- Возможно ли такое ТВ-шоу, в котором бы соревновались органисты?
- Нет ничего более бессмысленного для телезрителя, чем сцена зала, на которой неподвижно находится орган, у которого спиной к вам сидит человек и играет, причем вы даже не видите его рук. С тем же успехом можно показать видовой фильм, который отражал бы какие-то ассоциации. Вот когда найдут возможности 10-20 камерами зафиксировать всю стремительную деятельность органиста во время игры, чтобы это не было карикатурно и глупо, с этого может что-то начаться. Тогда люди поймут, что этот труд связан и с эмоциями, что привлекает зрителя, и иногда - с духом состязательности.
- Что нынешняя публика ждет от концерта классической музыки?
- Был опрос лондонской публики, заказанный лондонскими оркестрами. То, что они выяснили, упиралось в несколько простых пунктов. Первое: у людей есть желание унести с концерта больше информации. Не восторженных поэтических монологов, а информации, которую можно было бы сохранить в голове. Второе: людям хочется иметь возможность пообщаться с музыкантами лично после концерта, поскольку даже квалифицированный и подробный рассказ не отвечает на все вопросы. Это желание диалога, а не просто потребность информации. Был и третий пункт: публика хочет что-нибудь есть и пить в концертном зале, но это мы опустим, потому что, слава богу, большинство современных концертных обстоятельств этому не соответствует.
- Современные композиторы органной музыки могут хоть как-то тягаться с великими авторами прошлого?
- Почему ТВ-проект "Партитуры не горят" на канале "Культура" прекратился?
- Логично, что эти причины связаны с деньгами, потому что путешествовать и добираться туда, куда мы добирались, – не слишком обременительно, но денег все-таки стоит. Что происходит с важнейшим из искусств в представлении высокого начальства, какое из искусств кажется им центральным, а какое – маргинальным, судить не берусь.
Но у меня складывается ощущение, что музыке в эфире уделяется все меньше внимания, по крайне мере той, которая нас интересует, - настоящей, большой. Что будет дальше – я не знаю. В любом случае, если есть возможность как-то донести информацию о музыке и помочь людям ее услышать, я стараюсь этим пользоваться.