Все новости
Интересно
12 Апреля , 22:14

Игорь Золотовицкий: Такого театрального образования как в России, нет нигде в мире

Актер Игорь Золотовицкий провел творческую встречу с уфимскими студентами.

Игорь Золотовицкий: Такого театрального образования как в России, нет нигде в мире
Игорь Золотовицкий: Такого театрального образования как в России, нет нигде в мире

В Уфе студенты творческих факультетов и воспитанники студии "Ха-ха-чу" пообщались с актером Игорем Золотовицким. Во время творческой встречи в Русском драмтеатре молодые люди могли задавать вопросы и делиться своими впечатлениями от учебы и участия в театральных постановках. "МГ" выбрала самое интересное из почти полуторачасовой беседы.

- За 40 лет во МХТе и вообще в пространстве Камергерского переулка, где находятся театр и Школа-студия, мне посчастливилось вытянуть билетики и встретиться с очень интересными людьми. Моя учёба продолжается до сих пор. Одним из моих учителей в театре я считаю Станислава Любшина. Если вы не знаете, кто это, обязательно посмотрите фильм "Пять вечеров" - шедевр мирового кинематографа. Любшин снялся в фильмах "Щит и меч", "Не стреляйте в белых лебедей". Ему сейчас 93 года и он до сих пор играет спектакли. Любшин является продолжением моих педагогов, у которых я учился. Мой педагог Евгений Евстигнеев - великий артист. То, что мне довелось с ними столкнуться, это такое счастье, настоящая связь поколений.

- Как можно оценить наши театральные вузы?

- У нас несколько программ было за границей и я могу сказать, что такого института, как в России, нигде нет. Институции государственного обучения искусству и систематизированного обучения драматическому театру нет нигде в мире. В Америке есть курсы - хорошие и плохие. Но чтобы люди поступили и четыре года проучились - такого нет нигде. Мы относимся к нашему образованию как к само собой разумеющемуся. Наша система Станиславского - это как Пушкин для всех россиян. А что сделал Станиславский? Он систематизировал обучение среднего драматического артиста. То есть он не вывел законы какие-то, но его тренинги, разборы, подходы к театру очень важны. Станиславский первый закрепил за драматическим театром профессию режиссёра.

- Правда ли, что актеры запоминают все эмоции?

- Мы не принадлежим себе, всегда запоминаем эмоцию. Я себя поймал на том, что когда хоронил маму, запоминал то, что я делаю. Я запоминал, как мне плохо, какие проблемы, как мне надо показывать, чтобы пожилому папе этого не было видно. Я запоминал также и радости взрослого мужчины. Например, как рождаются дети. В то время, 36 лет назад, я был в Японии. А здесь, в Москве, родился старший сын Алёша. Я лежу в гостинице, звонок в номер из посольства Советского Союза и мне говорят "Мы вас поздравляем, у вас родился сын". Понимаете, прошло уже много времени, а я это запомнил очень хорошо. Теперь я точно знаю, как сыграть рождение ребенка.

- Какие самые частые ошибки у абитуриентов?

- Я сейчас не иронизирую, но если вы поступаете в театральный, надо забыть уроки литературы. При всем моём уважении к педагогам. Нужно взять для поступления стихотворение, в котором вы что-то про себя расскажете. Да, стих написал Пушкин или другой поэт, но он вам так понравился, что вы должны прочитать его не так, как правильно, а про себя. Пусть это будет стихотворение, отрывок из прозы, а еще лучше если разные стихотворения. Скажем, в одном стихотворении вы радуетесь, в другом - негодуете или вас что-то раздражает. Важно разнообразие эмоций, вы должны понимать, что хотите показать.

- Насколько театр сегодня важен?

- Во все тревожные времена театр спасал людей от тревоги. Люди идут в театр и хотят видеть истории, чтобы отвлечься.

- Какой бы совет вы дали самому себе в детстве?

- Я с пятого класса пошёл в драмкружок. Может не ходить в драмкружок? Даже не знаю. Конечно, хотелось бы себя оградить от каких-то ошибок, хотя глобальных ошибок я сейчас даже не могу вспомнить. Я бы дал себе совет, чтобы никогда не было стыдно за какие-то поступки. Иногда мне было и бывает стыдно. И еще совет, чтобы всегда была возможность смотреть прямо в глаза человеку, не отводить их. Стараться помогать людям, если есть такая возможность. Так много людей страдают. Если есть возможность помочь, то потом такой класс ощущаешь. Олег Табаков нас учил помнить всегда о своих учителях и о родителях. Память спасает нас от глупых поступков. Очень жалко, что мы не учимся на ошибках других, обязательно свою ошибку сделаем. А ведь уже когда-то её кто-то сделал. Ну посмотри, почитай, это уже было. Но нет, мы делаем по-своему и потом трагические ошибки получаются. Я бы себя от этого предостерег, предупредил бы, что это ошибка.

- Чем отличаются сегодняшние студенты от студентов вашего времени?

- Когда мы учились, надо было обязательно распределяться, а если не распределился, то тебя посылали в какой-то не очень успешный театр и ты должен был туда поехать. У сегодняшних студентов свободы больше, они выросли в другом информационном поле. Их не надо разжимать, а мы в годы юности были более зажатые. Как Высоцкий пел "дайте мне свободу, что я с ней делать буду". Что сегодня делать с этой свободой в театре - это надо еще понять.

Автор:Мария Николаева
Читайте нас: