Башкирия - родина многих известных людей. Год за годом пытаемся никого не забыть, но то ли память подводит, то ли что еще. Так, недавно свое 80-летие отметила Гюлли Мубарякова - выдающаяся башкирская актриса, театральный режиссер и педагог. А кто из молодого поколения знает ее, кто из старших - помнит? Постараемся хотя бы вкратце рассказать об этом человеке.
Народная артистка СССР, народная артистка РСФСР, заслуженная артистка РСФСР, заслуженная артистка БАССР. Лауреат Госпремии БАССР имени Салавата Юлаева - награды и звания можно перечислять долго. Гюлли Арслановна родилась в Уфе в знаменитой актерской семье. Детство ее прошло в театре. Дети актеров - "закулисные" дети, как говорит сама Гюлли. Интересно, что родители были категорически против ее выбора стать актрисой. Как она позже призналась, успех родителей обязывал ко многому. Но все же Мубарякова выбрала актерскую стезю и поступила в башкирскую студию при ГИТИСе им. Луначарского.
Своих наставников она вспоминает с теплотой:
- Ольга Пыжова и Борис Бибиков - ученики Константина Станиславского, непосредственно с ним работавшие, выпускавшие с ним спектакли, - рассказала актриса в интервью газете «Республика Башкортостан». - Они воспитали целую плеяду великолепных актеров. Их выпускники составили труппу Алма-атинского академического театра, был у них замечательный курс татарских актеров, да и наша башкирская студия славилась на весь институт.
Параллельно Пыжова и Бибиков работали во ВГИКе. Руфина Нифонтова, Вячеслав Тихонов - это тоже их выпускники. А что лучше скажет об учителе, чем громкое имя ученика, ставшего ведущим актером какого-либо театра, достойно себя показавшего, заслужившего любовь и признательность зрителей, критиков и продолжившего дело старшего поколения.
В 1959 году Гюлли Мубарякова поступает на работу в Башкирский академический театр драмы имени М. Гафури и быстро становится одной из ключевых фигур театра. Ранние роли Гюлли Мубаряковой - Пальмира в трагедии Вольтера "Магомет", Шафак в трагедии Карима "B ночь лунного затмения", Нэркэс в одноименной трагедии Юмагулова, Алиман в спектакле "Материнское поле" по повести Айтматова - обусловили репертуар актрисы и характер ее творчества. Классическая и современная трагедия становятся для нее определяющим жанром.
Знаменитая актриса, гордость театрального искусства республики, Гюлли Мубарякова всегда скромна и интеллигентна. Эти качества проявились и в ее ролях. В трагедиях она не криклива, все боли и страдания концентрируются у нее внутри, разрывая души ее героинь. В комедиях ее юмор мягок и улыбчив, характеры изображаемых женщин вызывают не только добрый смех, но и трогательное сочувствие.
Вот как описывает театральный критик Алла Докучаева одну из ролей Мубаряковой:
Гюлли Арслановна никогда не наполняет образ только одной доминантной краской, ей подвластна передача тончайших нюансов в поведении героини. Казалось бы, небольшая роль Екатерины II из спектакля по пьесе Мустая Карима «Салават» как раз требует однолинейности, – властная правительница может себе позволить унизить пленного Салавата, гордо бросая ему в лицо убийственную фразу: «Я – царица, а ты – никто!»
Но только один аспект не устраивает серьезную актрису. Сцену, которая длится всего восемь минут, Гюлли Мубарякова расцветила многими красками. Конечно, сама эта встреча двух противоборствующих сил – фантазия автора, основанная на исторических ассоциациях, но ее надо было сделать живой. Поначалу царицей движет любопытство: что это за дерзкий башкир, посмевший выступить против власти? В процессе беседы она начинает чувствовать внутреннюю силу этого бунтовщика и старается подавить ее той самой репликой: дескать, ты – никто. Но и женское начало просыпается в ней при виде молодого и сильного мужчины: «А ты хорош… Среди фаворитов мог бы быть». Он с усмешкой цепью притягивает ее к себе: «А, испугалась!» Императрица зовет стражу, потрясенная внутренней свободой пленника, и, понимая, что он превзошел ее непокорностью и убежденностью в своей правоте, снова пробует утихомирить его гордый нрав, припугнув забвением.
В 1978 году Гюлли Арслановна дебютировала в качестве киноактрисы, снявшись в фильме «B ночь лунного затмения» по пьесе Мустая Карима. Также она пробует себя и в качестве режиссера. На сцене Башдрамтеатра имени Гафури в ее постановке шли лирическая комедия "День рождения любимого" и драматическая хроника "Хадия".
В последние годы актриса с успехом играет в спектакле "Белый пароход" по повести Чингиза Айтматова, музыкальной комедии "Похититель любви" Флорида Булякова, драмах "Камень одиночества" Альфиса Гаязова и "Кахым-туря" Баязита Бикбая и Хамита Иргалина. Напомним, что в сентябре начались репетиции спектакля "Странная миссис Сэвидж". Постановка станет бенефисом актрисы. Премьера назначена на вторую половину ноября 2016 года.