Все новости
Интересно
4 Октября 2016, 11:29

Дуэлянт: стреляющий рыцарь и дворяне-оборотни

Санкт-Петербург, 1860 год. Мостовые, кареты, мужчины с военной выправкой, декольтированные дамы... Только не подумайте, что вышедший в российский прокат "Дуэлянт" - это исторический фильм. В торжественно-мрачноватых псевдостаринных декорациях разворачиваются события вполне современного экшена.

Цилиндры и сюртуки не помогают. Да, перед нами двухчасовая иллюстрация дуэльного кодекса Российской империи в действии. Вот только иллюстрация эта аккуратно вырезана из реальности и ничего общего с ней больше не имеет.
С первых кадров проникаюсь симпатией к однофамильцу, отставному капитану Яковлеву (актёр Пётр Фёдоров). Ничего, что причёска не дворянская и манеры - как у заправского киллера. Может, каким-то чудом человек окажется хороший... Не тут-то было. "Не люблю дуэли", - заявляет герой, и в заброшенных постройках то и дело отправляет на тот свет незнакомых ему господ. Каждого - единственным выстрелом. За каждого получая хорошие деньги. При чём тут дуэльный кодекс, когда правит бал стилистика лихих 90-х? А вот при чём.
Фильмография Алексея Мизгирёва мало известна (если, конечно, вы не имеете доступа к фестивальному кино). Но к зрителю могли просочиться слухи об этом режиссёре как об исследователе сумрачных сторон жизни. Так и есть. Справедлив слоган к фильму "Дуэлянт": "На тёмной стороне чести". И то верно: что может быть неоднозначнее, чем умереть за абстрактное, невещественное понятие, от которого сегодня осталась лишь словесная оболочка? Честь - дворянская, сыновья, человеческая... Она пристально исследуется в фильме, герой то и дело испытывается ею. А мы вольно или невольно пытаемся примерить на себя его судьбу.
Вообще-то, "Дуэлянт" - фильм жёсткий, "неудобный", заставляющий то и дело морщиться. Петербург, который является нам с экрана, утопает в дождях и грязи. Кровь проливается так часто и с таким напором, что становится солоновато на языке. О "любовных" сценах лучше промолчим. Женщина (княжну Марфу сыграла Юлия Хлынина) больше не источник жизни и вдохновения для мужчины - она тоже хочет мстить и восстанавливать справедливость. Вместо клятв верности вы будете слышать лязг железа. Оружия в фильме много, пистолеты беспрестанно заряжаются и с упоением используются по назначению. Ведь "приложить кулак к лицу есть аттракцион для черни. У дворянина есть счастливое право стреляться".
Если приглядеться, мы увидим памфлет на дворянство: высшее сословие безбожно бездельничает, кутит и отчаянно скучает. Один из представителей "дворян-оборотней" - инфернальный злодей граф Беклемишев (его роль исполнил Владимир Машков), само воплощение зла на земле. Если вы, зритель, приходите в кинозал не только развлечься, но и поразмышлять о жизни и задаться вечными вопросами, то без душевной работы вы не останетесь.
Как бороться с подлостью, если враг труслив и изворотлив? Почему поддаться на провокацию злодея означает потерять себя? Всегда ли честь дороже человеческой жизни? Может ли стреляющий рыцарь быть рыцарем без страха и упрёка? Эти и многие другие вопросы актуальны всегда и для всех. А сюжетная интрига, мужской взгляд на вещи и отличная операторская работа - ещё несколько поводов познакомиться с "Дуэлянтом".