Все новости
Культура
14 Февраля 2021, 23:31

Недетские кошмары закулисья "Куколки"

Башкирскому государственному театру кукол (БГТК) недавно на самом высоком уровне пообещали провести глобальную реконструкцию и рядом пристроить новое здание. Там появятся места для детских студий, буфета, удобные помещения для артистов, креативные пространства для юных зрителей. И "Молодежка" решила заглянуть в закулисье любимой "Куколки", как театр тепло называют уфимцы, поговорить с администрацией, режиссерами, артистами. И то, что мы увидели и услышали, неимоверно расстроило. Как этот коллектив может выпускать чудесные, современные спектакли в таких тяжелых условиях?

Я не раз писала восторженные рецензии на премьеры БГТК: "Буратино", "Алиса в Стране чудес", "Любовное приключение", "Мустай Карим. Близкий горизонт", "Живи!" и много-много других, таких разных, но всегда классных. Поэтому иногда бываю за кулисами Куколки, беру мини-интервью у артистов и всегда обращала внимание на страшную нехватку места. В позапрошлом году я там споткнулась о декорации и так неудачно упала, что надорвала связку на руке. Но это только "вершки" большой проблемы давно назревшей реконструкции. А вот что рассказывает коллектив о более глубоких "корешках".

художественный руководитель, главный режиссер и директор Башкирского государственного театра кукол:
- В следующем году БГТК исполнится 90 лет. А в 2024-м столице Республики Башкортостан, нашему родному городу Уфе будет 450 лет. Символично, что два важных события совпадают именно в то время, когда Театру кукол без реконструкции дальше принимать маленьких зрителей будет практически невозможно. Это связано с тем, что сегодня Театр кукол находится в здании, построенном в 1976 году, и ни разу с тех пор капитально не ремонтировался.
Фасад театра весь в трещинах, нет вентиляции и отвечающей сегодняшним требованиям пожарной системы, отопительная система уже на 80% изношена, прилегающая территория в ужасном состоянии.
Но самое главное, Театр кукол примыкает к жилому дому и то и дело то затапливается, то отключается электричество, то жители жалуются и театр уже много раз был ответчиком в судах по разным бытовым проблемам, уносящим далеко от творческих задач, которые должен решать Храм искусства по сути.
Реконструкция Театру кукол нужна как воздух, иначе и представить невозможно. Мы очень надеемся, что к 450-летию Уфы реконструированный Театр кукол будет одним из самых долгожданных подарков для всех горожан и гостей столицы.

