Таковы и герои фильма “Дневник машиниста” Милоша Радовича. Главный герой – 60-летний Илия – за годы работы сбил 28 человек (а если считать вместе с отцом и дедом – больше полусотни). Уже на закате карьеры ему удается затормозить перед мальчишкой Симой из детдома, который решил свести счеты с жизнью. После этого инцидента бездетный Илия берет парня под свое крыло и растит его в строгости, как когда-то воспитывали его самого. Понятное дело, Сима пойдет по стопам приемного отца – захочет стать машинистом. Но для этого недостаточно получить специальное образование, дело даже не в практике.
Настоящее крещение машиниста – его первый сбитый человек. Коллеги вовсю желают, чтобы Сима как можно скорее потерял “девственность”, поскольку чем позднее произойдет случайное убийство, тем тяжелее будет это пережить. При этом подчеркивается очень тонкий момент – многие из местных машинистов когда-то сбили своих родных и знакомых. Так, например, Илия сбил сына своего соседа, а сосед, в свою очередь, когда-то сбил собственную бабушку. Отношение к этому разное у каждого из персонажей, но Илия до сих пор с трудом переживает свой наезд. Возможно, его не отпускает вина, поскольку он сам потерял любимую под колесами чьего-то поезда. Тем временем взросление Симы напрямую связано с первым наездом, в котором в унисон всем рассказанным историям должен поучаствовать родственник...
Тандему Радович – Ристовски уже не впервой работать вместе, и режиссер с актером отлично понимают друг друга. Фильм ловко балансирует на грани между комедией и трагедией, напоминая своим колоритом балканские истории Эмира Кустурицы. При этом переживание убийств то и дело меняет окраску – то это насквозь циничные шуточки, а убитые – лишь статистика, то это становится краеугольным камнем в жизни всех машинистов без исключения.
Потому интересна и природа юмора в фильме – окрестить его черной комедией было бы слишком просто. История копает гораздо глубже, а смешными оказываются жизненные ситуации сами по себе, тая горечь от посторонних глаз. Кажется, мы стали забывать, что жизнь умеет вполне самостоятельно вызывать улыбку и даже хохот, не добавляя к истории искусственные киношные завитки.
И по форме, и по содержанию “Дневник машиниста” полон уникальных деталек. Начиная с того, что вся эта смертность на железной дороге вполне реальна, и заканчивая жанром – это чуть ли не единственная комедия, попавшая на конкурс ММКФ. И хотя смех здесь не совсем обычный, он все еще выполняет старинную функцию, исправно срабатывая, чтобы люди не сошли с ума.