То, что педагогический университет не только центр педагогической мысли, но и творческий музыкальный вуз, подтверждает удивительное мероприятие, носящее название: Всероссийский интерактивный конкурс-конференция (с международным участием) «110 лет российскому баяну».
Здесь, в 7-м корпусе БГПУ им. М.Акмуллы, собрались учёные-фольклористы и исполнители традиционных народных песен и инструментальных наигрышей. Я с удивлением узнал, что баян – любимый инструмент всех народов России – был изобретён мастером П. Стерлиговым в 1907 году. А предшественником баяна, оказывается, был металлический варган (по одной версии) и древнекитайский шэнг (по другой).
Вот в концертный зал с научным докладом вошла магистр первого года обучения Ляйсан Гареева. Её тема имеет сложное, малопонятное непосвященному человеку название «Синкретические элементы сценического фольклора». Но всё стало понятно, когда это название раскрыл концертный номер её фольклорной группы «Магистры». В настоящей народной манере была спета песня «Чтой-то звон» в записи 1914 года самого Митрофана Пятницкого, тут же последовал башкирский кубаир «Балкантау» под аккомпанемент домры магистра из Казахстана Адилета Габдрешева, а в заключение номера прозвучала нагайбакская песня «Гармонь таушлары».
И всё действо шло под аккомпанемент баяна.
Автор статьи не смог дослушать студенческого выступления, так как должен был готовиться к выходу на сцену с концертным номером «Наигрыши на кубызе с фортепиано». Не успели прозвучать последние аккорды мелодии «Новый Лондон» композитора Э.Сигмейстера в исполнении дуэта Метлин-Сиразетдинова, как тут же вышел с докладом «П.Чайковский и… гармоника» студент 1-го курса училища искусств Валерий Демин, проиллюстрировавший свои слова игрой на фортепиано знаменитой «Песни косаря» из «Времён года».
Номера следовали один за другим, научные доклады чередовались с игрой на жалейках (детская группа из ДШИ Уфимского района под рук. Фидалии Разяповой), на курае, мандолине, казахской домбре. Вот выступает с гармоникой обладатель Гран-при в Вене (Австрия) Фирдус Шарафуллин, тут же готовится к выходу Алина Галиева с наигрышами на скрипке, записанными в Сибае. И всё это энергично, с задором, в молодёжном темпе и обязательно под аккомпанемент баяна.
В заключение выступил сводный фольклорный ансамбль двух музыкальных кафедр университета, который показал сценический номер, состоящий из редких песен и наигрышей, записанных на территории многонационального Башкортостана.
В кулуарах конкурса-конференции мне удалось встретиться с его организатором, заведующим кафедрой музыкальных инструментов и компьютерных технологий Ришатом Сагитовым:
«Мы давно планировали открыть в университете фольклорное направление, но это удалось сделать только в этом году с приходом к нам доктора искусствоведения, профессора Равиля Рахимова. Он сумел организовать вокруг себя группу единомышленников – студентов и педагогов, – которые меньше чем за два месяца сложились в научный и концертирующий коллектив. Это выступление – третье. Интерес к фольклору огромный, три дня назад был проведён мастер-класс для молодых руководителей-фольклористов, впереди множество приглашений. Но не будем забегать вперёд, приходите к нам на Новый Год и увидите настоящие Колядки и Святочные гадания».
С неохотой я выходил из старинного двухэтажного здания на улице Октябрьской Революции 3-а, где располагаются музыкальные кафедры БГПУ, и вспоминал свои студенческие годы с лекциями, экзаменами, концертными выступлениями и гастрольными поездками.
Педагогическое образование в наше неустойчивое время со сложными политическими событиями, пожалуй, единственный стабильный очаг, имеющий перспективу востребованности. Ведь подрастают дети, которым нужны учителя, нужны образовательные учреждения, готовящие педагогов – представителей уважаемой и почётной профессии.