актриса Башкирского государственного театра кукол:
- Лично я так жду начала новой стройки и капитальной реконструкции, что не передать словами! Нам жизненно необходимо дополнительное пространство. В маленьких гримерках мы теснимся по 7-8 человек, и когда одновременно приходим на спектакли, то переодеться нормально не можем, постоянно сталкиваемся спинами, нам негде хранить свои вещи, негде разуваться, даже свою уличную одежду приходится вешать вместе со сценическими костюмами.
К тому же у нас две труппы - русская и башкирская. У всех свои потребности, и, несмотря на то, что мы друг друга любим и уважаем, отсутствие личного пространства создает иногда конфликтные ситуации. Мы же без выходных здесь зачастую находимся, и в таком напряжении сохранять спокойствие безумно трудно.
Артистам негде покушать - нет ни столовой, ни буфета, а мы здесь с утра и до вечера работаем и репетируем. Внизу для коллектива есть одна микроволновка. Представьте: идет спектакль, а там кто-то что-то разогревает, и запахи иногда просачиваются на сцену, в зал... Есть приходится на крошечных пространствах гримёрных столиков, где кроме грима лежат головные уборы, детали костюмов, что, конечно же, и негигиенично, и крайне неудобно. Маленькое пространство перед сценой вроде бы предназначено для артистов, но там лежат и декорации, и конструкции сценографии, которые просто негде хранить. В больших костюмах мы не можем выйти из гримерок, и приходится некоторые детали надевать перед сценой. После ростовых кукол мы обливаемся потом, неудобно об этом говорить, но вы не представляете, сколько раз за спектакль иногда приходится менять нижнее белье. Нет душевой, и вечером мы в мороз, мокрые после последнего представления, идем домой. Туалетов катастрофически не хватает. Они общие для всех: работников цехов, водителей в уличной обуви, оставляющей мокрые следы и грязь, артистов, вынужденных выбегать в легких чешках и костюмах, белых сапожках. Я один раз уронила костюм на пол в тесном туалете прямо перед спектаклем и потом стирала его в раковине и сушила феном.
Нет зоны отдыха, а ведь у кукольников колоссальная нагрузка на спину. В ширмовых спектаклях мы водим очень тяжелых кукол. В других, бывает, ползаем и, пригибаясь, ходим всю постановку. У меня, например, однажды была такая ситуация: прямо во время спектакля так защемило спину, что я не могла ни вдохнуть, ни выдохнуть. Я себе сама вколола укол в гримерке, но так и не нашла пространства, чтобы полежать и прийти в себя, разогнуться. Во всех театрах у артистов есть зоны отдыха с креслами и диванами, где можно было бы отдохнуть. А у нас – со сложной физической нагрузкой на спину – можно лечь только на сцене. Или на полу в общем коридоре.
На Малую сцену зрители идут через служебную территорию, где находятся рабочие кабинеты, наши закрома. Иногда кто-нибудь несет в кастрюльке разогретую еду, и тут же поднимаются на Камерную сцену зрители. Не должно быть таких пересечений! Малыши должны попадать в сказку. А тут - запах тушеной капусты...
Нужна большая современная сцена, с большими карманами. Нам негде хранить декорации. Декорации ширмовых спектаклей хранятся за кулисами, и мы сами спотыкаемся о них постоянно. Наши хранилища предназначены на десять-пятнадцать кукол и два стула-два кресла. Но сейчас совсем другие формы спектаклей, с массой сложных конструкций сценографии. Из-за бесконечных сквозняков на сцене мы постоянно простываем, нас продувает, но при этом нет системы вентиляции, и если не открывать двери, то мы просто задохнемся. На сцене все входы закрыты, но холодом дышат сами стены. У меня только что были серьезные проблемы с ногами, сейчас болят спина и поясница. Дома отлежишься, подлечишься, приходишь играть - и по новой... Опять все заклинивает.
А еще в последнее время активно вводится использование живых музыкальных инструментов в спектаклях. А где репетировать, заниматься, хранить инструменты? У меня, например, виолончель из "Живи!" скитается по разным углам, как бомж - то у монтировщиков приткнется, то у реквизиторов. Нет кладовок, хранилищ, сейфов. Для них просто нет места!
А как сложно нашим девочкам в цехах! Тоже тесно, везде густой запах клея, красок, нет вентиляции.
Печально все и в студии звукозаписи. Через нее постоянно носят костюмы, и невозможно в идеальной тишине записывать фонограммы, песни...
Потолки протекают.
Служебные помещения невероятно переполнены.
Даже в каморке Папы Карло было просторнее.

руководитель службы охраны труда и председатель профсоюзной организации Башкирского государственного театра кукол:
- По сути, на сегодняшний день Кукольный театр не имеет своего настоящего адреса! Наша территория - совместная с жилым девятиэтажным домом N 158. Что, конечно же, создает массу хозяйственных проблем. Много вопросов по уборке территории, по подаче горячей и холодной воды, отопления... У нас единые коммуникации с девятиэтажкой, и любая крупная авария или неполадка моментально отражается и на жизни театра, нам приходится принимать общие решения, что намного осложняет и так непростую жизнь "Куколки".
У нас нет своего гаража, хотя в хозяйстве театра семь автомобилей. Мы ведь выезжаем на гастроли по республике и за ее пределы, ездим на фестивали. Весь наш транспорт находится на "пятачке" около театра, засыпаемый зимой снегом, который водители постоянно очищают. А эксплуатация наших гаражей, так как они были построены в недопустимой по нормативам близости с жилыми домами, решением прокуратуры была запрещена. И теперь у нас технический осмотр и ремонт происходят под открытым небом, как в "Бременских музыкантах": "Наша крыша - небо голубое..."
Капитального ремонта в здании не проводилось давным-давно. Поэтому плоская крыша постоянно подтекает, лестничные входы в весьма неприглядном виде, и театр с проспекта Октября почти уже и не видно... Само здание потихоньку оседает и своим неприглядным видом неимоверно портит эстетику красавицы-Уфы. Да и вокруг театра все нуждается в капитальной реконструкции: некогда интересная детская площадка, фонтан обветшали и тоже перестали радовать глаз. Все эти малые архитектурные формы и объекты необходимо увязывать с новым зданием театра, которое, надеюсь, все-таки появится.
Требует срочного ремонта и паровое отопление, нужно заменить калорифер...
Еще одна большая боль - не хватает места для хранения реквизита великолепных наших спектаклей, которые создавались на протяжении пятидесяти лет - кукол, костюмов, декораций. Нет условий для их складирования, поэтому театр на сегодняшний день донельзя переполнен и задыхается без хранилищ. Не хватает мест для приема пищи артистов и работников. Нет буфета для зрителей.
Несмотря на все трудности, к вопросу безопасности наших маленьких зрителей мы относимся очень серьезно, у нас прекрасная система противопожарной безопасности и мы ежегодно вкладываем средства в ее содержание и обновление. Правда, у нас нет единого пожарного поста, которые есть во всех других театрах, и вся информация стекается на пульт вахты, которая располагается на территории в 4 квадратных метра.
Коллектив у нас замечательный! Внутренний мир и содержание БГТК дорогого стоят. Именно поэтому у нас выходят прекрасные спектакли, наполняющие культурную жизнь республики особым колоритом.
Мы очень хотим, чтобы были созданы достойные условия для маленьких зрителей, чтобы они с радостью окунались в сказочную атмосферу, начиная с фойе. Ведь культура посещения театров прививается в семье, и начинать это нужно делать с самого раннего возраста! Это обязательно отзовется в душах детей.
Куколку с проспекта Октября теперь почти не видно.
А это бездомный автопарк БГТК. У автомобилей, как в песне мультика «Бременские музыканты»: «Наша крыша- небо голубое...»

артист-кукловод, режиссер-постановщик БГТК,

заслуженная артистка Республики Башкортостан:
- Я в Театре кукол работаю с 1993 года, и с тех пор практически ничего не изменилось. Наоборот, стало еще хуже! Периодические косметические ремонтные мероприятия, к сожалению, только ухудшали его вид. На то были финансовые причины, отсутствие необходимых средств. Чудесный фонтан на прилегающей территории не работает, полуразрушенный детский городок дополняет печальную картину заброшенности. Снаружи театр тоже потихоньку разрушается. На фасаде осыпается сказочная мозаика. Чудесные, необычные часы с флюгером на крыше театра когда-то ходили и были украшением и достопримечательностью БГТК, сейчас не работают и потеряли первоначальный вид. Внутри здания, начиная с фойе, везде гипсокартон, как в офисе. Почему-то были закрыты и чудесные округлые колонны.
Нет сейчас и прекрасного витража с мозаичной жар-птицей... Раньше, когда светило солнце и попадало на витраж, у нас все фойе сверкало разноцветными бликами, наполняя фантастическим светом и предвкушением сказочного действа все пространство. А чеканные люстры-корабли дополняли общее впечатление. Уже при входе зритель попадал в сказку. В фойе есть стена с росписью еще семидесятых годов - это все, что осталось от былой роскоши.
В зрительном зале неудобные сиденья. Раньше в полу под ними, кстати, были специальные ниши, которые создавали хорошую акустику. И звук со сцены был слышен без нынешних петличек-микрофонов.
На нашей многострадальной сцене нет многоярусности. Желательна яма под сценой, где бы артисты могли водить кукол без ширмы. И очень хотелось бы, чтобы на нашей сцене было как можно больше технических возможностей.
Нет буфета для детишек с пирожными и вкусняшками. Я уже не говорю про артистов.
Только благодаря оптимизму дирекции и нашему талантливому творческому коллективу к нам еще стремится наш зритель.
Может быть, накануне девяностолетнего юбилея наше горячее желание по модернизации и реставрации театра исполнится? Наш слоган: "Подарите детям сказку!". Мы ее дарим ежедневно, но и нашим маленьким зрителям пора подарить достойный театр кукол!
Во многих служебных помещениях ходить можно только боком. В объёмных костюмах тут не пройдешь.

режиссер-постановщик и актриса Башкирского государственного театра кукол:
- Я работаю в театре более двадцати лет, и за это время, к сожалению, не было никаких серьезных реконструкций. Уже давно назрела необходимость в изменении и улучшении театра. Очень хотелось бы, чтобы пространство внутри стало современным, удобным для проведения любых процессов. Будь то репетиция, создание спектакля или работа над иными творческими проектами. Как режиссер-постановщик, я мечтаю о современной в техническом плане сцене, которая не будет ограничивать творческий полет при создании нового спектакля. Конечно, хочется, чтобы зритель, приходя к нам, сразу ощущал, что попал в мир волшебства и сказки. Чтобы оборудованное фойе стало частью этой сказки, чтобы появился буфет как неотъемлемая часть детского театра, чтобы все это пространство в целом было гармоничным и функциональным. И очень хотелось бы, чтобы новый театр кукол стал еще одним украшением нашей столицы и тем местом, куда захочется приходить снова и снова.
Декорации из спектаклей хранятся в проходах, за кулисами. О них постоянно спотыкаются артисты и рабочие сцены.

