В России принят новый закон о маткапитале
Все новости
Интересно
1 Ноября 2016, 16:24

«Группы смерти»: как остановить волну самоубийств среди подростков?

Самоубийство двух девочек-подростков, произошедшее недавно в Уфе, шокировало жителей республики. И, конечно, оставило много вопросов - почему они пошли на этот страшный шаг, что подвигло совершить это и, самое главное, как остановить череду детских суицидов, прокатившихся по стране. Журналисты «МГ» попытались найти на них ответы. На встрече, организованной просветительским центром «Просвет-инфо», состоялся «разговор на непростую тему» с Ириной Хох, заведующей кафедрой психологического сопровождения клинической психологии БГУ, главным медицинским психологом Минздрава РБ, специалистом республиканского клинического психотерапевтического центра РБ.

В черно-белом мире…

По итогам 2015 года, в республике совершено 48 детских суицидов. Тех, кого удалось спасти, - более 100. В основном, это дети до 16-17 лет. Более того, в 2015 году было совершено два самоубийства 6-летних детей. Так что происходит? Почему они делают это?
Подростковые кризисы выливаются в такие реакции, как оппозиция, черно-белое мышление, негативизм, отстаивание своей личной территории. Но дело не только в этом. Возраст подростковых кризисов резко понижается.
- Мне, как практикующему психологу, странно слышать, когда 8-летняя кроха на мой вопрос «Что тебя страшит?» отвечает: «Будущее». Это не ответ 8-летнего ребенка, - рассказывает Ирина Хох. – Часто приходится констатировать раннее взросление, к которому ребенок не готов.
Виноваты взрослые …Часто родители заняты зарабатыванием денег, а что происходит с их ребенком, их не особенно волнует. Не до этого! Был случай, когда мама привела ребенка к специалисту, а он, как очень быстро выяснилось, в состоянии острого кризиса. Врачи говорят: «Нужно немедленно госпитализировать!», а в ответ слышат: «Мне некогда этим заниматься, мне надо работать….». И никто не думает о том, что возможно не для кого скоро станет зарабатывать…
Детей подталкивают к суициду и другие вещи. У ребенка черно-белое мышление. Он считает, что если его отвергли в любви, он больше никого и никогда не полюбит. Ему очень больно. Дети режут себе руки, чтобы трансформировать свою душевную боль в физическую. Сейчас это очень распространено. Это тренд, который активно поддерживается в интернете.
Подростки склонны романтизировать смерть. Они считают, что если они уйдут в мир иной, то потом смогут вернуться. Вот только узнают, как будут мучиться их близкие, и вернутся. Это распространенный стереотип подросткового мышления. Они не понимают, что это конечно, что это навсегда.

Еще одна специфика детских самоубийств – подражательный суицид. Чем больше СМИ освещают одну смерть, тем больше вероятность, что ситуация выйдет из-под контроля. Если это упадет на благодатную почву: «меня не ценят, не понимают, родители отталкивают, учителя не поддерживают…», то может случиться беда, в подражание кому-то, «кто нашел выход».

Если ты долго смотришь в бездну…

Но главная беда – это группы смерти в интернете. Они очень активны. Наказать владельцев сайтов, подталкивающих детей к суициду, по современному законодательству не получается. Статья 110 УК «Доведение до самоубийства» в этом случае не работает. Там рассматриваются три составляющие, которые влияют на доведение до самоубийства – жесткое обращение, физическое воздействие и оскорбление личности.
Но в соцсетях алгоритм доведения до самоубийства выстроен по-другому. Ни по одной из этих составляющих хозяина сайта не привлечь.
Чтобы вступить, нужно иметь рекомендации двух членов этой группы, которые там уже присутствуют. Все приемы, которые используют группы смерти, чисто психологические, тождественные сектантским. Выход в чат начинается ночью. Есть некая группа, которая требует «выхода в эфир» в 4.25 ночи и общение там происходит до 6 утра. Угнетение ночного сна в подростковом возрасте напрямую влияет на суицидальные мысли. Даже взрослые, если не спят ночью, очень подвержены внушению.
Группы смерти имеют символику – еще один примем из арсенала организаторов сект. Плюс свой язык, сленг, картинки. Здесь киты, медузы…
Здесь все продумано. Формат действий в группе смерти – это формат игры. Это, безусловно, соответствует психологии ребенка. Дети любят квесты, «стрелялки» и «бродилки». Им предоставляются задания – что-то типа ребусов, головоломок и так далее. То есть целевая группа – дети способные, имеющие интерес к решению задач, новым знаниям. Специалисты проанализировали эти задачи и пришли к выводу, что у них нет решения. Но ребенок включается в эту игру, ему интересно… В результате таких «игр» мы теряем детей…

Помимо задач ребенку предлагается отправить стих или сочинение смерти. Ему «сливается» на почту психоделическая музыка, картинки о смерти и так далее.
А ушедших из жизни превозносят, их «канонизируют». Девочка Рина была доведена до суицида группой смерти. Она легла на рельсы, поездом ей отрезало голову. После ее поступок комментировали как: «Ня, пока…». Детям внушают что смерть - она ведь «няшка»…
Пребывание в группах смерти – 50 дней. Любой психолог скажет - за 21 день формируется привычка. Привычка думать об этом, привычка к такому режиму, привычка действовать таким образом…
Как не вспомнить Ницше: «Если ты долго смотришь в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя».
В результате – с ноября 2015 года по апрель 2016 года 130 детей покончили жизнь самоубийством, инициированным группами смерти. Это доказано. А сколько не доказано…

Технология смерти…

Ссылки на группы смерти «плавают» на самых безопасных сайтах и группах – подготовка домашнего задания, плетение фенечек и тому подобное. А в уголке маленькая «иконочка» «если тебя бросил любимый», «если надоела школа»… Всего один клик - и в нормальную жизнь можно не вернуться.
Группы смерти «работают», в основном, в больших городах. В Уфе тоже есть такая группа, причем активно функционирующая.
И некоторые участники, по всей видимости, далекие от суицидальных мыслей, даже пользуются тяжелым психологическим состоянием детей, вступивших в сообщество. Вот, что они пишут в комментах: «Ребят, все равно хотите умереть, скиньте денег на телефон…».
Чтобы вступить в «группу смертников», ребенок для начала должен отправить фото реальных порезов своих предплечий, чтобы доказать, что способен что-то с собой сделать. Это, по словам специалистов, ничто иное, как техническая подготовка к суициду. Тогда он с большей вероятностью будет завершенным.

Когда «клиент созрел», из списка ай пи адресов «проверенных», который вывешен на сайте, хозяин вычеркивает 2-3 номера. Это те, кому «пора уйти». В течение 4 дней они должны покончить с собой. Их адреса закрашиваются черным. После этого «избранные» дети подвергаются массированной психоатаке – им постоянно говорят о том, какой вариант ухода выбрать, какие есть способы перевода безопасных веществ в опасные, что быстрее всего приведет к смерти. Вот один из «ненавязчивых» советов «группы поддержки» - когда готовишься сделать «это» - «шаг дыши, два шага не дыши. Корми своим дыханием мертвых…». Жесткий прием, основанный на угнетении деятельности мозга, который опять же используют организаторы сект. Это технология, технология смерти….

Так бесполезно, зло и ненужно…Кому это нужно?

Кто и зачем занимается организацией таких групп?
В 2016 году в Рязани появилась некоммерческая организация «Центр защиты детей от интернет-угроз», вокруг которого объединились десятки родителей погибших детей со всей страны. При помощи стихийно возникшей организации уже удалось предотвратить 33 суицида, в одном случае девочку удалось спасти в последний момент... Активисты организации считают, что это – подрывная экстремистская деятельность.
Еще одна возможная причина банальна – деньги. На одном «из сайтов смерти» более 219 тысяч пользователей. В месяц каждый из них платит примерно по 100 рублей. 20 миллионов рублей в месяц – сумма впечатляющая.
И еще одна, владельцы «ресурсов смерти» – люди с сильно поврежденным психическим здоровьем, с крайней степенью мизантропии, ненависти к людям, шизофреники и параноики.

Стучаться в закрытые двери!

По сути, «группы смерти» - это циничное манипулирование всеми уязвимостями подросткового возраста, которое переводит их из виртуальной игры в реальную зону риска. Остановить бедствие, противостоять действиям преступных групп, склоняющих детей к самоубийствам, необходимо сейчас!
Но на данный момент этой проблемой, кроме общественных организаций, некоторых психотерапевтов и журналистов, всерьез никто не занимается. А пора заняться.
Объединить свои усилия должны социологи, религиоведы, юристы и правоохранительные органы. Нужно, чтобы последние заработали во всю свою мощь. Статья 110 УК «Доведение до самоубийства» требует дополнений!
В регионах должны создаваться кризисные центры, специализирующиеся на этой теме. В Башкирии всеми детскими суицидами, сопровождением близких, психокоррекцией тех, кто остался жив, занимается клинический психотерапевтический центр РБ. Собственно, больше некому. Специализированной структуры нет! Работники этого центра надеются и делают все возможное, чтобы она была открыта, хотя бы как отделение при центре. Но хождение «по кабинетам» пока не дало результатов.
Взрослые…от них зависит многое. Да, подростки часто закрывают за собой двери, чтобы остаться наедине с собой, чтобы не общаться. Такова специфика возраста. Но в эту дверь необходимо стучаться! И говорить о том, как их любят, как они важны и нужны своим близким! Нужно стараться говорить с подростками на понятном им языке, о том, что им интересно. Иначе этим уединением за закрытыми дверями могут воспользоваться другие, ненавязчиво начав разговор с самого обычного «тебя бросил любимый…», «надоела школа…», «друзья не понимают…»
Вера Печорина,
Мария Николаева.
Читайте нас: