Олег Касимов, художественный руководитель и главный дирижер эстрадно-джазового и камерного оркестров, народный артист РБ:
— Я думаю, что наше мнение никоим образом не может противостоять этому движению, потому что это новые инструменты прогресса. Во-первых, это какое-то неизведанное поле, которое будет развиваться, самообучаться и совершенствоваться. Во-вторых, поэтому в ближайшим обозримом будущем люди, которые пишут киномузыку, особенно аранжировщики попсовых песен, могут лишиться работы, потому что я сам видел, как это работает. Можно просто забить мелодию и получить сразу же аранжировку. И этим, безусловно, будут пользоваться многие. Кинобизнес, думаю, будет давать какие-то задачи и получать такую музыку — farch for music — музыку для лифтов. Фоновая музыка она всегда была, но она будет все больше нивелироваться. Но вряд ли эти процессы как-то скажутся на исполнителях. Потому что концерты в любом случае никуда не денутся. Люди по-прежнему будут ходить на живые концерты. Живое исполнение пока ничем не заменят. Мы уже увидели смену поколений массы разных носителей музыки, и, тем не менее, концерты продолжают посещаться и собирать аншлаги. А в целом, конечно, хотелось бы, чтобы профессия развивалась, но процесс использования нейросетей для создания музыки мы не остановим. Поэтому, чтобы мы ни говорили и ни делали — это неизбежная реальность, в которой, надеюсь, мы всё-таки найдём свое место.
Дмитрий Крюков, народный артист Башкортостана, лауреат Госпремии имени С. Юлаева, главный дирижер Госоркестра Башкортостана:
— Если говорить о музыке, которая звучит, к примеру, у всех в машине, то искусственный интеллект уже сейчас справляется с ее написанием. Возможно, что лет через двадцать мы станем свидетелями написания какой-нибудь симфонии искусственным интеллектом, но настоящее новаторство, гениальная музыка, которая приходит свыше раз в сто лет – невозможны.
Олеся Хуснутдинова, солистка Башкирского государственного академического театра оперы и балета, заслуженная артистка РБ:
— Я человек неопытный в общении с ИИ с точки зрения профессии, но как раз в эти дни активно изучаю взаимодействие с ним и некоторое впечатление уже сложилось.
Друзья поделились ссылкой на ресурс, превращающий стихи в песни. Там ещё много разных опций, не до всех добралась. С любопытством скопировала и вставила одно из своих стихотворений в программу и через пару минут получила два варианта песни, из которых выбрала один. Это обошлось совсем недорого. Далее нейросеть предложила сгенерировать к песне видеоряд за дополнительную плату (ещё дешевле). Получилось неожиданно достойно, что приятно порадовало. Больших надежд на ИИ я не возлагала изначально, поэтому результат даже несколько превысил ожидания — какой продукт может создать «машина» за пару минут за смешные деньги?
Вокал получился достойный, звучит профессионально, хотя про себя я отметила некоторые нюансы, о которых скажу.
Весь вечер я провела, изучая возможности ИИ и ваяя из своих стихов романсы и попсу. Почти сразу разослала клипы нескольким друзьям.
Реакцию получила разную — от восхищения и признания в том, что друзья сидели и рыдали, расчувствовавшись, до серьезной критики плодов труда искусственного интеллекта. Например, режиссёр нашего театра Шамиль Сиразетдинов наряду с положительными моментами отметил, что в некоторых песнях мелодия не соответствует глубине содержания текста, так как ИИ не в силах прочувствовать нюансы — и в этом он абсолютно прав!
Видеоряд ИИ для публикации мы заменили фотографиями Олеси Хуснутдиновой и видами природы из архива «МГ».
С ваянием третьей песни я осознала, что они друг на друга подозрительно похожи. Схожесть в том, что мелодику с первого раза подхватить почти невозможно — она воспринимается сложно и далеко не с первого раза.
Впечатление, будто ИИ просто выстраивает вложенные в него (запрограммированные) гармонии, так что музыкой «с душой» результат не назовёшь, но случается, что он весьма приемлем и интересен — тут уж как повезёт. Так же чаще привычного ИИ отступает от чёткого музыкального рисунка и изменяет размер музыкального такта. Если захочешь подпеть, придётся переслушать, отсчитать нужное количество четвертей, запомнить их чисто математически, чтобы попросту подпеть, не сбиваясь. Градациями силы звука между форте и пиано ИИ тоже не особо заморачивается.
Голосовое исполнение по-машинному точно выпевает рулады — звучит легко, красиво — певцы такого звучания добиваются годами труда, но сразу понимаешь, что исполняет не человек, а машина, когда слышишь, что он уже «пять минут» не берет дыхания. Вдохнул раз —и выдал такую гирлянду рулад и модуляций снизу к верхней ноте, что диву дашься. Опытный певец бы уже выдохся — становится смешно.
