Все новости
Интересно
21 Декабря 2017, 01:14

Завораживающее «Искусство Китая» можно увидеть в Уфе

Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова собирал китайскую коллекцию более 100 лет. И вот большая часть предметов искусства этой страны впервые предстала перед уфимцами.

В экспозиции
более 100 предметов различных видов изобразительного и декоративно-прикладного
искусства: скульптура, живопись, художественная бронза, фарфор, перегородчатая
эмаль, росписная эмаль, резьба по дереву, камню, кости, вышивка и изделия из
лака. По временной протяженности выставка охватывает период с XVIII по XX века
и даёт богатое представление о традициях художественных ремёсел Китая.
Китайская коллекция
музея начала складываться в 1920-е годы. Большее количество экспонатов
поступило из Уфимского губернского музея, Уфимского «ГУБ ЧКа» (Губернская
чрезвычайная комиссия по борьбе с бандитизмом), Управления социального
обеспечения населения. В 1926 году собрание пополнилось произведениями из
Государственного московского музейного фонда, в 1953 году - из фондов
Государственного музея восточных культур. Значительная часть предметов была
приобретена в 20-е - 50-е годы у частных лиц.
История Китая по
возрасту несколько уступает таким древнейшим цивилизациям как египетская и
месопотамская, отличается удивительной стойкостью и непрерывностью
преемственности культурных традиций. Именно из Китая по всему миру
распространились такие великие изобретения и открытия как шелк, фарфор, порох,
бумага и многое другое.
В Китае с
древнейших времен сформировалось особое мировоззрение, в основе которого лежит
дуалистическая концепция бытия. Китайцы считали, что гармонию вселенной
создавали Инь и Ян (земля и небо, женская и мужская ипостаси вселенной). В
искусстве воплощением этого взаимодействия стал образ дракона с «пламенеющей
жемчужиной», а также сочетание геометрических фигур, в частности круга и
квадрата. Идею гармоничного состояния мира олицетворял узор лэйвэнъ
(напоминающий, античный меандр), а также восемь триграмм багуа (комбинации
прерывистых и непрерывных линий).
Символика Китая,
как страны древней земледельческой культуры, исстари связана с образами
природы. Каждое растение, каждый цветок сопоставлялись народной мудростью с
наблюдениями законов жизни природы и с человеческими качествами. Если в Древней
Греции мерой всего прекрасного был человек и через него передавались ощущения
жизни и представления о ней, то в Китае таким эталоном явилась природа, силы
которой обожествлялись и получали религиозно-философское толкование. Именно
через природу китайцы пытались осмыслить главные законы бытия.
В середине 1 тыс.
до н.э. сформировались важнейшие философские учения - конфуцианство и даосизм,
превратившие в стройную систему этические и эстетические представления о
единстве жизни человека и Вселенной. Искусство Китая, составляющее один из
важнейших элементов культуры страны, образец высочайшего мастерства и глубины
осмысления мира. Однако наше представление о китайском искусстве складывалось
на основании искажавших его, порой до карикатурности, европейских образцов
«шинуазери» XVIII века и китайских рыночных поделок XIX и XX веков, к
сожалению, не имеющих ничего общего с подлинным искусством. И вместе с тем,
когда поток китайских товаров хлынул в Европу, для всех открылся этот
завораживающий мир - мир других эстетических ценностей. Трудолюбивый китайский
народ с богатой фантазией и тонким декоративным чутьем создал неисчислимое
множество предметов художественного ремесла.
Пожилая китаянка в
кресле. Бумага, анилиновые красители, гуашь.

Вельможа и юноша.
Бумага, анилиновые красители, гуашь.

Туфли. XIX – начало XX века. Дерево, кожа, холст, бумажная материя, цветные нитки,
вышивка.

Плато. XVIII- XIX века.
Атлас, шелк, нитки, вышивка гладью.

Плато. XVIII- XIX века.
Атлас, шелк, нитки, вышивка гладью.

Старинные туфли
для девушек. На выставке представлены образцы женской обуви для так называемых
«лотосовых ножек» цзиньланъ — золотой лотос. С 10 века в Китае существовала
жестокая традиция бинтование ног у девочек, которая приводила к деформации
стопы и ее уменьшению. Идеальным считался "лотос” длиной в 10 сантиметров.
В старом Китае считалось, что идеальная красавица должна иметь очень
миниатюрную ступню.

Китай – родина
фарфора. Европейцы разгадали секрет его производства всего 200 лет назад.

Чайник. XIX век. Фарфор, надглазурная роспись эмалями.

Чаша. XIX век. Фарфор, надглазурная роспись эмалями.

Стакан. XIX век. Фарфор, надглазурная роспись эмалями.

Блюда. XIX век. Фарфор, надглазурная роспись кобальтом, надглазурная
роспись железной красной краской.

Чи Хэнь Фэй (р.
1945) Летящие журавли. 1990-е. Бумага, тушь, акварель.
Традиционная
китайская живопись представлена произведениями художницы XX века Чи Хэнь Фэй.
Она родилась в 1945 году в провинции Шаньдун (Пэнлай) Китайской Народной
Республики. Окончила Шэньянский институт искусств им. Лу Синя. Ее учителями
были известные китайские художники Цзинь Шаньи, Чжунь Хань, Чжао Юпин. Во время
приезда в Уфу Чи Хэнь Фэй работала старшим преподавателем Шэньянского института
искусств. В 1990 году в художественном музее им. М.В. Нестерова прошла ее
выставка. Художница подарила музею восемь произведений, выполненных в технике
«гохуа» - это современная китайская живопись тушью и водяными красками на
шелковых и бумажных свитках. Произведения, изображающие буддийских и даосских
богов, а также литературных героев, выполнены эскизно и с мягкими расплывами
тушевого пятна иногда с применением цветных водорастворимых красок.

