Пьеса "Самоубийца" была написана в 1928 году, но при жизни автора не печаталась и не ставилась в театре, несмотря на высокую оценку признанными литературными и театральными корифеями - Максимом Горьким, Всеволодом Мейерхольдом, Константином Станиславским. После личного письма Станиславского Сталину пьесу разрешили к постановке, но на готовый спектакль вождь наложил запрет. Пьеса с успехом шла за границей - в ФРГ, Швеции, Великобритании, США, Канаде...
В восьмидесятых годах лучшие театры СССР - Театр Сатиры, Вахтанговский, на Таганке пытались поставить "Самоубийцу", но пьесу снимали с репертуара сразу после премьеры или запрещали после первых показов.
Так что же такого крамольного видели власти во внезапном желании маленького человека уйти из жизни?
То, что он вдруг осознал степень своей свободы? Что он может высказать все, что хочет и кому хочет? И даже запросто в Кремль позвонить?
Наказанный и потом обласканный властью Николай Эрдман на себе полностью прочувствовал силу и свободу слова в Советском Союзе.
Удивительно, но и сейчас текст его гениальной пьесы актуален. Огромное спасибо коллективу Национального молодежного театра РБ им. Мустая Карима, представившему, наконец, "Самоубийцу" 28 и 29 октября уфимцам и гостям столицы.
Режиссер-постановщик Мусалим Кульбаев с первых же секунд определил не только временные рамки действия, но и жанр постановки. Марширующие строители коммунизма с палками колбасы в руках из сна Подсекальникова были чудо как хороши! Как и интерактив с пулеметом, стреляющим в зал.
Сам Семен Семенович (Евгений Лопатин) живо напомнил Васисуалия Лоханкина. Нет работы, но нет и особого желания ее найти. Туманные планы, прожекты... И уязвленное мужское самолюбие, что главный кормилец в семье - жена (милая Элина Гусева). Поссорившись с женой из-за ливерной колбасы, Семен Семенович необдуманно бросил фразу о самоубийстве. И в этом его предполагаемом поступке вдруг оказались заинтересованы многие!
Его уговаривают уйти из жизни, не просто так, а ради идеи, искусства, религии, роковой неразделенной любви...
Желающих воспользоваться смертью Подсекальникова в своих корыстных целях так много, что предприимчивый сосед Семен Семеновича - Калабушкин (Андрей Ганичев) даже решает устроить лотерею из предсмертных записок, собирая за них деньги.
Минимализм футуристичной сценографии (браво художнику-постановщику Юлии Гилязовой!) вполне оправдан нищетой жалкой коммуналки и появившимися в начале прошлого столетия новыми формами искусства - кубизмом, абстракционизмом...
Трудно выделить наиболее удачные актерские работы - великолепно и блистательно играли все!
Но особо порадовали Андрей Шрайнер (омерзительный представитель интеллигенции Аристарх Доминикович Гранд-Скубик) и народная артистка РБ Ольга Мусина (Клеопатра Максимовна). Манерная и жеманная Клеопатра, уверенная в своей неотразимости, живо напомнила героинь рассказов Михаила Зощенко, Аркадия Аверченко, Тэффи, Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Константин Станиславский любил повторять слова великого русского актера Михаила Щепкина: "Нет маленьких ролей - есть маленькие актеры".
Лично меня поразила игра Ильяса Хасаншина, сыгравшего в спектакле три крошечные роли (глухонемой, официант, подозрительный тип). Глухой был так убедителен, так эмоционально выразителен, что нет сомнения: у этого молодого артиста - большое будущее!
Последний пронзительный монолог главного героя, вдруг осознавшего ценность жизни и отказавшегося умирать, зал слушал, затаив дыхание. В идеальный текст Эрдмана Евгений Лопатин вложил всю душу, и даже когда он переходил на шепот, тихие фразы работали лучше, чем громовые раскаты предыдущих монологов.
Очень бы хотелось посмотреть пьесу через десять-пятнадцать показов. Когда она пройдет "обкатку" на зрителях, окончательно отшлифуется и засияет всеми гранями очередной удачи Молодежного театра.
Эвелина Завричко.
Фото НМТ.