В России с коррупцией традиционно боролись всегда очень жестко и... малорезультативно. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Иван Грозный в 1561 году ввел Судную грамоту, которая устанавливала санкции в виде смертной казни за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления. Имущество казненных, кстати, отдавалось доносчикам. Рвали ноздри, ссылали на каторгу, вешали... Где-нибудь в Рязани. А в Костроме страшные новости послушают, грустно вздохнут, перекрестятся и еще больше начнут казну обкрадывать. За себя и "за того парня".
Царь ввел даже новый порядок прохождения государственной службы для воевод, которые не могли находиться на этой должности более двух лет. Данный срок мог быть продлен только в том случае, если имелась письменная просьба жителей города о том, чтобы данное должностное лицо продолжало исполнять свои обязанности.
23 августа 1713 г. Петр I издал указ : "Для предотвращения впредь подобных явлений велю как взявших деньги, так и давших положить на плаху, и от плахи подняв, бить кнутом без пощады и сослать на каторги в Азов с женами и детьми и объявить во все города, села и волости: кто сделает это впредь, тому быть в смертной казни без пощады".
В следующем, 1714 году, издается новый указ, по которому к уголовной ответственности за совершение взяточничества могли быть привлечены все лица, находившиеся на государственной службе, то есть существенно расширялся круг субъектов, подлежащих уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений. В этом указе данная категория преступлений рассматривалась, как направленная против интересов государства.
Характеризуя период правления Петра I, В.О. Ключевский указывал: "При Петре I казнокрадство и взяточничество достигли таких размеров не бывалых прежде – разве только после"...
При Елизавете и Екатерине II "показательно-наказательные" санкции за мздоимство чуть ослабили, усиливая меры по неотвратимости наказания за эти должностные преступления.
Меры борьбы от века к веку ужесточались, а вот количество преступлений не сокращалось. И к середине XIX века власти стали изыскивать новые подходы к борьбе с лихоимством, обеспечивающие выявление и устранение причин, способствующих распространенности этого явления. В принятом в 1845 г. Уложении о наказаниях уголовных и исполнительных глава "О мздоимстве и лихоимстве" состояла из тринадцати статей! Взятки там уже разделялись на две формы: взятка-благодарность и взятка-подкуп.
Александр II серьезно озаботился причинами этого явления и искоренении социальной язвы как таковой. Созданный Сенатом специальный комитет по изучению коррупции обратил внимание на три основные причины ее распространенности: несовершенство законов, низкую материальную и финансовую обеспеченность государственных служащих и несоразмерность преступлений и наказания.
"В Российском законодательстве не находится почти никаких оттенков между преступлением, совершенным из жадности и корысти и вынужденным крайностью и нищетою. Тот, кто обогащает себя истощением Государства, кто приводит в отчаяние тяжущихся, вынуждая от них последние крохи, и бедный канцелярский служитель, взявший с просителя малое в чем-либо угождение несколько рублей, подвергаются равной участи".
История борьбы советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой властью, не увенчавшись успехом. Власти не признавали само слово "коррупция", позволив ввести его в употребление лишь в конце 80-х годов. Вместо него использовались термины "взяточничество", "злоупотребление служебным положением", "попустительство" и т.п. Отрицая сам термин, отрицали понятие, а значит - явление. Тем самым заранее обрекали на неудачу и анализ этого явления, и любую борьбу с его частными уголовно наказуемыми проявлениями.
И как бы сейчас не били себя пяткой в грудь коммунисты, доказывая, что Сталин коррупцию победил с помощью системы тотальных доносов и скорых на расправу судов " троек"- это не так.
На начало 2000-х гг. высшие органы власти были коррумпированы на 90-100 %, что позволяло олигархии не только уклоняться от налогов, но и лоббировать угодные им законы. Первый срок Путина прошел в борьбе с олигархами за власть в стране, в которой победу одержало государство после дела Ходорковского. Путем национализации нефтегазовой отрасли, реформ в сфере налогообложения нефтегазового сектора (закон о НДПИ) и т.д. доходы от экспорта нефти-газа выросли - нефтяные кампании стали полностью выплачивать налоги и пошлины. Коррупция перешла из открытого в скрытое состояние.
Стратегию борьбу с коррупцией определяли два главных направления:
1. Обеспечение прозрачности
2. Усиление контроля за расходами и доходами госслужащих
18 июля 2011 Путин подписал закон 223-ФЗ. Аналогично закону 94-ФЗ, 223-ФЗ обеспечивает прозрачность закупок для госкомпаний и их «дочек».
В декабре 2012 года Путин подписал закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
На 2013 год главной тактической задачей на фронте борьбы с коррупцией обозначена «национализация элит». Под руководством вице-премьера Игоря Шувалова идёт деофшоризация российской экономики, представителям власти последовательно запрещают иметь имущество за рубежом.
Принимаемые меры по борьбе с коррупцией приносят реальные плоды: даже иностранные организации вынуждены признавать, что уровень коррупции в России снижается.
Хоть уровень коррупции и снизился кардинально за последнее десятилетие, но всё же значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне. Из-за этого серьёзно тормозятся многие процессы, связанные со значительными государственными расходами: такие как крупные стройки или масштабные закупки. Вредит коррупция и росту некоторых отраслей бизнеса.
По данным руководителя управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета России Владимира Маркина, ущерб от коррупционных преступлений в России составляет около 40 миллиардов рублей в год, что значительно меньше, чем в Евросоюзе. За первую половину 2015 года в России было возбуждено около 11,5 тысячи дел по обвинениям в коррупции, в суд направлено около 6,5 тысячи.
Согласно недавним исследованиям, в 2016 году коррупция в бизнесе в России сравнялась с коррупцией в США. Это, увы, далеко не тот уровень, к которому следовало бы стремиться...