Все новости
Интересно
9 Сентября 2016, 14:09

«Ночные легенды» - триллер с местным колоритом

Сентябрь – месяц учебный, обстоятельный. Потому и наша «киношная» героиня этого месяца, молодой сценарист и продюсер Лилия Янтилина – человек на редкость трудолюбивый и целеустремленный. О том, чем она занимается помимо кинематографа и, конечно, о нем самом, мы побеседовали как хорошие знакомые – хотя увидели друг друга впервые.

- Лиля, многие молодые сценаристы и режиссеры приходят в сферу киноискусства из смежных областей. Ты окончила школу с золотой медалью, УГАТУ с красным дипломом, учишься в аспирантуре, была стипендиатом Президента РФ. И вдруг – кино…
- Режиссером я хотела стать с детства. При этом одинаково любила гуманитарные и точные предметы. Многое зависит от педагога, обстановки на уроке. Галия Ашрафовна, учительница русского языка и литературы 3-й школы города Баймака, давала нам право рассуждать не по заведомо известной схеме «хороший – плохой персонаж», а самостоятельно. Как это могло не привить интереса к творчеству? Я писала стихи, играла на домбре и скрипке (сейчас – на гитаре), а здесь, в Уфе, и скалолазанием занималась, и стрельбой, и на кулинарные курсы ходила… А первые свои «сценарии» сочиняла в детстве перед сном: плохо засыпала, и поэтому сочиняла истории в голове.

- И в последнем мы поразительно совпадаем… Правда, взрослея, мы часто теряем строчки и сюжеты: другой ритм жизни, суета сует…

- Порой, идешь по дороге – и придумываешь диалог. Или придумаешь что-то, запишешь, а потом перечитываешь и решаешь: нет, героиня не могла так говорить. И переделываешь…

- И все же расскажи нам свою «историю пришествия» в кинематограф.

- Впервые я окунулась в кино, когда совместно с театральным режиссером Дианой Ворониной принимала участие во Всероссийском кинофестивале «Акбузат». В команде с уфимскими кинематографистами и командой из Стерлитамака мы снимали короткометражный фильм по сценарию Ангизы Ишбулдиной «Нашатырь». После кинофестиваля, уже со звукорежиссером Алсу Ханиповой и оператором Анваром Латыповым, мы решили попробовать свои силы в собственном проекте.

- Как родилась идея создания фильма «Ночные легенды»?

- Начнем с того, что я люблю фантастику, экшн, хоррор – Азимова, Буджолд, Аберкромби. Из кучи моих идей в жанре фантастики, зомби, экшена нашу с Дианой команду вдохновила идея про супергероев. И понеслось! В России из малобюджетных фильмов чаще снимают драмы с небольшим количеством локаций. А нам захотелось снять что-то массовое и без особых затрат. Не зря говорят, что нужно верить в невозможное. Мы не ожидали, что нам на помощь придет столько хороших, увлеченных людей. Это и МХК «Толпар», и розыгрыш-шоу «Спецназ на праздник», и гильдия «Время менестрелей» с Полиной Макохой, и БСТ, где я работаю. В гостинице «Башкирия» нам для съемок выделили люксовый номер, предлагали помощь во время работы – мы об этом не могли и мечтать. Даже маститый оператор «Первого канала» Олег Матюшин разрешил использовать в нашем фильме свои видеоматериалы… В общем, съемки проходили более чем на 20 локациях, в числе которых – гостиничный комплекс «Башкирия», Башгосфилармония им. Х. Ахметова, ледовая арена Дворца Спорта, международный аэропорт «Уфа» и студия информационной программы… Самая долгая съемочная смена продлилась 21 час. Конечно, первый фильм – это и первые шишки, – но мы получили бесценный опыт по организации пре-продакшна и съемкам боевых сцен и гонок (их было поставлено 15!). Надеемся, зритель познакомится с 20-минутными «Ночными легендами» в конце этого года.

- Насколько известно, в фильме снимались непрофессиональные актеры. С какими сложностями они сталкивались на площадке в первую очередь?

- Всего в создании ленты участвовало более 50 человек, все сцены были отсняты за 6 недель. Роли главных положительных героев исполнили ведущие БСТ. Самое важное для любителя, конечно, способность вжиться в роль. И здесь у многих открываются новые таланты. Например, очень правдоподобно сыграли Сергей Филатов и Гузель Ахметьярова. А наш звукорежиссер Линара Хамматова провела четыре часа в ожидании своего эпизода, но не перегорела, вышла – и сделала два идеальных дубля. В ней это просто «сидело».

- Совсем недавно ты как сценарист вошла в лонг-лист VII питчинга дебютантов Молодежного центра СК России в номинации «Телесериалы» (к сожалению, из-за ДТП не успела вовремя отправить полную версию сценария и потому не прошла дальше). О чем твоя работа?

- «Четыре» – детективно-мистический сериал, по духу что-то вроде «Черного листа» и «Ганнибала». Молодой полицейский находит тело и, расследуя цепочку убийств, выясняет, что все совсем не то, чем кажется… Это история о борьбе со своей судьбой, о том, что судьбу можно изменить. Во всяком качественном кино главному герою не должно быть легко, он «запрограммирован» встречать препятствия и принимать вызовы. Вообще, наша команда любит хорошие сериалы со сложным сюжетом. Кстати, другая уфимка Камила Далгыч привезла с этого питчинга почетное III место.