главный художник Башкирского государственного театра кукол,

заслуженный работник культуры Республики Башкортостан:
- Нашему зданию сорок пять лет. Половина жизни театра прошла в этом здании, построенном в семидесятые годы прошлого века. Конструктивно здание давно устарело и, главное, внутренние конструкции и коммуникации давно не соответствуют современным нормам. Сорок лет назад у нас не было такого количества постановок. Сейчас мы выпускаем по шесть спектаклей в год, и хранение декораций - постоянная головная боль и огромная проблема. Хотя репертуар постоянно обновляется и часть постановок списывается, но даже свежие декорации, костюмы и куклы негде складировать и хранить.
Жизнь цехов проходит в крайне тяжелых условиях. Бутафоры, конструкторы, художники ютятся в таких условиях, которые трудно назвать нормальными или сносными. Порой, чтобы расписать декорацию, нам негде ее поставить "в полный рост", чтобы увидеть, как это будет выглядеть на сцене. Собираем ее частями. Естественно, это жирный минус для художественного восприятия.
И жаль декорации и куклы из списанных спектаклей. Так хочется, чтобы у нас был свой музей, где куклы доживали бы свой век, радуя маленьких зрителей и после списания. Мы делали немало выставок в уфимских галереях и музеях, и всегда наши экспозиции привлекали восторженное внимание. Свой музей театру необходим позарез, но на это нет ни площадей, ни ресурсов. А ведь без истории и корней нет будущего.
Когда нам пообещали глобальную реконструкцию, мы серьезно подошли к этому вопросу, начали продумывать функциональную схему цехов и подсобных помещений.
Я тоже участвовал вместе с архитекторами в проектировании нового здания театра, с директором и администраторами вместе сидели, разрабатывали, чертили и перечерчивали по несколько раз планы расположения комнат, гримерок, цехов. Причем на данном этапе мы оптимизировали изначальные мечты и планы. Новый план практически утвержден и принят, он в полной мере отвечает необходимым запросам не только сегодняшнего дня, но и на ближайшие десятилетия. Если все сложится - у нас в театре будет и новое фойе, и полноценный Малый зал, в котором можно будет показывать спектакли малых форм. Будут современные цеха и места хранения.
Я был свидетелем трех проектов реконструкции нашего театра, и пока ни один не был реализован – это печально.
Надеюсь, что к юбилею столицы Башкортостана жители получат в подарок достойное здание Кукольного театра, единственного в республике.
Куклам, декорациям и костюмам катастрофически не хватает места!

хореограф:
- Я внештатный сотрудник Кукольного театра, меня приглашают как хореографа на некоторые проекты. Премьера, которая состоится на следующей неделе, - третья наша совместная постановка. Как хореографу, мне хотелось бы видеть в Кукольном репетиционный зал для танцев с более удобным специальным напольным покрытием. Сейчас работаем на ковролине, и это, конечно, не очень удобно и правильно.
Сцена изначально была спроектирована, видимо, для ширмового представления, кукольной классики. Сейчас же, если обратиться к опыту Европы и лучших кукольных театров России, это совсем другие сцены и трансформирующиеся пространства, где можно воплощать любые фантазии.
Например, в данный момент, работая над премьерной постановкой, я ясно вижу, как выкручиваются ребята закулисья. Не хватает современных декорационных штанг или штанкет. На данный момент штанкеты механические: рабочие сцены вручную дергают за канаты - и они опускаются. К сожалению, не всегда плавно и равномерно. По одной простой причине - нет столько свободных рук за сценой в этот момент. Потому что существующие конструкции декораций давно морально устарели, и чрезвычайно хочется осовременить техническую часть сцены. То же можно сказать и о современных технологиях сценического света. Инновации здесь могут дать толчок новым художественным решениям.
Да и в зрительном зале давно назрела реконструкция. Здесь есть откровенно "слепые" зоны, где мало что можно увидеть. Таких мест немного, но при аншлагах кому-то попадаются и такие места, и это очень обидно и печально.
Театр кукол «Экият» в Казани похож на дворец из настоящей сказки. И наша Куколка.... Две большие разницы, как говорят в Одессе.
Детей с самого раннего возраста необходимо приобщать к культуре посещения театров. Посмотрите, как переживает на премьере в БГТК за Буратино двухлетняя театралка!
Несмотря на жуткие условия, БГТК выпускает великолепные спектакли, собирающие аншлаги.

Кукольный театр заслужил достойное здание и глобальную реконструкцию!
Читайте нас