Все новости
Интересно
28 Июня 2017, 15:38

ММКФ 2017: куда плывет “Карп отмороженный” Владимира Котта

Пожалуй, самый традиционный фильм в конкурсной программе ММКФ - “Карп отмороженный” Владимира Котта. В отличие от своих земляков - трэш-драмы “Купи меня” и мистической синефильской сказки “Мешок без дна” - эта трагикомедия ожидается в прокате и наверняка придется многим по вкусу.

“Карп” - это история пенсионерки Елены Михайловны (Марина Неёлова), бывшей учительницы литературы. Она живет в богом забытой деревушке, смотрит телевизор и тоскует по своему сыну (Евгений Миронов), который когда-то уехал в город учиться, да там и остался. Теперь он работает профессиональным болтуном и успешно проводит мастер-классы по личностному росту и жизненному успеху. В суете этого успеха он редко вспоминает о матери, поэтому ее основной круг общения - соседка, такая же старуха (Алиса Фрейндлих), которая за словом в карман не лезет, но за подругу готова на все.


Получив неутешительный диагноз от врача (смерть может наступить в любой момент), мать решает, что занятой сын может не успеть должным образом организовать похороны, поэтому деловито отправляется на подготовительные работы: получить справку о смерти, выкопать могилу, купить гроб и продукты на поминки. Все удивлённо таращат глаза, но разве что-то может противостоять натиску пенсионера, твердо решившего умереть?



Российское кино порой с интересом обращается к теме смерти, создавая очевидные трагикомедии с горьковатым смехом и легко угадываемым финалом. Как правило, это трогательный, эффектный и достаточно эмоциональный рецепт. Зачастую ключевым звеном в этих историях становятся видные актеры прошлого, чья харизма способна сконцентрировать на себе внимание в любом фильме, независимо от силы сценария. Например, “Простые вещи” с Броневым и “На Верхней Масловке” с Фрейндлих. “Карп” - история как раз из этой категории.


- Когда мне в руки попал сценарий, я увидел, что там очень много образов, взятых как бы из других фильмов, но для меня это не очень важно, потому что в этих образах и других фильмах нет таких актеров. Это не киноманская история, мы не шли по пути сложного киноязыка, мы просто хотели рассказать простую человеческую историю.

“Карп” действительно не старается умничать, он просто и с грустным юмором показывает деревушку по ту сторону надежды, где доживает бывшая учительница, узнающая в половине жителей - счастливых и несчастных - своих учеников. Очевидно, что вместе с ней уходит какая-то часть культуры, традиций, буквально - старой школы. В этом смысле ехидное ругательство “Библиотека!”, которым награждает Елену Михайловну ее соседка, случайно отражает ее культурно-человеческий потенциал. При этом "Карп" - это не лубочная картинка. То тут, то там прорезываются эпизоды, так сказать, с оборотной стороны этой жизни: завзятые маргиналы обнаруживают в себе противоречивые добродетели, а в самой героине угадываются черты деспотичной матери, когда-то своей чрезмерной любовью придушившей возможное счастье своего сына.



- Удивительная история с этим сценарием. Марина Мстиславовна согласилась сразу, мы даже испугались – так это было неожиданно. Мы не очень понимали, осознает ли она, куда ввязывается, что ей надо выглядеть по-другому, совершить актерский подвиг, что она не должна соответствовать той легкой, воздушной Неёловой, а быть старухой, – поделился впечатлениями Котт.

К Алисе Фрейндлих режиссер вместе с оператором Михаилом Аграновичем приходили домой.


- Первое, что она сделала – предложила покурить. Она меня проверяла, прощупывала, адекватен я или нет. Через полчаса мы нашли общий язык, сигареты, нашли образ и поняли, что надо идти не в сторону интеллигентной Алисы Бруновны из “Служебного романа”, а в сторону бабки, даже придумали ей говор.



Казалось бы, все элементы “хорошего кино” для финансирования налицо, но, как выяснилось, фильм создан за счет частных средств, без государственной финансовой поддержки. Котт подчеркнул, что им отказали в финансировании трижды и, по его мнению, от этого фильм только выиграл.


- Нам приходилось не жировать, а придумывать, как это можно снять. Актеры все снимались не за свои ставки. Не буду называть суммы, но Евгений Миронов уже давно не позволяет себе таких студенческих вещей, – рассказал Владимир Котт.


Лента не претендует на звание шедевра, она скромно занимает отведенное пространство, в унисон своей героине намекая, что, мол, я и сама тут как-нибудь, и вовсе не обязательно со мной возиться, хотя обратить внимание стоило бы. Громкий социальный посыл - родные всем и каждому старики уходят, приходит новое, ещё не осознавшее себя поколение - звучит далеко не впервые, пусть и с парочкой оригинальных ноток. А довольно яркое участие в фильме не менее родных российскому зрителю Фрейндлих и Неёловой вывело “Карпа” - пока что - на первую строчку в голосовании за приз зрительских симпатий.
Читайте нас: