«Аленький цветочек» был поставлен на грант Главы Башкирии (13, 5 млн рублей) именитой московской командой: хореографом-постановщиком Андреем Петровым, художником-постановщиком Григорием Беловым, художником по костюмам Ольгой Полянской, композитором Владимиром Купцовым и художником по свету - Ириной Вторниковой. Дирижер оркестра - Герман Ким (Уфа). Балет обещает стать одним из самых посещаемых представлений Уфы.
Наверное, нет такого человека в нашей стране, который бы не знал прекрасную русскую сказку Сергея Аксакова "Аленький цветочек". Она о том, как найти и распознать свою судьбу в Чудище в пугающем обличье, о великой силе любви, о победе добра над злом. Эти темы вечны как мир. Наверное, именно поэтому выбор композитора Владимира Купцова пал на "Аленький цветочек", когда художественный руководитель Кремлевского балета Андрей Петров предложил ему создать балет, в основу которого ляжет русская народная сказка.
- Два года мы работали над этим балетом. В сюжете «Аленького цветочка» есть очень редкая для русских народных сказок романтическая любовная история, - рассказывает Владимир Купцов. - Её можно встретить в фольклоре разных народов, но именно у Аксакова она приобрела очень глубокий смысл и душевность. А образ цветка у Сергея Тимофеевича - не очередная деталь сюжета. Не случайно наше повествование начинается с того, что это цветок не простой, а волшебный. Он в спектакле, как и у писателя, – символ любви и верности. Мы постарались сохранить в либретто сюжетную линию аксаковского рассказа. Однако усилили в спектакле «присутствие» злой колдуньи, о которой в сказке узнаём только в самом финале из уст принца. И, конечно же, многое оживёт во дворце чудовища: зрители увидят и танец фонтанов, и танец волшебного стола с яствами и многое-многое другое. Это будет удивительное действо...
- Какая же музыка у этой прекрасной истории?
- Музыкальный язык партитуры достаточно традиционен и относится, скорее, к веку XIX, нежели к XXI. Не будет здесь и каких-то новых оркестровых приёмов. Но в балете каждый персонаж имеет свой ведущий мотив, который постоянно будет сопровождать наших героев, трансформироваться, видоизменяясь в зависимости от ситуации. Я стремился написать красивые развёрнутые мелодии широкого дыхания, выразительные и запоминающиеся, которые могли бы как можно ярче отобразить характеры каждого персонажа. В музыке я иду за Чайковским — у него что ни тема, то песня, я тоже стремлюсь к песенному мелодизму.
Символично, что мировая премьера балета «Аленький цветочек» состоялась именно в Уфе, в родном городе не только самого Аксакова, но и композитора Владимира Купцова. Именно здесь Купцов учился, здесь началось его становление как композитора, тут он впервые почувствовал в себе силы творить. Как признается сам композитор, особенно приятно ему было осознавать, что написанный им балет обретёт своё первое сценическое воплощение именно в Аксаковском народном доме, на родине прекрасного русского писателя.
- Один из главных персонажей балета - Аленький цветочек, вернее, его дух, воплотившийся в образе феи, - рассказывает о спектакле хореограф-постановщик, народный артист России Андрей Петров, - волшебство цветочка - в способности дарить людям любовь. Это балет для семейного просмотра. Детям он будет доступен и интересен в силу сказочного сюжета. Если он будет иметь успех и идти в разных городах России, то свой путь должен начать именно отсюда.
Зрители, которым посчастливилось побывать на премьере спектакля, помимо яркой и какой-то завораживающей (от сцены невозможно отвести глаз) игры артистов башкирской труппы, особенно впечатлила красочность и стильность декораций "Аленького цветочка". "Такое впечатление будто попала в рай", - услышала я от одной из зрительниц бальзаковского возраста. Именно этого эффекта, по его собственному признанию, и добивался художник-постановщик Григорий Белов:
- Я хотел создать место, где царит любовь. Ведь Аленький цветочек пробуждает это великое чувство. Поэтому все вокруг должно было радовать глаз и создавать впечатление настоящего рая...
Впрочем, не будем раскрывать карты и пересказывать все творческие задумки авторов и постановщиков спектакля. Для тех, кто еще собирается попасть на этот балет, сохраним в тайне его главную интригу. Скажу главное: все, кто его увидит, не будут разочарованы. Эта сказка о всепоглощающей силе настоящей любви пробуждает в душе столь светлые чувства, что, придя домой, хочется поцеловать свое спящее "Чудище", превратив его в прекрасного принца.