Основоположник русского футуризма, художник и поэт Давид Бурлюк во время Первой мировой войны вместе с семьей оказался в Башкирии. Обосновавшись в Иглино, он писал картины и занимался поставками сена в русскую армию.
Во время Гражданской войны он случайно оказался со стороны фронта белочехов. Красные постепенно выдавили их на Восток, и Бурлюк вместе с семейством оказался во Владивостоке, откуда пароходом уплыл в Японию, а потом эмигрировал в США.
В Америке он в возрасте 40 лет начал жизнь заново. Работал журналистом в просоветской газете, писал картины, хотя они были никому не нужны. И лишь только в конце 30-х, когда в мире вдруг возник интерес к русскому авангарду, все вдруг вспомнили о Бурлюке как о друге Кандинского.
Русский авангард – это самый настоящий прорыв в мировом искусстве. На рубеже веков были созданы такие произведения, которые до сих пор питают и толкают вперед все нынешнее искусство и литературу.
Давид Бурлюк по приглашению Союза писателей (не художников!) приезжал в СССР в 1956 и 1966 годах. Был и в Уфе. Всего в России у него осталось, как он сам говорил, около трехсот картин. Он понимал, что картины этого периода были его лучшими произведениями. В Америке он постоянно их копировал и повторял по памяти, правда, уже подписывал латинскими буквами. Бурлюк знал, что то, что находится в СССР – бесценно, хотя все его картины хранились в запасниках как «мелкобуржуазное искусство». Бурлюк предлагал выменять картины, находящиеся в СССР, на его американские в расчете один к одному. На что ему сказали: "Давид Давидович, мы согласны, примите только советское гражданство". На что, подумав, всегда очень осторожный Бурлюк сказал: «Спасибо, не надо».
В музее им. М.Нестерова Бурлюку посвящен отдельный зал. После революции в Иглино осталось несколько десятков его картин. Конечно, их могли просто выбросить на помойку... Но кто-то на телеге привез их в только что созданный в Уфе художественный музей.
Голова молодой женщины в шляпе. 1917. Холст, масло
Татарская деревня. 1915-1917. Холст, масло
Девочка-татарка. 1918. Холст, масло
Цветущие яблони. 1917. Холст, масло
Терраса. 1917. Холст, масло
Казак-мамай. 1916. Холст, масло
Радуга. 1916. Холст, масло
Портрет женщины в голубом. 1915-1918. Холст, масло
Одинокая лачуга. 1918. Холст, масло
Женский портрет. 1915-1918. Холст, масло
Натурщица. 1915-1918. Холст, масло
Деревня. 1915-1918. Холст, масло
Портрет молодой женщины в шляпе. 1915-1918. Холст, масло
Портрет женщины в желтом платье. 1917. Холст, масло
Расцветшая сирень. 1918. Холст, масло
Портрет молодого башкира. 1917. Холст, масло
Зал Бурлюка в музее М.Нестерова украшает скульптура Ф.Нуриахметова (Салиравия) «Футурист Давид Бурлюк». 1999. Мрамор, латунь.
За свою жизнь одноглазый художник нарисовал 20 тысяч картин. Они находятся во всех музеях мира и частных коллекциях. Их стоимость на мировых аукционах за последние десять лет выросла в десять раз.