«Я никогда не прикидываюсь»
- Яна, в различных интервью вы не раз признавались, что сериалы — это не для вас, что вам больше по душе артхаусное кино. Как же так получилось, что вы снялись в «Ольге»?
- Да, еще года два назад я говорила, что сериалы — это не мое. Я видела их качество и идти туда не собиралась. Но ТНТ всегда у нас дома работает, я знаю этот канал с самого основания, с передачи «Окна», если помните. Я вообще за этим каналом следила, за его развитием. Параллельно с этим были мною отвергнуты все предложения с других каналов: либо материал не мой, либо мне было неинтересно или непонятно. И вот годами этот пазл складывался: я созрела для качественного сериала и возрастного образа матери, тетки. Я люблю таких русских баб, мне Ольга очень нравится — она с характером. Так вот канал ТНТ мне прислал сценарий и письмо, которое начиналось «Яна, мы понимаем, что вам все это неинтересно, но, может быть, вы посмотрите наш сценарий». Мне даже неудобно стало за свою категоричность в этом вопросе. И когда я прочла сценарий, пришла мысль: «Это мое. Моя героиня. Ее смогу сыграть только я.»
- Образ главной героини писался специально под вас или же Ольга – персонаж собирательный?
- Ольга изначально была другая. Но когда мы пообщались с создателями сериала, а это было всего один раз, они пошли переписывать, а точнее — писать сериал под меня. Они мне сказали: «Ты еще не согласилась, а мы уже поняли, что Ольга — это ты».
- В Ольге наверняка есть что-то лично от вас?
- Во всех моих персонажах всегда очень много от меня. Я никогда не прикидываюсь. И не играю кого-то другого. Играю людей, которых я понимаю, которых по-своему люблю. Конечно, в Ольге есть мой характер, есть также моей мамы характер. Приколы и интонации моей мамы. Есть ситуации моей подруги и моей семьи. Вдохновением для меня служили просто женщины вокруг, те самые русские женщины, которые и вас каждый день окружают. Это собирательный образ. И в нем есть все. Конечно, и я сама.
«Как прожить на зарплату педикюрши?»
- Многие зрительницы узнают в Ольге себя и наверняка будут задаваться вопросом: а кто виноват, что женщина остается одна - обстоятельства или она сама? Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Виновата неспособность женщины положиться на мужчину. Отсюда Создатель им будто говорит: «Не можешь ни на кого положиться – тащи сама». Женщины, на мой взгляд, этого не понимают. Они даже считают, что иной раз мужчина мешает. Ну, они это и получают… Но ведь стоит только на кого-то положиться, тебе становится намного легче. Я по себе сужу. Я положилась на своего мужчину — Василия, и он дал мне все, что нужно женщине. Спокойствие, защиту, надежность. Хотя до него я на мужчин не полагалась. Вообще, дамы, я хочу сказать, мы обязательно прорвемся. Но давайте все-таки не забывать, что мы слабые женщины. Страшно быть сильной женщиной, поверьте.
- Яна, вы производите впечатление человека с непростым характером.
- Да, могу обидеть, вспылив. Или крыть матом всю съемочную площадку. Но никогда не перейду на личности и не буду унижать. Для меня это неприемлемо.
- В этом вы тоже похожи на свою героиню.
- Она в критический момент готова сесть и поговорить, что для меня высший пилотаж в отношениях. Я, к сожалению, много подобных бесед в жизни пропустила. А люди уходят, и мне, например, пришлось впрыгивать буквально в отъезжающий на полной скорости поезд, чтобы сказать последние слова маме, которая умерла прямо перед началом съемок «Ольги».
- Некоторые зрители, посмотрев сериал, удивляются тому, что в семье героини Ольги никто, кроме нее, не работает, но при этом все умудряются выживать за счет зарплаты педикюрши. Возможно ли такое в реальной жизни?
- Понимаете, русская баба, которая работает хоть педикюршей, хоть уборщицей, будет крутиться, занимать-перезанимать, но вести хозяйство. Я это знаю по своей маме, которая имела небольшую зарплату, работала машинисткой, получала десять копеек за страницу и кормила двух дочерей. Так мы были лучше всех одеты во дворе, и у нас дома не стояла дебильная «стенка», а были какие-то современные навороты. У мамы просто был вкус и то, что она называла возможностью перекручиваться: перезанимать, закидывать что-то в ломбард. В Советском Союзе все умели так перекручиваться, да и сейчас. Сейчас вся страна еще и в кредиты залезла.
- Вас узнают на улице? Наверняка после выхода «Ольги» не получается остаться неузнанной?
- Я очень спокойно в Москве езжу на метро. Мне в фейсбуке пишут: «Мы не верим», сразу посылают песню Макаревича «Звёзды не ездят в метро»… Ездят. Главное — не заигрываться в звёздность. Я живу нормальной жизнью, передвигаюсь, как хочу, сижу в своих любимых заведениях. Я всегда живу там, где рядом метро, и всегда спокойно вызову такси. Не надо ничего придумывать. Я очень спокойно живу, и сериал «Ольга» не изменит мою жизнь. По крайней мере, я не позволю.
Моя мама-хохмачка говорила: «Я могу с бичевкой на улице спокойно встать и перекурить». У нас с ней всегда был простой подход к жизни, мы понимали, что чем выше взлетаешь, тем больнее потом падать. Поэтому я не собираюсь играть в звездность и недоступность.
- И последний вопрос. Вы получили удовлетворение от работы в сериале?
- Да-а-а! Вы знаете, я такой человек своевольный и делаю только то, что я хочу. Плюс я делаю то, что мне надо и что мне по силам. И вот эти три «да» сошлись: хочу, надо, по силам. И, конечно, я получила удовольствие, хотя в сериале сниматься, на мой взгляд, намного сложнее, чем в авторском кино. В кино как-то все быстро проходит, а тут ты живешь этим постоянно. Ну, а теперь нужно научиться жить параллельно с сериалом, так как он занимает много времени. И как раз в Москве я посмотрела первые серии и поняла, что да, я очень довольна.