Чи Хэнь Фэй (р.
1945) Бог долголетия. 1989. Бумага, тушь, акварель.

Чайник. XIX век. Фарфор, надглазурная роспись кобальтом.
Фарфор
представляет наиболее значительную часть выставки. На протяжении нескольких
веков именно фарфор создавал представление о Китае, ее обитателях, их образе
жизни и нравах.
На протяжении
XVIII и XIX веков китайский фарфор становится неотъемлемой частью быта и
оформления интерьеров в России. С изменением моды, художественных стилей и
вкусов набор предметов меняется, но они постоянно присутствуют в царских
дворцах и дворцах русской знати. С XIV-XVII веков фарфор расписывали кобальтом
и покрывали сверху прозрачной глазурью. Такая техника росписи очень ценилась в
Европе.

В экспозиции
представлена ваза, предположительно мастерских Цзиндэчжень первой половины
XVIII века и, целый ряд изделий пятицветной росписи эмалевыми красками поверх
глазури. Преимущество одной из красок в многоцветной росписи дало в Европе
название группам китайских фарфоровых изделий «зелёное», «розовое» семейство.
На выставке можно выделить блюдо относящееся к так называемому фарфору
«китайская арита» с подглазурной росписью кобальтом и надглазурной росписью
железной красной с позолотой.
Умывальный таз. XVIII век. Мастерские Гуанчжоу. Медь, полихромная роспись по эмали.

Блюдо. XVIII век. Мастерские Гуанчжоу. Медь, полихромная роспись по эмали.

Чайник. XVIII век. Мастерские Гуанчжоу. Медь, дерево. Полихромная роспись по
эмали.

Блюдце для
закусок из пяти частей. XVIII
век. Мастерские Гуанчжоу. Медь. Полихромная
роспись по эмали.

Цонкапа. XVIII и
XIX века. Бронза, литье, гравировка, тонировка, позолота.
Скульптура в
Китае получила значительное развитие с приходом буддизма. Скульптура из бронзы,
представленная в экспозиции, изображает основателя буддийской секты «желтошапочников»
в Тибете Цонкапа (1357-1419), составившей в буддизме направление известное под
названием ламаизма. С утверждением ее позиций в Тибете связаны четыре деяния
Цонкапы, среди которых реставрация и переосвещение изображения Майтреи, Будды
грядущего мирового порядка. В связи с этим сложилась иконография изображения
самого Цонкапы. Его изображают сидящим в высоком головном уборе в виде
золоченой статуи с цветами дерева Чампа, которые часто входят в иконографию
Будды Майтреи.

Четки-обезьянки. XIX век. Агалматолит, резьба.
На выставке разнообразно
представлена коллекция резного камня. В Китае особенно высоко ценился нефрит,
но обработка этого камня сопряжена с большими трудностями из-за его твердости.
Агалматолит, из которого выполнены изделия на выставки, иначе называют мыльный
камень. Он очень хорошо поддаётся резьбе. Китайские резчики умели увидеть и
подчеркнуть живую красоту камня и его естественный окрас с пятнышками и
прожилками. Цвет камня и его пятна нередко определяют композицию произведения.
На выставке представлены образы бога долголетия Шоу Сина, печать с образом льва
- шицзы «собаки Будды», а также многочисленные сосуды для промывки кистей, которые
в России использовались в качестве чернильниц.

Фигура китайца. XIX век. Дерево, резьба.
Для создания
выразительных скульптур китайцами нередко обыгрывались наплывы корней горных
деревьев. Причудливые изгибы корня, сучки и наплывы часто подсказывали образ,
ту или иную композицию. Из благородных пород вытачивались статуарные
изображения героев китайской мифологии, сказаний, даосских и буддийских
божеств. На выставке так же представлена скульптура буддийского небесного
существа - бодхисаттвы.

Девушка – японка.
Казнь. XIX век. Дерево, резьба.

Стакан для кистей.
Бамбук, резьба.

Ваза-курильница. XVIII
и XIX века. Медь, перегородчатая эмаль.
Расписные эмали -
хуафалан, изделия с металлической основой, покрытые белой непрозрачной эмалью с
росписью цветными эмалями по ней, появились в Китае на рубеже XVII и XVIII вв.
под влиянием европейцев. Определенную роль в их создании сыграли миссионеры -
иезуиты, познакомившие китайских императоров с изделиями эмальеров Франции,
Германии, Женевы. Однако возможным источником заимствования следует считать
все-таки французские расписные эмали, так как именно во Франции возникла идея
росписи цветными эмалями по белому фону. В Китае существовало два центра
производства расписных эмалей — Кантон (Гуанчжоу) и Пекин. Все эмали можно
разделить на три группы. В первую входят изделия некитайских форм; во вторую -
вещи традиционных китайских форм и в последнюю - предметы, формы которых
сочетают китайские и иноземные элементы.

Ваза. XIX век. Бронза,
литье, чеканка.

Сундук. XVIII-XIX века.
Дерево, резьба.
Статуэтка
женщины. XIX век. Слоновая кость, резьба.

Украшение для
стола «Шар в шаре». XIX век. Слоновая кость, резьба.