Как рассказала "Новой газете" владелец магазина Татьяна Котлярова, проверка присматривалась к сказкам Ершова и Андерсена из серии "Школьная библиотека", и в итоге предъявили претензию: на книжке нет информационного знака, указывающего, с какого возраста можно ее читать. Графического знака на ней действительно не было, но была надпись "книжное литературно-художественное издание для детей среднего школьного возраста". На сборнике Андерсена стоял знак "0+" , что означает отсутствие возрастных ограничений, но проверяющие, по словам Котляровой, его не заметили. В общем, дело дошло до мирового суда, и суд принял иск представителей регулятора к рассмотрению.
Ну, допустим, чиновники Роспотребнадзора плохо знают законы, но судья-то их должен знать. В документе, на который они ссылаются, четко сказано: информирование может быть графическим или текстовым, а в пункте 3 сказано, что "настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества". Относится ли к такой продукции золотой фонд русских детских сказок?
Книжному магазину в случае положительного решения суда грозит штраф от 20 до 30 тысяч рублей. Деньги, казалось бы, несущественные для предприятия, но что-то в очередной раз настораживает. Несколько лет назад, когда могучий закон о возрастной маркировке книг, фильмов и т.д. еще был подающим надежды законопроектиком, интернеты просто рвало от предсказаний, что следование букве закона приведет к абсурдным ситуациям. Власти соглашались, что закон сыроват, но его надо принять как можно быстрее, а возможные недоработки отработают на месте, если вдруг что-то глупое будет происходить. Ну что, получили?
О разной степени - то ли цензуры, то ли ограничения всего подряд - высказываются многие деятели искусства. Пожалуй, самым ярким выступлением последнего времени была речь Константина Райкина, но мнения об этой ситуации продолжают пополнять газетные и интернет-материалы. Вот, к примеру, фрагмент из интервью театрального режиссера Константина Богомолова красноярской газете "Городские новости":
Сегодня мы существуем в режиме, когда считается, что массам не стоит знать многого, что они должны быть отделены от слишком сложных знаний. Это совершенно парадоксальная вещь. В советское время, когда было всё более чем регламентировано, на книжках никогда не было надписей “18+”, это просто никому не приходило в голову. Как и то, что какие-то фильмы нельзя смотреть детям. Тут речь не о порнографии, а о сложных вещах, взаимоотношениях людей, смерти… Так мы скоро дойдём до того, что у нас Кафку запретят, потому что слишком депрессивно.
Звучит глупо, абсурдно, непонятно, но - вполне реалистично для нашего обрусевшего XXI века. Столько всего неизведанного таит литература! Хочется спросить, что же мы тогда, к примеру, в знаменитой книге Харпер Ли "Убить пересмешника" читаем про "негров", а не про "афроамериканцев"? Издание свежее, между прочим. Ну да, если исправить на политкорректный вариант, то перевод будет неточный, но - вдруг тоже кого-то оскорбит, м? И мы всей редакцией надеемся, что у Роскомнадзора после прочтения этого материала хватит мозгов не ставить на этой книге маркировку "Только для белых". Вот смеху-то будет...
Да что там литература! Мир кино просто ждет и никак не дождется, когда же все сигареты, папироски и чинарики в советских фильмах замажут мутными пятнами, а предложение закурить будут вырезать целыми фрагментами. А то еще насмотрится молодежь и пойдет смолить. Мы и некоторые наши любимые киногерои высказываем одобрение инициативе, которая наверняка скоро перевалит границы разумного: