Наконец-то я увидела андеграунд в чистом виде! Во-первых, весьма необычное место для представления - выставочный зал библиотеки им.Валиди. На входе гостей встречают персонажи в гриме, в гардеробе зрители раздеваются сами, все на полном доверии, да и чужих здесь, в принципе, нет.
Мест катастрофически не хватает, приносятся дополнительные стулья, кресла-подушки, первый ряд размещают прямо на полу... Обстановка почти семейная, как на "квартирниках" творческой богемы в СССР.
Во-вторых, публика тоже необычная. Много творческой молодёжи, которую можно определить по нестандартным прическам и некоторым нюансам одежды. Узнаю преподавателей УГИИ, студентов театрального факультета, режиссеров, артистов, драматургов... Самый почетный гость - Фардуна Касимова, гуру многих поколений выпускников уфимского Института искусств. Ее организаторы сажают в центре, на самом козырном месте.
Гости все прибывают, нас сдвигают еще плотнее, чувствую себя как в финальной части сказки "Теремок": тесно, но дружно.
Но вот, с двадцатиминутным опозданием, спектакль начинается. Директор De Bufo Анастасия Гайнанова предупреждает во вступительном слове, что постановка несколько выходит из формата Театра в гриме.
Две стены завешаны черным полотном, в центре - надувная кровать. Слева - конструкция, предполагающая холодильник.
В постановке задействованы двое - Мужчину играет Наиль Сафин, Девушку - Рушана Зайнуллина. Логично - спектакль ведь про любовь.
Нет привычных фирменных буффонных костюмов, традиционного грима. Грим у артистов очень тонкий, лишь легкими акцентами намекающий на жанр.
Хотя все остальное укладывается в традиции пантомимы.
Без слов, жестами, проигрыванием узнаваемых ситуаций "держать" внимание зала целый час - это дорогого стоит! Правда, зал не просто "благодарный", как говорят про особую теплую атмосферу артисты, а идеальный. Мечта любого театра! Постоянные взрывы хохота и аплодисменты, горящие глаза... Лично для меня это еще одно представление - наблюдать за реакцией "своего зрителя" театрального андеграунда.
Знакомство, начало отношений, ссоры, ревность, расставание и воссоединение... Одна реприза общего сюжета перетекает в другую, много действительно смешных ситуаций и интересных пластических решений. "Немое кино" пантомимы рассказывает еще одну историю любви...
В финале зал аплодирует стоя, долго не отпуская артистов.
Я же полна сомнений... Лично мне не хватило работы художника. Мне нравится грамотный минимализм, но здесь был минимализм с большим знаком минус.
Большое ложе в центре в совокупности с названием перед началом спектакля наводило на непристойные мысли: "Боже, что же нам сейчас тут покажут?!"
Хотя пошлости, как оказалось, в постановке нет ни капли. Только любовь!
В других спектаклях De Bufo или, например, the ТЕАТРа постановочные группы буквально "из ничего" создают достойное и современное сценическое пространство, не отвлекающее внимание от психологии пьес.
Здесь же площадка с завешанными наспех частично картинами глушила восприятие, диссонируя с честной работой артистов. Именно из-за убогой сценографии спектакль смотрелся лишь как талантливые студенческие этюды, эскизы будущей серьезной работы.
Здорово, что у нас в столице кроме государственных театров есть частные, которые свободны в выборе репертуара, не боятся работать с современной драматургией. Но пока они функционируют, к сожалению, на голом энтузиазме и огромной любви к искусству артистов и режиссеров. То есть молодые артисты и режиссеры работают и подрабатывают где только можно, чтобы уже "для души" и своего зрителя творить на сцене.
Неужели в столице нельзя создать Творческий центр частных театров? Ведь главная беда и боль всех свободных художников - непомерно дорогая аренда помещений для выступлений. Можно было бы отдать одно из пустующих городских зданий в Год театра "частникам", которые бы по-братски делили сцену между собой, радуя театралов новыми постановками.
Режиссер Ангиза Ишбулдина:
"Когда начинали делать спектакль, мы знали только, что тема «любовь» и там всего два персонажа. Затем решили, что это история не о любви длиною в жизнь, а о конкретной любви молодых людей, которая испытывается бытом в совместной жизни. Хотелось говорить о быте небытовым языком и немного поиронизировать, чтобы каждый зритель мог посмеяться над собой. Спектакль мы делали втроем, но нам всегда помогали режиссеры нашего театра. Поэтому в постановке есть частичка опыта отношений каждого из нас".
Фото: Рустем Гайсин, Владимир Шошин, Эмилия Завричко.