- Ясно, что ты поклонница закрученных историй, неожиданных поворотов… Так кому сложнее – режиссеру или сценаристу?

- Режиссеру. Сценарист может написать сюжет и улететь на Таити. На режиссере всегда больше ответственности. Но и сценарий не имеет права провисать. Даже у самой маленькой идеи должны быть свои начало, развитие, кульминация и конец. А в сериале вообще нужно вовремя «уходить со сцены» – логически заканчивать сюжет.

- Сейчас ты работаешь и над научными проектами в УГАТУ. Как в этой связи у тебя обстоят дела с обучением кинематографу? И насколько активно развивается непосредственно научная деятельность?

- Параллельно с пост-продакшном «Ночных легенд» прошла обучение в сценарной мастерской Олега Богатова, организованной Киношколой им. МакГаффина в Уфе. Участвовала в первом Башкирском питчинге дебютантов, который проводился в рамках Международного фестиваля национального и этнического кино «Серебряный Акбузат»: презентовала в финале фантастическую драму «Песочный договор». Организовала с ребятами коммерческую студию Next Idea. А в аспирантуре я работаю на кафедре, а также в научно-исследовательской группе под руководством докторов технических наук Альберта Султанова и Ирины Виноградовой. Моя диссертация связана с телекоммуникационной и нефтегазовой отраслями. В 2015 году мы участвовали в Конкурсе на лучшую научную работу молодых ученых вузов и научных учреждений РБ и победили в номинации «Технические науки». А также презентовали свой проект в ИЦ «Сколково» в рамках программы Startup Village.

- Что необходимо начинающему продюсеру, чтобы собрать талантливых и трудолюбивых воедино? Вообще, на твой взгляд, талант в кино важнее трудолюбия или нет?

- Нужно и то, и другое. Но все-таки больше труда. У меня есть масса идей, но пока они не написаны – нет ничего.

- Давай помечтаем. Если бы в твоих руках находилась судьба отечественного и, в частности, башкирского кинематографа, что бы ты решила изменить, переработать?

- Сейчас много ребят, которые готовы снимать кино и которым хочется помочь. И многим интересным фильмам элементарно не хватает спонсоров, оборудования, рекламы. У российского зрителя есть недоверие к отечественному кино. Некоторые наши кинематографисты пытаются делать кальку с голливудских блокбастеров и советских нетленок. Но это подделки, они уступают первым в зрелищности, вторым – в глубине. А действительно стоящие фильмы часто выходят в прокат незамеченными… Нам нужно лучше подружиться с аудиторией, сформировать интерес к проектам. В Америке у каждого фильма есть тусовка, которая болеет за «свое кино». У нас же не очень активный зритель, на отечественные фильмы ходят еще реже, чем на зарубежные. Но это проблема не зрителя, а кинематографистов, которые должны снимать интересные, актуальные фильмы. Так что кино – и творчество, и трудоемкий процесс, и бизнес, задача которого – привлечение аудитории.

- Так чего не хватает мировому кинематографу, а чего в избытке?

- Избыток комиксов и спецэффектов, преобладания картинки над сюжетом. Бывает красиво снято, но ты засыпаешь. А бывает внешне серенько, но тебе интересно. Мы за «умный экшн».

- Не поделишься планами на ближайшее будущее?

- Хочу попробовать себя в качестве режиссера, пройти режиссерские и операторские курсы. Есть идея тонкой драмы, которая для «адепта боевиков» скорее эксперимент. Идея сценария на II питчинг дебютантов в жанре экшн, несколько идей фантастических короткометражек. Планирую дописать полный метр в жанре научной фантастики, но это сложнее: сценарист должен хорошо разбираться в том, о чем пишет. Нужно помнить, что есть идея, а есть – технология.

- Как пробиться начинающему режиссеру/сценаристу в этом «прекрасном и жестоком мире»?

- Нужно ходить на питчинги, защищать на них свои идеи-проекты: даже если ты не выиграешь, твоя работа может понравиться какому-нибудь режиссеру в комиссии. Можно выкладывать свои работы на YouTube: их иногда отсматривают те же режиссеры. Знакомый вообще отправил сценарий в Голливуд с передачей прав – идею перекупили тамошние сценаристы. Да, его имя не будет указано, но он уже имеет определенные связи, на хорошем счету и получил материальную «компенсацию». Сценаристам нужно помнить, что продюсеры читают первые 10-15 минут сценария: если за это время ничего интересного не происходит, история «не выстрелит». Так что начинающим художникам от кино желаю работать, творить, не бояться своих идей и необычных жанров. На каждого найдется свой зритель.

БЛИЦ-ОПРОС

Лучший отечественный фильм: «Иван Васильевич меняет профессию» Л. Гайдая
Лучшая экранизация книги: трилогия «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкиена (реж. П. Джексон), цикл «Песнь Льда и Пламени» Дж. Р.Р. Мартина («Игра престолов», адаптация Д. Бениоффа и Д.Б. Уайсса)
Цитата из фильма: «Во Вселенной, которая полна чудес, люди придумали такую вещь, как скука!» («Санта-Хрякус: Страшдественская сказка»)
Самое главное для сценариста: Трудолюбие и вера в свою идею
Кино для тебя – это: работа моей мечты
Читайте нас: