– Роман, как и многие творческие личности, изменившие свой путь, ты учился на географа и даже поступил в аспирантуру (правда, в сфере информационных технологий и медиадизайна). Когда в голове щелкнуло «я хочу быть режиссером»?
- Родился я в бурятском селе Тугнуй, в семье геологов. Жил на юге Казахстана, переехал с родителями в Башкирию еще в девяностые. Учился в школе №1, играл, так сказать, во дворе Юры Шевчука. С детства любил музыку, рок, даже помню день – 15 августа 2000 года, – когда меня зацепило творчество Цоя. Так я стал «киноманом».
Аппетит приходит во время еды, и вот я купил гитару, переиграл все «Кино» и в 2004-м стал гитаристом группы «ГСМ». А также «делал звук» на студии «Снеговик» и в БГПУ, где учился. Однажды в студию пришла женщина, которой нужна была помощь звукорежиссера. Рассказала, что окончила высшие курсы во ВГИКе – и тут я загорелся идеей поработать в кинематографе.
Был звукорежиссером фильмов «Дурь» и «Тайна Аркаима» Булата Юсупова и «Царапина» Руслана Юлтаева (так увлекся, что даже академ взял). Через какое-то время мне позвонили и предложили поработать звукачом фильма «Рахмат» на киностудии «Башкортостан» (кстати, скоро будет 10 лет, как я там работаю). Сделал звук за две недели. И захотелось снять что-то свое… В 2014 году окончил мастерскую Николая Макарова СПбУКиТе – стал дипломированным режиссером кино и телевидения.
– На сайте киностудии «Башкортостан» есть список твоих работ. Всегда ли первый фильм – «любимая жена режиссера»?
- Интересный вопрос, не задумывался над этим. Наверное, я всех «своих семерых жен» люблю… Мой первый фильм «К вершинам гор» – документальный, был посвящен 100-летию со дня рождения деда, поэта Ханифа Карима, участвовал в программе фестиваля «Победили вместе» в Севастополе… Но первый фильм часто делается по наитию, без особого опыта. Сейчас самым дорогим сердцу считаю игровой фильм «Карусель» 2013-го года. После него у меня было некое опустошение, будто я высказал все, что хотел, излил душу. Такое случается, когда ты проживаешь с фильмом долгое время.
– Возможно, это относится не только к кинематографу, но и к романам писателей, поэмам, сериям картин…
- Да. И, я думаю, это отличается от съемок современных телесериалов, где каждый выпуск проходит по определенному шаблону. Сейчас режиссура телеэкрана хромает, много посредственных постановок.
– Твои кинокартины «путешествовали» по Москве, Казани, Туле, Кемерово, Ульяновску, Чебоксарам, Воронежу, другим российским городам, побывали в украинском Каменце-Подольском, в Турции и Индии. Какой фестиваль запомнился тебе больше всего и почему?
- В Стамбуле мне запомнился… костел с хоралом (открыл его на узкой улочке случайно), а вот в Индию не поехал. Но все же первое, что приходит на ум – Владикавказ, фестиваль «Дирижабль», где короткометражка «Лесная тропка» получила диплом второй степени в номинации «Лучший любительский фильм». В сознании среднестатистического россиянина Кавказ не ассоциируется со спокойствием.
И я так думал до этой поездки. А по факту – все дико понравилось. Кстати, у нас там была экскурсия по Северной Осетии, мы видели Кармадонское ущелье, в котором погибла съемочная группа Сергея Бодрова-младшего. Интересно, что все старые деревни построены там на склоне горы: в древности знали, что этот здоровенный ледник рано или поздно спустится. А деревни более позднего времени – внизу. Такие вот мудрые предки… Еще мне понравились крымская Ялта в период бархатного сезона и Мышкин, который вместе с Рыбинском, Угличем и другими городами Ярославской области был частью кинофеста 2015 года «Свет миру». Очень яркие впечатления остались.
- Заметно, что тебе ближе философская тематика, так сказать, большие вопросы маленьких людей, их взаимоотношения и ценности… Артхаус, андеграунд, эпатаж твоего поколения – невинная временная дань моде или некий побочный эффект постмодерна, серьезное «культурологическое заболевание»? Этим нужно переболеть или болеть совсем необязательно?
- Скорее второе. Думаю, экшн легко визуализируется (у меня даже лежит чернушный сценарий как эксперимент). Сложнее сделать глубокий сценарий об отношениях между людьми, между Богом и человеком. Гораздо интереснее и полезнее, если человек будет идти своей дорогой, искать себя. Да, это делает человека «белой вороной» (например, чувствовал, что «Карусель» на фестивале «выпадала» из общего настроения, хотя там были, конечно, классные фильмы). Да, сейчас есть люди, которые проталкивают фильмы на фестивали, – но я не хочу этим заниматься. Пусть будет, как есть.
Хорошая новость! На днях фильм Романа Пожидаева «Лесная тропка» вошел в шорт-лист III МКФ «Ноль Плюс». Победители будут объявлены в Тюмени в декабре. Пожелаем Роману удачи!
– У поэтов часто спрашивают о том, откуда приходят стихи. Как появляются сценарии фильмов?
- Сценарий может возникнуть за несколько минут, например, на фоне какого-то музыкального трека. Фильм «Листок» вырос у меня из одной фразы, родившейся во время 15-минутной симфонии Бетховена. Но больше всего люблю Шопена… Вообще, кто-то мыслит текстом, кто-то – картинкой, а режиссер – сценарием, то есть картинкой движущейся. Законсервированная картинка как раз мешает действию.
– Тем не менее, русскую литературу считают литературой размышления, а зарубежную – преимущественно движения… Эта ментальность отражается и в кинематографе, когда мы глубже проживаем драмы, а не боевики.
- И да, и нет. Что играет актер? Актер играет задачу, действие. Есть пьесы, где все построено на тексте, диалогах. Но тогда и в кино получается чистая пьеса. У меня такая работа тоже есть – чеховские «Два газетчика». Но и в размышлении должно быть какое-то направление, движение.
– Ты уже говорил, что один из твоих фильмов посвящен памяти дедушки – поэта Ханифа Карима. Не пробовал сам стихи писать? Вообще, согласен ли с теорией, что есть на свете «гены творчества»?
- Поэзию люблю, но стихи писал только лет в 6-9. От деда осталась большая библиотека – можно найти практически все. Мне кажется, сегодня в обществе есть проблема приобщения к литературе: многие люди не умеют с ней дружить. Интересный момент: когда перечитываешь классику вроде «Войны и мира», Флобера, Гессе или даже учебник Станиславского, понимаешь текст не так, как раньше – глубже, вскрывая новые пласты. Сейчас добрался до Ремарка и Манна, которых раньше не читал… Кстати, мой младший брат – филолог, окончил курсы Литинститута, отлично знает английский, в Уфе преподавал русский язык для иностранцев, сейчас работает в китайском вузе.
– Музыка – тоже одна из граней творчества. Всем, кто «в теме», ты известен как участник рок-групп «Пупсы» и «Бурелар». Как проходило их становление, занимался ли ты в специализированной школе или осваивал все сам? Ты уже упоминал, что купил гитару в период «цоемании»…
- Игре на инструментах учусь сам, два года назад купил синтезатор и скрипку. «Пупсы» образовались в 2002-ом, играл там с 2005-го. За это время мы прилично поездили по России, пока работаем не так активно. Во вторую группу, родившуюся в 2004-ом, в 2009-ом меня пригласил солист Ильшат Абдуллин, снимавшийся в фильме «Моя звезда». На повестке дня – запись альбома. Времени всегда не хватает, поэтому я решил посвящать музыке хотя бы один день в неделю. А 14 ноября буду играть в Доме Актера по просьбе одного знакомого.
- При таком плотном графике остается ли время на какие-нибудь маленькие «приятности» (коллекционирование, например) и на личную жизнь?
- В подростковом возрасте я собирал интересные монеты, у меня была куча попугаев. Не игрушечных – живых. Не помню уже, как мне это разрешили, но у нас был настоящий «птичкин дом». А по поводу личной жизни – думаю, двум творческим людям жить сложно, это чаще всего конфликт. У художников есть, конечно, близкие по духу «вечные музы», но в быту они обычно друг другу мешают.
– Над каким кинопроектом работаешь сегодня?
- Реализуем идею молодежного ситкома – историю о том, как шесть человек по воле судьбы должны пройти друг с другом определенный отрезок времени. Сняли пилотную серию с актерами Молодежного театра. Пока стоит вопрос с продюсированием. Если все сложится, ситком увидят на местном телевидении. А вообще, я, как и многие работники от кино, человек немножко суеверный. Некоторые любят афишировать процесс работы – я не говорю об этом, пока большая часть не завершена. Так что идеи есть, но лучше их не озвучивать.
На еще одном недавно начатом проекте у меня с первого раза не разбилась «киношная» тарелка. А во второй раз она разлетелась на какое-то немыслимое количество осколков. Так что пока непонятно, чем все закончится. У меня вообще сейчас какой-то этап ценностной переоценки – многое из разработок, задумок вижу не так, как раньше, и кое-что хочу переделать. К слову, меня потряс «Андрей Рублев» Тарковского. Я не мог понять, как у 29-летнего человека [режиссер подал заявку на съемки в 1961, фильм вышел в 1966 – авт.] в голове были такие мысли о Боге и мироздании.
На фестивале «Свет миру» один батюшка рассказал о молитве, найденной в дневниках Тарковского. В ней он благодарит Бога за то, что всегда чувствует Его руку на затылке, потому что хочет видеть мир таким, каким Бог его создал. И тогда я понял, что это – пример подключения к некому высокому каналу, работа на другой частоте. Чистый поток сознания… Человек в этом мире – проводник. Он должен вынести что-то на экран, на бумагу – выразить это в любом виде искусства. А талант – это наивысшее развитие знаний, умений, навыков и способность использовать этот поток. Нет такого понятия «не дано». Надо просто жить творчеством.
- Любимый отечественный фильм: «Понизовая вольница» («Стенька Разин») В. Ромашкова
- Самое главное для режиссера: беречь здоровье
- Цитата из фильма: «Эту страну погубит коррупция» («Человек с бульвара Капуцинов» А. Суриковой)
- Лучшая экранизация книги: «Тихий Дон» С. Герасимова
- Кино для тебя – это: большая часть моей жизни