А меня все спрашивали, прослушав песенку: «Кто поёт?» Машина! Удивительно. Стали мы рассуждать, нужны ли будут певцы в скором времени? Нужны ли будут актёры кино? Теперь любого нужного персонажа ИИ может правдоподобно изобразить, зачем кого-то нанимать, кому-то платить, снимать мерки, шить костюмы, держать пошивочный цех, помощников — сиди и ваяй! ИИ уже проник в современный кинематограф — я замечала, меня это не порадовало. Я почувствовала обман, подтасовку.
Думаю, ИИ всё-таки не сможет серьёзно соперничать с живым исполнением. Потому что человек — живой организм, самый чудесный, машина — нет. ИИ никогда не научится чувствовать и воспроизводить тончайшие эмоции человеческих порывов, неуловимые изменения интонации голоса и живого взгляда. Создавая те же картинки в видеоряде, ему никогда не суметь передать скрытый посыл в жесте, когда персонаж произносит одно, а уголки губ, свечение глаз, нечаянный вздох, вскинутая бровь выдают совсем другое. Пожалуй, ему никогда не передать с первостепенной подлинностью чувств в богатстве красок. Обеднённо — да. Ведь только живая душа способна, благодаря интуиции, уловить неуловимое. Это то, что даже к человеку приходит с огромным бесценным жизненным опытом, с годами. Что уж говорить про ИИ...
Наши известные композиторы (давайте вспомним советские песни, шлягеры, любимые хиты) сочиняли так, что разливалось тепло в сердце, и к окончанию третьего куплета ты уже подпеваешь, потому что «зашло», затронуло, всколыхнуло чувства, потому что мелодия сразу запомнилась и полилась из души. И всё к месту и по делу. Именно эти песни будут петься за столом с родными и друзьями.
ИИ пока не обучен доводить драматическое развитие генерируемого им произведения до смыслового пика. Он может неожиданно оборвать, увести вниз музыкальную фразу с утверждающе-повествовательной интонацией или вдруг включить неуместный проигрыш или вокализ. Возникает ощущение диссонанса, незавершённости и неприятия. У музыканта, по крайней мере, точно. Или, например, слуху хочется лёгкой грусти, а вокализ или песня звучат напористо — машина не справилась. Робкое признание в любви в романсе звучит смешно-патриотично, точно это гимн, исполняемый на площади, ещё и хор в стиле русской народной подпевки в финале поёт вокализ на откровенно открытом «а», внося в романс дисбаланс и совершенно лишая его гармонии. Впечатление от прослушанного — будто толпа народа присутствовала при очень интимном моменте, признании в любви, где дышали только двое. Или ИИ украшает музыку ударными там, где они неуместны. Было и такое, что мне на выходе оба варианта созданной песни абсолютно не нравились и я снова вводила этот же стих в программу — дополняла своими параметрами-пожеланиями, вводила конкретные запреты для ИИ — на ударные, на звучание хора в вокализе. Тогда получался более приемлемый вариант.
ИИ пока что умудряется неправильно проставлять ударения в словах, хотя программа предупреждает, как с этой напастью бороться — выделив ударную букву в тексте. Но даже после корректировок он вместо «дОроги» поёт про дорОги, «заплачУ» подменяет «заплАчу»... В общем, пока прощупывала я работу с программой и поумиляться успела, и от души посмеяться с приятелями-музыкантами.
Но моё мнение таково, что этот вид взаимодействия человека с ИИ определенно будет совершенствоваться и станет ещё лучше и приемлемее. И займёт это совсем немного времени. Но, всё-таки, полностью ИИ никогда не заменит человека. Он необходим в каких-то отраслях, но только в качестве подконтрольного помощника, а не как основной производитель продукта. В конце концов, нас отличает наличие души и тяги человека к человеку. Она вложена в нас материнской колыбельной, исполненной под звук биения её сердца, освещена её нежным взглядом, овеяна теплым дыханием, прикосновениями рук. Мы приходим на «живые» концерты за совершенно другими эмоциями, которые сгенерировать ИИ никогда не сможет.
Затрону ещё один важный момент! ИИ на самом деле очень давно используется музыкантами при аранжировке песен. Сейчас не все так называемые певцы, певицы имеют специальное достойное образование. Как раз благодаря ИИ пробились на сцену некоторые исполнители, чей голос без обработки нейросетью упаси вас Бог услышать «вживую». И смех, и грех, как говорится...
Выяснилось, что доставляют людям некоторые хлопоты совсем иные черты ИИ. В него человек вложил свою хитрость. А это уже свойство человеческого характера.
У меня попросили ссылку на данный ресурс друзья в Москве. И тут выяснилось, что цена, которую я озвучила им, в Москве не работает. ИИ знает с кого сколько денег за одну и ту же опцию брать. За создание песни из одного стихотворения он берет с москвича столько, сколько берёт с меня за две вместе с видеорядом.
Мелочь, а приятно.
Блиц- опрос провела Эмилия Завричко.