- Александр, как вообще здесь появилась тюрьма? Теплый, солнечный благодатный край. Почему не на Севере, в Сибири?
- История такова: во времена Екатерины Великой, в середине XVIII века появилась необходимость построить близ Оренбурга острог для мятежников из армии Пугачева. Тогда и была построена тюрьма, которая стоит и поныне. Ссылка в Соль-Илецкую крепость и в те времена была бессрочной, то есть пожизненной, сюда отправляли в кандалах осужденных со всей России.
Каторжане занимались тяжелым соляным промыслом. Только с начала XX века заведение стало пересыльной тюрьмой. После она находилась сначала во владении УНКВД, а потом МВД. И только в начале XXI века тюрьму перепрофилировали для пожизненных осужденных. Была проведена глобальная реконструкция: появились дополнительные корпуса, новейшие камеры, поставлены системы слежения, возведено несколько дополнительных блокпостов.
Свое название тюрьма «Черный дельфин» получила из-за скульптуры дельфина черного цвета, размещенной в виде фонтанчика во дворе корпуса. Скульптура была изготовлена украинским маньяком по фамилии Криштопа.
Две аналогичные фигуры поставили у административного корпуса колонии, они же украшают железные ворота. На территории России это самая масштабная тюрьма. Контроль осужденных, их сегодня около 750 человек, осуществляет примерно 900 единиц персонала.
Содержатся здесь самые опасные преступники, приговоренные к пожизненному заключению. Среди сидельцев - террористы, маньяки, насильники, серийные убийцы, организаторы и члены преступных группировок, и даже каннибалы. По статистике, от рук заключенных, содержащихся в «Черном дельфине», погибло около 3500 человек, в среднем это по пять убийств на одного заключенного.
- Как построен распорядок работы тюрьмы?
- Подъем осужденных в шесть утра, отбой - в десять вечера. Лечь после 6 утра до самого отбоя никто не имеет права, можно поочередно сидеть на единственном в камере табурете. Весь день приходится проводить на ногах. Столовой в тюрьме нет, прием пищи осужденные осуществляют в камерах, еду подают через маленькое окошко на деревянной лопате, как диким зверям. Рацион преимущественно состоит из супа, каши и хлеба. Курение на территории тюрьмы под строгим запретом.
В камерах сидят по два или четыре человека, но есть и одиночные камеры. На каждого отведено место в 4,5 квадратных метра. Перед расселением осужденных по камерам с ними работают психологи, чтобы сокамерники максимально хорошо подходили друг другу, не проявляли агрессии. В камерах, как и во всей тюрьме, никогда не выключают свет, вся мебель приварена к полу. Каждые 15 минут происходит обход.
Камеры построены по принципу «клетка в клетке» — решетки отделяют заключенных от стены с окном и «прихожей». Из окон камеры можно видеть только кусочек неба. Все эти методы призваны для того, чтобы заключенные не видели двор и не имели возможность изучить внутреннее расположение тюрьмы. За шум или любое игнорирование правил тюрьмы заключенного могут поместить в изолятор.
Первые 10 лет осужденные находятся на особом режиме. Они имеют право только на два краткосрочных свидания. Если за это время не было зафиксировано нарушений порядка со стороны осужденного, он получает право на работу и долгосрочные свидания. И только через 15 лет коротания срока он может быть переведен с особого на строгий режим. Каждый день, проведенный в колонии пожизненно осужденных, — это испытание. Никакого уважения, поблажек или сочувствия к ним персонал тюрьмы не проявляет. Ведь эти люди должны были быть расстреляны, если бы в стране не был наложен мораторий на смертную казнь.
- Были ли случаи побегов из тюрьмы?
- Шутите? Из «Черного дельфина» осуществить побег практически невозможно. Охрана тюрьмы доведена до совершенства. За передвижениями заключенных следят операторы через камеры видеонаблюдения (съемка не прекращается даже в момент принятия душа или похода в туалет).
Так что за все время развития колонии ни одного Эдмона Дантеса у нас не было, и, надеюсь, не будет. И как шутят сами заключенные, единственный способ выбраться из этой тюрьмы – это смерть.
- Александр, но все-таки несправедливо, мы - законопослушные граждане платим налоги, чтобы содержать убийц и насильников. А ведь даже в царское время каторжане работали и как-то окупали свое содержание.
- Я бы не сказал, что тюрьма полностью финансируется за счет федерального бюджета, у нас есть швейный и обувной цеха, по столярному производству и изготовлению шлакоблоков. Рабочий день – 8 часов, а свою минимальную зарплату заключенные вправе потратить на еду, помощь родственникам, погашение долга по искам. Несколько лет назад силами администрации «Черного дельфина» был открыт магазин, в котором продают поделки заключенных: шахматы, картины, чучела животных. Только магазин приносит в бюджет колонии до 5 миллионов рублей в год.
- Имеют ли осужденные право на условно-досрочное освобождение?
- Отсидев 25 лет, "смертники" имеют право на УДО. Но даже тех, кто ведет себя идеально, выпускать страшно. Тут преступник может действительно все осознавать, раскаиваться, сожалеть, даже стать глубоко верующими. Но на свободе часто все начинается с затяжки сигареты, глотка пива, и когда после освобождения человек попадет в ту среду, откуда он вышел, то опять совершает преступление. Понятно, что судьи не хотят брать на себя такой риск и выпускать этих преступников на волю. На практике УДО еще ни разу не применялось за всю историю существования колонии.
- Есть ли какие поблажки исправным сидельцам?
- Каждый день заключенных, если к ним нет нареканий, выводят на полуторачасовую прогулку. Им также разрешены свидания. Первые десять лет заключения — короткие, по несколько часов, а после — по два трехдневных в течение года. Длительные свидания для пожизненно заключенных были разрешены только в 2016 году. Для этого в «Черном дельфине» был построен специальный корпус для встреч, он выглядит как гостиница, за исключением того, что все окна закрыты решетками. Однако далеко не ко всем преступникам приходят родные, от многих близкие просто отказались.
Во время отбывания срока многие заключенные приходят к Богу. В колонии есть небольшая молельня, раз в несколько месяцев на разговор с преступниками приходит священник. В молельной комнате, кстати, у заключенного свободна только одна рука - вторая пристегнута наручниками.
- Из различных источников СМИ, кинофильмов мы знаем, что в зонах происходят драки, унижения, а правят всем авторитеты – воры в законе…
- Воровские законы здесь не действуют. В «Черном дельфине» сидели несколько воров в законе и, поверьте, о своем статусе в блатном мире они даже не вспоминали. Драки в тюрьме также исключены. Как я уже говорил, в одной камере сидят психологически совместимые заключенные. Такого, чтобы подрались, не помню.
- Вы давно работаете в тюрьме, не появляется ли сочувствие к некоторым заключенным?
- Никакого сочувствия, здесь собрана вся мразь и гниль общества. Ну, какое сочувствие можно испытывать к существу, которое изнасиловало 37 девочек? История каждого преступления осужденного вселяет страх и ужас в головы и души даже видавших виды следователей и судей. Например, сидит здесь террорист, взорвавший дом, жертвами которого стали 83 человека; глава ОПГ; убийца 12 женщин. Есть боевики, которые расстреливали и резали пленных в Чечне. Сцены показательной казни снимались на видео, а затем выкладывались в социальные сети на всеобщее обозрение в качестве устрашения. Кстати, эти видеозаписи и послужили основным доказательством в суде.
Эти люди представляют огромную опасность для общества и должны быть изолированы навсегда, их глаз может радовать только скульптура с дельфином.
Василий КОРОВКИН.
Фото автора.