Об этом и многом другом рассказала «МГ» кандидат исторических наук Фания Шакурова. «Этот праздник имеет древнее происхождение. Он появился в те времена, когда люди верили, что солнце рождается, растет, взрослеет, потом стареет и умирает. И эта смерть наступает в ту самую долгую ночь, - поясняет собеседница. - Люди были уверены, что новое солнце может и не родиться, потому что этому могут помешать злые силы. И если они победят, погаснет свет и не будет жизни. Этого ни в коем случае нельзя было допустить, считали они и всю ночь бодрствовали, разжигая костры и поддерживая пламя. Огонь должен был придать силы пока еще слабому дневному светилу».
После этой ночи наступало время праздника. «Ведь теперь с каждым новым днем ночи становились все короче, дни – продолжительнее, - рассказывает ученый. - В празднестве участвовали все слои населения. С восходом солнышка дети обходили дома, стучались в двери и несли взрослым благую весть: солнце народилось! За это их угощали.
Затем шла молодежь, их встречали хозяева дома. Все происходящее принимало форму театрального действия, у каждого была своя роль. Девушки могли надеть мужскую одежду, юноши – женскую. Лица прятали за масками или обмазывали сажей. Кто-то выворачивал наизнанку тулуп мехом вверх, тем самым изображая медведя или козла.
Молодежь тоже ходила из дома в дом. Сначала они исполняли обрядовые песни и пляски во дворе, затем по приглашению хозяев входили в дом, где происходил между ними поэтический и песенный диалог».
Следующее обрядовое действо заключалось в сборе продуктов для общего застолья. «Кто-то давал каравай хлеба, кто-то тушку гуся, кто - то целого барана, - утверждает Шакурова. - Праздничными блюдами считались баурсак, чак-чак, зур бэлиш, элеш.
Потом проводились молодежные игры, в том числе девичьи гадания. Считалось, что день зимнего солнцестояния благоприятствует познанию будущего, так как в этот период материальный мир сближался с потусторонним. Гаданием занимались девушки. Для этого они снимали дом. Ночью две из них, иногда парень с девушкой, шли к реке. Топором вырубали прорубь, зачерпывали ведром воду и несли в дом. В ведро бросали кольцо и пели песни».
В далеком прошлом участие в праздниках воспринималось как общественное служение. «Все относилось к действу с огромной долей ответственности, даже дети, - считает Фания Ахнафовна. - Социальное значение праздников заключалось в том, что они позволяли людям ощущать себя единым целым, а также осознавать собственную социальную значимость. Тем самым удовлетворялись важнейшие духовные потребности в единении, в самореализации».
Фото из личного архива Фании Шакуровой.
Диана Свердловская.