Все новости
Интересно
23 Сентября 2021, 14:03

Темы и сюжеты Айгуль Усмановой: профессионализм и полное погружение

Так уж получилось – работа у меня такая – я часто встречаюсь с телевизионщиками. Или, если хотите, «телевизионными деятелями искусств», как поправила бы меня голосом Фаины Раневской домомучительница из «Карлсона». С некоторыми из них встречаюсь под «прицелами» видеоискателей уже несколько лет, другие быстро растворяются в суете-текучке нынешней жизни и как-то не закрепляются у меня в друзьях. Вместе с этим забываются и малозначительные комментарии, которые я порой по несознанке давал юным тележурналистам. Но вот самый первый сюжет, почти двадцать лет назад, я помню. Хотя его и не найти в интернете, до сих пор считаю его едва ли не лучшим в моей околотелевизионной жизни.

Осенью 2002 года в Мемориальном доме-музее С.Т. Аксакова, которому я тогда посвящал много времени, открылась выставка цветных фотографий, сделанных в далёком 1910 году в Уфе Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. И вот на открытии экспозиции подходит ко мне симпатичная молодая женщина и кажущимся строгим, но, скорее, просто уверенным голосом просит рассказать для телевидения об авторе снимков. Дело для меня несколько непривычное, но, как говорится, если назвался груздем… И вот мы втроём (третьим стал, как вы понимаете, оператор) движемся по саду Крупской (ныне Салавата Юлаева) по направлению к висячему мостику. Корреспондент задаёт мне вопросы, я на них более-менее обстоятельно отвечаю. Оператор же несёт свою большую камеру на плече и слушает наше «воркование». Уже у мостика он устанавливает камеру на штатив, и действо начинается. Почему действо? Наверное, потому, что, как мне по сей день кажется, главным в том интервью был не совсем я. И даже не Прокудин-Горский. К сожалению, в видеозаписи сами вопросы были или сильно «прокрустированы»-секвестированы или вырезаны вообще, и остались только мои ответы. А жаль! Ведь когда Айгуль Усманова, а тем телекорреспондентом была именно она, задала мне первый вопрос, я, должно быть, вытаращил глаза: за десять-пятнадцать минут беседы все мои полугодовые наработки по «царскому фотографу» благополучно осели у неё в голове, как будто до этого она дня два просидела в интернете. Может, и просидела, только вот дело в том, что «паутиной» пользовались тогда весьма немногие, более того, сведения о Прокудине-Горском были в основном на английском языке – я и сам входил в тему не один день. Цветных снимков Уфы 1910 года в сети и в помине не было, наш край представлял один лишь снимок (правда, чудесный!), названный автором «стрелочник-башкир». Словом, я наблюдал картину абсолютного профессионализма, сопровождаемого глубоким погружением в тему. Люди знающие считают это проявлением таланта…

Действом ту съёмку я назвал ещё и потому, что как раз в то время Айгуль Багимановна увлечённо снимала сюжеты об истории Уфы, архитектурном своеобразии столицы, репортажи об открытии художественных экспозиций в программе («Башкирская МАРКА»), премьерах в Театре оперы и балета, о молодых артистах оперной и балетной труппы. Позже в эфире Башкирского телевидения шли её «дневники» Нуреевских фестивалей со вполне профессиональным комментарием. Ну, и с артистической подачей, ясное дело.

Репортажи из театра как-то вполне естественным образом переросли в фильмы: «Лики танца. Гузель Сулейманова», «Эпоха Амира Абдразакова», а телерепортажи о фестивале оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе» и конкурсе вокалистов имени Фёдора Шаляпина были дополнены ею статьёй «Владыка сцены» в журнале «Рампа». Добавлю, что шаляпинская тема на страницах журнала стала частью авторского цикла Усмановой об истории БГТОиБ к 100-летию Аксаковского народного дома, в котором, в частности, она с глубоким уважением вспоминает незабвенных Галину Бельскую, Радика Гареева, других основоположников международного фестиваля оперного искусства в Уфе.

И ещё один эпизод. 2012 год, музей Нестерова. Торжества, посвящённые 150-летию основателя музея и Всероссийская научно-практическая конференция «Первые Нестеровские чтения» с участием Титовой, внучки художника, искусствоведов из Третьяковки, Русского Музея и ещё двадцати музеев страны. Вместо докладов очередной раз пересматриваем фильм Усмановой «Великий уфимец» о Михаиле Васильевиче. Сама автор где-то задерживается, звоню ей: «Ты где? Конференцию сорвала. Довела народ до слёз...». Действительно, у некоторых на глаза наворачивались слёзы.

Сегодня Айгуль Усманова известна, прежде всего, как автор репортажей и программ о значимых событиях в общественной и культурной жизни республики и Уфы, программ о музыке и музыкантах, о живописи и художниках. В нынешнем году телеработы А.Б. Усмановой «Культура малой Родины» по различным направлениям развития культуры и искусства, а также «Наш Дом – Башкортостан» о реализации национальной политики Башкортостана на примере Ассамблеи народов РБ представлены на соискание премии имени Шагита Худайбердина.

Друзья мои, – читатели, краеведы, журналисты, а также все, кому небезразличны и уфимская старина, и культура нашего отечества во всех её разновидностях и положении (от сельской до столичной, высокохудожественной) – прошу поддержать нашу коллегу-телевизионщика Айгуль Багимановну Усманову на соискание профессиональной премии республики. Её труды достойны премии Шагита Худайбердина!

Анатолий Чечуха. Фото из архива Айгуль Усмановой.


Читайте нас: