-то важное и полезное. Потому и читателям газеты пожелаю одно: учиться выделять важное и отдавать время только этому – иначе жизнь уйдет на ненужные мелочи.