Вообще, любопытно, что Шипенко, постигавший киношные азы в Америке, взялся за воплощение на экране до мозга костей (читай, до последнего орбитального винтика) эпизода из советского прошлого – времен открытой космической гонки. Впрочем, год-то там вполне уже перестроечный (Горбачев и «сухой закон»), да и тема ностальгии по СССР сегодня льется из каждого эфирного утюга (что само по себе отдельная статья для анализа феномена). Если быть совсем честными, выбивать ностальгию кинодеятели хотят на чем-нибудь зрелищном (то бишь, великий русский балет остается для посвященных); немудрено, что это самое зрелище исправно поставляют космонавтика и спорт.
Но на сим, пожалуй, ирония и кончается.
Потому что фильм у Шипенко получился. Да еще такой, что в чем-то даже превосходит более раскрученное недавнее «Время первых» со звездными Мироновым и Хабенским. Нет, здесь, конечно, тоже крепкий актерский состав, но, согласитесь, в копилке того же Деревянко есть и такие «шедевры», как «Гитлер, капут!» и «Ржевский против Наполеона».
К счастью, поручиками тут и не пахнет – зато есть люди, которые «больше всего подходят для этой работы», простые советские парни, так по-русски, на авось, не всегда следующие инструкциям – прирожденный лидер Владимир Федоров (Вдовиченков), узревший в космосе ангелов и оттого списанный со счетов, и классический мозг программы – «инженер в скафандре» Виктор Алехин (Деревянко). Актерский тандем, прототипом которого является дуэт Джанибеков-Савиных с «Союза Т-13», можно назвать несомненной удачей картины. В копилку достоинств фильма уверенно запишем и ладную визуалку, ничем не уступающую голливудским гравитациям (операторскую, техническую, художественно-постановочную стороны), и очень атмосферную музыку Ивана Бурляева (у него нынче две премьеры рядом – недавний комедийный «Напарник»), сдобренную советскими «Землянами», Пугачевой, Пуговкиным и Высоцким; отметим и тонкие юморные моменты, и документальную хронику в титрах.
Основным же достижением назовем талантливое прохождение между Сциллой и Харибдой наэлектризованной идеологической современности: у создателей получился фильм как без псевдокоммунистической «чернухи» (достаточно вспомнить героя Меньшова в «Легенде №17»), так и без крена в заказ (здесь нет оваций «Чемпионов» и набожности «Попа»). Конечно, представителя власти в лице Хаева изобразили без особой симпатии, однако понять военных в контексте ситуации можно (правда, именно эта ситуация вымышлена), его образ выведен не так агрессивно, как это бывает в наши дни, да и сотоварищ оного (Угольников) – чиновник спокойный, интеллигентный. Интересно, что автором идеи выступил тележурналист канала «Звезда» Алексей Самолетов, а основным продюсером – генеральный директор «России-1» Антон Златопольский. Быть может, потому и выдержан в фильме ровный героический тон, где акцент поставлен на тихом триумфе советских мужиков, а не внутрисистемных разборках «с кровавой гэбней»? Съехать в антиамериканизм или антисоветизм авторам было проще простого – но они эти соблазны счастливо преодолели. И, кстати, правильно сделали, сменив дату релиза, чтобы не столкнуться в прокатном космосе с тем же заокеанским «Бегущим по лезвию 2049».
Есть, конечно, в ленте режиссерский налет голливудщины – трафаретные переживания и обнимашки в Центре управления полетами, беседа мужа и жены с ребенком по типу «небо – Земля – прощай», финальная встреча с американцами в космосе и вообще некоторые неточности, которые, например, не понравились Савиных. Тем не менее, художественный фильм допускает сюжетные выдумки без фанатизма (и здесь они вполне вписываются в канву), а заморские мелочи стали уже негласными законами массового кино, которые неизменно работают в блокбастерах: неслучайно это так притягивает молодежную аудиторию. В зале, надо сказать, были представители самых разных возрастов: слева, к примеру, сидели дедушка с внуком, а ниже – целая банда шумных тинэйджеров, которая, как видим, предпочла этот кинопродукт другим (амбициозность замысла по привлечению молодежи подтверждает и адаптация к показу в IMAX).
И главным посылом фильма для юного поколения, пожалуй, будет вопрос в мечтательном диалоге героини Мироновой с мужем «а как ты жил в Советском Союзе?» и его простой-гениальный ответ о семье, работе и строительстве коммунизма. Потому что молодость «от 91-го года» не представляет СССР вообще (да и дети 85-90-х почти не помнят). А представлять надо – чтобы знать родных космобогатырей, а не марвелловских суперменов. Чтобы искренне салютовать отечественным покорителям вселенной. И чтобы не стать теми самыми «мадагаскарскими туземцами» из фильма.