Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу.
Любовь к родному пепелищу.
Любовь к отеческим гробам.
А. Пушкин
Сергиевское кладбище размером в 10 гектаров расположено на самой высокой точке Уфы - на горе между улицами Сеченова, Караидельской, Белорусской и Высотной. Оно самое старое из сохранившихся на территории города.
Вокруг 300-летнего кладбища все перерыто. Такое ощущение, что все замерло в тревожном ожидании перед началом какой-то грандиозной стройки.
Все остальные старые кладбища, к примеру, Ново-Ивановское в районе Дома печати, полностью стерты с лица земли. Начало захоронений относится здесь к 1740-м годам. Но это не получило подтверждения при нашем сегодняшнем посещении кладбища. Старых дореволюционных захоронений здесь практически не видно – возможно, могилы стоят безымянные, а архивы дважды горели в советские времена…
В конце семидесятых, когда город вплотную подступил к границам кладбища, уфимский горисполком закрыл его для захоронений.
Первое, на что обращаешь внимание, попадая на территорию, это могилы царского и советского времени. Как будто небо и земля. Советский минимализм понятен – ведь коммунисты ничего не оставляли человеку, кроме веры в коммунизм - утверждали, что Бога нет, соответственно, нет и загробной жизни.
Здесь похоронен австрийский подданный, который построил в Уфе первый пивоваренный завод.
Внутри красивые дорожки сделанные в 2012 году.
Все металлические пролеты забора вокруг кладбища сданы на металлолом.
На большинстве памятников надписи утрачены…
В царское время кладбище было известно как престижное место захоронения. Здесь нашли последний покой представители высших социальных слоев Уфы – дворяне, профессура, руководители полицейских, а впоследствии милицейских органов, духовенство, революционеры, красноармейцы и белогвардейцы, воины Великой Отечественной, жертвы репрессий. На кладбище находятся могилы крупных деятелей культуры и искусства, науки, церкви, медицины, просвещения – писателей В. В. Брусянина и Н. А. Крашенинникова, основателя уральской библиографии А. А. Черданцева, историка славянства, ректора Московского государственного университета академика М. К. Любавского, театрального деятеля и художника М. Н. Елгаштиной, фотографа, создавший уникальную фотолетопись дореволюционной Уфы, А.А. Зираха, археолога К. В. Сальникова, ученого-географа А. К. Носкова, самарского губернатора И.Л. Блока, хирурга Д. И. Татаринова, врача Е. О. Соболева, заслуженного архитектора Н. Ю. Лермонтова, уфимских архиереев-мучеников Иоанна Пояркова и Симона Шлеёва, эсера-террориста Е. С. Сазонова, революционеров В. П. Арцыбашева, И. С. Кадомцева, А. И. Крылова, В. Д. Галанова, Героев Советского Союза С. И. Зорина и И. П. Серикова…
К сожалению, из этого списка мы не нашли практически ничего….
Большинство захоронений – 50-60 годов. Эти люди родились еще в царское время, но первое, на что обращаешь внимание, какие одухотворенные у них лица. Прошло 70 лет, а они все так же приветливо и с задором смотрят на нас из 50-х годов.
Как мы уже говорили, большая часть исторических могил утеряна. 90 процентов из них находится в заброшенном состоянии. А последние захоронения были здесь произведены почти 50 лет назад…
Здесь покоится цвет Уфы, Но кто, где – непонятно.
Кладбище окружают мегагаражи высотой 10 метров и автосервисы. Куда валить мусор? Конечно на могилы.
Здесь же находится еврейское кладбище. Могилы ухоженные, но и здесь много разрухи… Интересно, что евреи на каждом памятнике пишут добрые слова в адрес покойного.
Часть кладбища отведена под военные захоронения. По некоторым данным, здесь захоронено 1200 воинов, умерших в годы войны в госпиталях Уфы.
Памятный крест, посвященный расстрелам 30-40-х годов. Здесь в центре кладбища - самое зловещее место - овраг, в котором, по слухам, в советские годы приводились в исполнение смертные приговоры. Крест поставил один из жителей Уфы, пожелавший остаться неизвестным.
Удивительное объявление на памятнике. Кто-то таким образом собирает информацию о расстрелянных священниках.
Впрочем, слухи о расстрелах оказались и не совсем слухами. В 1989 г. корреспондент нашей газеты Светлана Валиева нашла бывшего смотрителя кладбища, у которого отец в 30-е годы тоже был комендантом кладбища... Он рассказал, что на кладбище вплоть до 1940 года производились массовые расстрелы людей. Почему до 1940? Вот как описывает события очевидец в нашей газете от 12 августа 1989 г. (http://journalufa.com/18304-tayny-staryh-kladbisch-ufy.html)
«…Запомнился крепко такой случай. Рядом с кладбищем был «совхоз НКВД». Это в народе так называли бараки спецпереселенцев. Откуда они - не знали. Но жили они как в лагере - за колючей проволокой и никуда не выходили. Вечером их приезжали проверять. Рядом с бараками было кукурузное поле, где они работали. Ночью, как всегда, позвали отца. А место, где расстреливать, выбрали на самом краю кладбища, рядом с полем. Услышав шорох, сторож начал палить из двухстволки. НКВдешники думали - засада! И давай стрелять в ответ. Заключенный побежал. Начали стрелять и в него. Но попали в своего шофера. Пальбу было слышно издалека. Приговоренного-таки застрелили при попытке, к бегству, бросили в приготовленную могилу, а шофера принесли, к нам в дом. Подождали другую машину и уехали. Наутро прибыло большое военное начальство (так мне показалось), выкопали расстрелянного и увезли с собой. После этого расстрелы прекратились. Шел 40-й год».
На дворе август 2016 года… Со времени написания той статьи в нашей газете прошло 25 лет, и как мы убедились с тех времен мало что изменилось. Да, заасфальтированы дорожки, построен забор, который уже успели частично разворовать, - и на этом все… Кладбище, на котором покоится история Уфы, само находится в умирающем состоянии. 25 лет назад, судя по статье в нашей газете, энтузиасты тогда хотели составить план захоронений и восстановить могилы уважаемых горожан. Но, к сожалению, это так и осталось в планах. А стройки все больше и больше обступают со всех сторон старинное кладбище.