- Как вам удалось сделать те уникальные фотографии 11 сентября?
- Я жила в четырех улицах от башен-близнецов. Когда я прибежала к ним, увидела, что там уже работают полицейские, пожарники. Если бы это было необходимо, я бы помогала, но все выполняли свою работу, и я стала выполнять свою. Я ведь не медик, даже не знаю, как правильно пульс проверить. Полицейский у меня спросил: «Как ты это можешь снимать?» Я сказала ему: «Для истории». У меня было достаточно опыта, чтобы понять, что это будет представлять историческую ценность. На следующий день после трагедии мои фотографии были опубликованы во всем мире. Ко мне в офис приходили пожарные, полицейские, просто люди, смотрели мои негативы и искали своих родных. Многие не знали, где их родные и коллеги были в момент катастрофы и где находятся сейчас, живы ли вообще. Многие не могли найти останки. И на моих негативах, к примеру, они видели, что чья-то рука попала в кадр – они по татуировке узнавали этого человека. И зная, что он был там, в этом месте, им было легче – даже понимая, что он погиб. Было тяжело. Весь год ко мне ходили отсматривать негативы, и я почти каждый день плакала. Я и уволилась из AP потому, что психологически не могла там больше работать.
- У вас есть кумиры в области фотографии, на чье творчество вы ориентируетесь?
- Мэри Эллен Марк, тоже уличный фотограф - мой кумир и мой учитель, к сожалению, она умерла в 2015 году. Я взяла ее мастер-класс примерно 3 года назад. Я принесла фотографии, хотя первоначально не предполагала их показывать. Она посмотрела их и спросила: «А почему ты бросила это?» И я не нашла ответа и тоже стала задавать себе этот вопрос. Позже она написала мне письмо. Я читала, и слезы у меня лились градом. У нас у всех есть сомнения в своем творчестве, таланте, все время думаешь, а снимаешь ли ты хорошо, нравится ли это людям. После 11 сентября, после наград, у меня были большие сомнения, а смогу ли я вообще снимать хорошие сильные фотографии после этого, могу ли я держать такую высокую планку. Постоянно пытаешься себе что-то доказать, и иногда это очень тяжело. Мэри утверждала, что мне нужно обязательно снова заниматься творческой работой, она написала: «Вы сами себе это должны». И я решила вернуться к творчеству.
- Уличная фотография - особый жанр. Как вы делаете эти снимки?
- Я люблю, когда люди знают, что я снимаю, у меня такой стиль съемки. Если я вижу кого-то интересного, я с ним нахожусь по 20-30 минут. Они видят меня, может быть, вначале они спозируют, естественно, я это сфотографирую, но потом жду, когда они перестанут обращать на меня внимание, - и тогда я делаю необходимые снимки. Если вы обратили внимание, на фотографиях я совсем близко к людям, и они на меня не обращают внимания. Причем я сначала сфотографирую, а потом спрашиваю, можно или нет. У меня подход такой, и я всегда говорю это своим студентам: не бойтесь показаться дураком. Не надо показывать, что вы профессиональный фотограф. Когда я выхожу на улицу фотографировать, я одеваюсь ярко, по-женски, всегда улыбаюсь. У меня маленькая камера. Женщин-фотографов до сих пор воспринимают несерьезно.
- Фотография сменила пленку на цифру и вообще шагнула далеко вперед. Так ли важна техника для удачного кадра?
- Я не гоняюсь за новой техникой, мне это неважно. Важнее, чтобы было удобно снимать. Чем проще камера, тем лучше – в голове освобождается пространство для творчества. На улице я снимаю на полуавтомате, потому что не хочу думать о технике. Моменты летят: вот он появился – вот его уже нет. Я не думаю о выдержке и диафрагме, о тучах и освещении, также не стираю фотографии в процессе - все потом, во время редактирования на компьютере.
- Как вам удается совмещать творчество и необходимость зарабатывать?
- Как только начинаешь думать о деньгах или коммерческом успехе, творчество превращается в бизнес. Я такой человек, я не гонюсь за славой и деньгами, я занимаюсь тем, что мне нравится и что я могу себе позволить. Когда вы влюблены в свое дело, деньги придут сами. Конечно, у меня нет семьи, иначе я просто не могла бы взять и поехать в другую страну на какую-нибудь конференцию. Но я живу фотографией больше 35 лет, и это большая часть меня. Я не представляю, что бы я делала, если бы не фотография.