Все новости
Интересно
28 Июня 2016, 01:11

Дневник ММКФ: Дело смерти – смотреть

Почему фильм «Голос вещей» из Коста-Рики пахнет русским духом Дело смерти – смотреть. Пока она смотрит на человека – человек не умирает. Он живет с ней. Её глаза становятся его глазами. Эта идея, когда-то высказанная писателем Мамлеевым, оказалась неожиданно созвучной конкурсному фильму ММКФ «Голос вещей» – дебютной полнометражный работе режиссера из Коста-Рики Ариэля Эскаланте.

Главная героиня Клаудиа работает медсестрой, регулярно сталкивается со смертями и, как правило, не теряет при этом самообладания. События фильма застают ее в непростой ситуации – девушка с большим трудом переживает смерть своей двоюродной сестры, покончившей жизнь самоубийством. Тяжелеющие эмоции девушка скрывает за каменным лицом, не пуская никого – просто потому, что помочь в этой ситуации нечем.
Фильм медитативно и очень тщательно следит за буднями Клаудии, которые как будто бы совсем не изменились. Только порой проскочит что-то неуловимое да за самым обычным движением не останется сил – трагедия бурлит где-то глубоко внутри. Вытащить эту эмоцию на поверхность поможет давний друг Клаудии, когда-то излечивший опухоль, но вновь обнаруживший ее и ожидающий операции. Только вот станет ли от этого легче?
Фильм в визуальном плане довольно блеклый. Но как краски оказываются сдержанными, так и эмоции здесь не хлещут через край, а рвутся на глубине. Лаконичные кадры, которые порой напоминают художественную фотографию или картины, красиво акцентируют пространство, большое и равнодушное, где одни поколения людей со временем сменятся другими. Подобный ход вещей просто надо принять – такова человеческая жизнь.
Сама героиня – а она в одиночку заполняет чуть ли не полфильма – мало говорит, но ее поступки и даже простые телодвижения выдают реальное положение дел; в конце концов она не сможет пойти даже на церемонию прощания с двоюродной сестрой.
Фильм начинается и заканчивается примерно одинаково – ничем, хотя кризис в жизни Клаудии показан достаточно красноречиво, честно и цельно. Это символично: жизнь продолжается, несмотря на смерть – и даже если бы умерла сама главная героиня. Фильм фокусируется на самом понимании траура, пристально вглядываясь в душу человека. По словам исполнительницы главной роли, костариканцы не так экспрессивны, как другие представители Латинской Америки, и даже можно говорить о том, что в обществе существует определенная негласная цензура на выражение скорби.
Таким образом, режиссёр выполняет главную установку – позволить отрефлексировать потерю близкого человека. Волей или неволей он показывает, что смерть – это то самое поле, в которое нужно войти, чтобы увидеть жизнь.
«Голос вещей» по сдержанности эмоций и глубине внутреннего переживания отчасти напоминает о российским кино, в частности, о фильме Василия Сигарева «Жить», где несколько героев также переживают смерть близких. Наш кинематограф роднит еще и то, что местная публика Коста-Рики не ценит фильмы своей страны, традиционно предпочитая зарубежные блокбастеры. Впрочем, кино Коста-Рики еще только набирает обороты, выпуская по три-четыре фильма в год. Премьера «Голоса вещей» на родине все же запланирована на этот год.
Как оказалось, сам Ариэль смерти не боится – просто потому, что этому невозможно противостоять. Но об этом можно снять фильм – не переставая любить жизнь. И надеяться, что это взаимно.

Андрей Королёв.

Читайте нас: