Все новости
Интересно
3 Октября 2016, 15:05

Как башкирская девушка Кирстен Гайнет стала "главнокомандующим" авторской документалистики

Режиссеры и актеры игрового кино обычно у всех на слуху. А вот о творцах кино документального говорят не слишком много. Восполняя пробел, мы решили побеседовать о «реальности, пойманной на камеру» с уроженкой Башкортостана, живущей в Москве, молодым кинодокументалистом Кирстен Гайнет.

- Кирстен, твое детство прошло в живописном белорецком Инзере. Насколько сильно повлияла такая природа на восприятие картинки, мировоззрение личности в целом?
- Часто бывает, что человек не замечает красоты своей родной земли, потому что «глаз привыкает». Так и я в детстве не замечала, удивлялась восторгам приезжих. И только с годами по-настоящему открыла в себе искреннюю любовь к высоким таинственным горам, быстрому Инзеру, их чистоте и гармонии. Сложно передать всю красоту моей малой родины через линзу объектива, но, думаю, легкую ностальгию по южноуральским местам в моих работах чувствует даже тот, кто никогда там не был.
- Ты имеешь диплом Башкирского медицинского уфимского колледжа. Почему сначала именно медицина и только потом – кинематограф? Медицина внесла свою лепту в «киновидение» автора?
- Сначала, как и многие, я искала себя, не знала точно, чем хочу заниматься. Осознание пришло уже в медколледже. Стала снимать и монтировать видео, учиться техническим программам, а потом и показывать другим свое творчество. Сама медицина не дала мне какого-то особенного восприятия, которое я могла бы использовать в кино, но мне повезло с сокурсниками, они помогли мне глубже погрузиться в творчество.
- У тех, кто решил поменять свою жизнь на 180 градусов, зачастую есть личный «момент икс», собственная точка бифуркации. Твой случай, наверное, не исключение?
- Как ты говоришь, «точек бифуркации» у меня было много. Могу разделить свою жизнь на несколько этапов, в каждом из которых я продолжала открывать в себе новые и даже неожиданные грани. Так, я по-настоящему полюбила кино, случайно посмотрев на последнем курсе колледжа фильм Андрея Тарковского «Зеркало»: произошло гипнотическое погружение в визуальное пространство оператора Георгия Рерберга.
- В интернет-океане есть сведения, что ты мечтала стать актрисой. Почему же решила пойти на режиссера?
- Да, я мечтала стать актрисой в юности, мы с сестрой ходили на актерские курсы, когда учились в медицинском колледже. Но увидев непосредственно процесс съемок, работу режиссера, я поняла, что хочу стать «главнокомандующим» отряда киношников.
- Что обусловило выбор вуза? Почему Питер, а не Москва?
- Ключ к ответу – энергетика городов. Москву не сразу полюбила, сначала она показалась мне этакой гордой, сильной – я и не думала учиться в столице. А Санкт-Петербург сразу запал мне в душу, и даже затяжные дожди не портили настроения. Так и окончила СПбГУКИ и СПбГИКиТ.
- Тем не менее, сейчас ты работаешь в Златоглавой. В чем, на твой взгляд, основные отличия в подходе к кинопроцессу в двух столицах?
- После получения первого высшего образования я переехала в Москву и устроилась на киностудию им. Горького. Проработав полтора года начальником цеха съемочной техники, решила уйти в кинопроизводство. Трудилась на Мосфильме ассистентом режиссера на проекте «Мой лучший друг» Элины Суни и даже немного работала в судебной журналистике. Питерская школа существенно отличается от московской: в кино Северной столицы больше андеграунда, артхауса, авторской свободы, простоты и эстетики.
- Вы часто работаете в творческом тандеме с сестрой. Помогает ли Эвита в написании сценариев?
- Да, я часто нуждаюсь в ее помощи, и не всегда по одним сценариям. В документальном фильме, над которым сейчас работаю, Эвита является автором закадрового текста. Она тоже окончила СПбГУКиТ, работает над выпуском поэтического сборника.
- О кинофильме «Живи, солдат, живи» – победителе и участнике всевозможных фестивалей - не писал только ленивый (бронза Asterfest в Македонии, спецприз в Турции, двойной успех в рамках межрегионального фестиваля «Солдаты отечества»). Когда у картины есть приличный «послужной список», не грех и сравнить впечатления от поездок. Какой конкурс запомнился тебе больше всего и почему?
- Фестивали для меня – всегда радостное событие, особенно международные: здорово, что фильм с этническими особенностями помогает достучаться до иностранного зрителя. Конечно, нельзя не отметить фестиваль в Македонии: в программе документального короткометражного кино участвовали номинанты на Оскар. Поэтому то, что мой фильм был с ними в одной конкурсной программе, само по себе успех. И, конечно, приятно, что жюри оценило мою работу. Но самое главное – чтобы каждый хороший фильм нашел своего зрителя.
- Возможно, в «бронзовой» для тебя Македонии точно прочувствовали общероссийскую и, в частности, башкирскую ментальность?
- Да, у македонской культуры есть много общего с русской – одна религия, славянские языки, способность сопереживать. С башкирским народом македонцев сближают простота и гостеприимство. Македонцы очень добрые,эмоциональные. После показа фильма на башкирском языке они с интересом расспрашивали меня о наших традициях, исторических личностях.
- С какими основными проблемами сталкивается начинающий документалист, да и режиссер в целом?
- Первая – преодоление неуверенности в себе. Если художник не научится уверенно держать кисть или карандаш, рисунок будет это выдавать. Уверенность – это творческое мышление, интуиция и знания. Вторая проблема – финансовая часть. Для того чтобы фильм появился на свет, многим режиссерам необходимо вложить собственные средства. И третье – нетерпеливость. Некоторые режиссеры снимают по 3-4 картины в год, набивают руку, но элементарно забывают подумать, что хотят сказать. Мол, главное – снять… Это одна из самых главных проблем сегодняшнего кино. Фильмы снимаются «на конвейере», с минимумом времени на сценарий и большим гонораром «звездному составу». В эпоху великого кино снимали по 5-8 лет, а сценарии писали и переписывали по 2-3 года. Эти фильмы не устаешь смотреть и сегодня.
- Какой период охватывает «эпоха великого кино»? Как думаешь, сейчас у нас какая киноэпоха? В документалистике страна на какой-то период подсела на журналистские расследования с конкретными акцентами…
- Киноиндустрии чуть больше 120 лет. Ее мэтры – Чаплин, Мурнау, Эйзенштейн, Гриффит, Годар, Рене, Куросава. Лучшее не повторить. Кино становится общедоступным ремеслом, что-то вроде умения писать электронную музыку, не имея музыкального образования. Сегодняшнее кино – нечто из сферы потребления, нежели киноискусство. Считаю, что сейчас эпоха кино для потребителя, художник становится рабом спроса. Нужен для подростков фильм с эротическими сценами – заказ принят – вот тебе фильм с возрастным ограничением 16+. Зал полон, зрители синхронно чавкают поп-корн. Высокие идеалы погибают на большом экране, они вынуждены жить только в фестивальном формате. Нам не хватает по-настоящему искренних фильмов с хорошей историей и формой повествования, с большой идеей и смелостью говорить правду. Не хватает авторской художественной документалистики. К такому кино я и стремлюсь.
- Это что-то вроде синтеза реального и художественного… Так документалистика все-таки больше творчество или ремесло?
- Любое творчество нуждается в ремесле, знаниях. На мой взгляд, чистое ремесло – это документальные фильмы, которые мы видим по телевизору: в них есть только технический навык и гуманитарные знания. Но в большой документалистике творчество и ремесло – тандем.
- Значит, выбор пути был обусловлен желанием законсервировать время и невымышленные характеры? Не уйдешь ли когда-нибудь в игровое кино?
- Я уже пробовала себя на этом поприще – на первом курсе сняла 12-минутную «Пьесу без черных клавиш». Совместила в себе режиссера, продюсера, оператора и монтажера. Кстати, именно благодаря этому проекту родители поверили в меня. Да, сейчас я увлечена документалистикой, но мечта снять большое игровое кино никуда не исчезла. Совместно с Эвитой почти дописан сценарий – осталось набраться опыта.
- Кстати, ты уже ты попробовала себя в игровом кино в 2007 году. Какой опыт извлекла из той «Царапины»?
- Громадный. Запомнила на зубок, что перед запуском большого проекта сценарий нужно доработать до последней точки. Качественное кино не прощает ошибок ни в игре актеров, ни в работе оператора – да вообще нигде. Попробовав себя в роли актрисы, поняла, какая это трудоемкая работа: природный потенциал вроде харизмы и эмоциональной памяти – одно, а профессионализм, опыт и чисто выносливость – другое.
- Ты человек суеверный или можешь поделиться новыми идеями-целями? Когда представишь зрителю новую историю?
- Сейчас работаю над вторым документальным проектом под рабочим названием «Театр семи девушек», который, как и фильм о ветеране-чернобыльце, тоже будет на башкирском языке, но расскажет историю семи актрис одного провинциального театра в годы Великой Отечественной войны. Съемки начались в прошлом году, режиссура, операторская работа и сценарий – мои. Планирую закончить монтаж и тонировку звука, а уже в 2017-м – представить фильм первым зрителям в родной республике.
- Сейчас у служителей муз популярны всяческие талисманы. У тебя есть оберег или амулет, приносящий удачу в творчестве?
- Нет. В исламе это считается большим грехом. На все воля Всевышнего.
- Удается выкроить в плотном графике время для хобби, личного и бытового?
- Семья для меня на первом месте. Стараюсь уделять больше времени второй половине, но все же успеваю заниматься киноискусством, увлекаюсь жанровой фотографией. Планирую закончить серию, посвященную культуре тюркских народов, над которой я начала работать в Башкирии два года назад. Меня всегда поддерживали самые родные люди, особенно мама, которая была очень трепетна и внимательна к нам с сестрой, радовалась нашим успехам. Сейчас мне во всем помогает муж.
- И напоследок – традиционное пожелание амбициозным и талантливым режиссерам и сценаристам, грезящим о красной ковровой дорожке кинофестов.
- Терпения, простоты и честности.

БЛИЦ

Лучший отечественный фильм: «Зеркало» А. Тарковского

Лучшая экранизация книги: «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи (реж. М. Форман)

Цитата из фильма: «Конец игры – это начало игры» («Беги, Лола, беги» Т. Тыквера)

Самое главное для режиссера-документалиста: быть честным и искренним

Кино для тебя – это: история, законсервированная во времени
Читайте нас: