Экспозицию выставки составили работы преподавателей художественного отделения школы, а также избранные произведения Виктора Пегова из собрания Нестеровского музея.
Известно, что история Школы искусств началась в 1977 году, объединившая разные направления в образовании: музыку, живопись, танец. Так, художественное (изобразительное) отделение сформировалось из преподавателей и учащихся Детской художественной школы №1.
Первым директором Школы искусств стала заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Александра Графова. Нынешнее руководство школы возглавляет Эльвира Гиндуллина.
Среди выпускников художественного отделения УДШИ немало специалистов разного профиля: художники, станковисты, монументалисты, мастера прикладного искусства, модельеры, дизайнеры, архитекторы, деятели рекламного бизнеса, искусствоведы.
Особое уважение вызывают преподаватели-художники, проработавшие в УДШИ много лет, преданно служившие школе со дня её открытия.
Виктор Пегов - один из старейших и талантливых педагогов-художников, с 50-летним преподавательским стажем, наделённый особым качеством трудолюбия и честным отношением к профессии, личным примером вдохновляя своих воспитанников, во всей полноте стремился передать свой опыт, мастерство и благородство души будущим поколениям. Его не стало в 2018 году, но его до сих пор с большой теплотой вспоминают все его ученики.
Отдавая дань уважения этому Мастеру, экспозиция выставки открывается живописным рядом его произведений, среди которых «Автопортрет художника». Живописная лепка головы, с широким массивным лбом, чёткой светотеневой разработкой лица и мудрым сосредоточенным взглядом, говорит об активной творческой личности, за плечами которой непростая, но интересная судьба.
Виктор Николаевич относится к поколению людей, переживших трудное военное детство. На его памяти – пропавший без вести, а потом погибший на фронте отец. Посвящая ему одно из своих произведений – «С лёгким паром» – творческое воображение автора представляет родного человека в обычной житейской обстановке, живым и невредимым, смывшего с себя пыль фронтовых дорог.
Судьба женщин военного времени наиболее драматично отражена в картине «Тревожный сорок первый». Её сюжет лаконичен и строг. Великая скорбь звучит в силуэте одиноко стоящей женщины перед широкой лентой просёлочной дороги, простирающейся к горизонту, с очертаниями грозной военной техники. Цветовая напряженность усиливает эмоциональный настрой произведения.
Историческому прошлому посвящены произведения художника, представляющие образ вождя пролетариата Владимира Ленина и его жены, соратника по революционной партии Надежды Крупской – их пребыванием в Уфе в феврале и июне 1900 года. «В.И. Ленин и Н.К. Крупская в Уфе», «Портрет Н.К. Крупской»
В серии детских образов, искренних, непосредственных, излучающих свет и доброту, прослеживаются традиции «фешинской» школы живописи. В них Виктор Николаевич, сумел достичь не только внешнего сходства, но и раскрыть психологию личности, создать настроение, конкретную ситуацию, мимолётный эпизод («Первоклассница»).
Широк и многообразен предметный мир на полотнах художника. Создавая натюрморт, автор не только тщательно выверяет его композицию, убедительно подчёркивая материал и объём форм, но и живописную фактуру спелых плодов и ягод - «Натюрморт с калиной», «Август».
В экспозицию трёх модулей вошло более шестидесяти произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства педагогов-художников. Среди экспонентов – Людмила Пегова, супруга Виктора Николаевича. Она 45 лет посвятила педагогической деятельности в художественном отделении УДШИ. Представленная серия портретов учеников продолжила традиции реалистической школы её супруга. Мягкая, бархатистая пастель подчёркивает нежные очертания лиц портретируемых, их чистые, лучезарные глаза и непосредственность.
Достойно продолжает семейную династию их сын – Владислав Пегов, который помимо преподавания в родной школе, занимается большой общественной работой в качестве руководителя организации «Творческой союз художников РБ.
Глубокая философия заложена в импровизационных композициях Владислава Пегова «Мы вернулись» и «Пересвет». Великолепен женский образ в шляпе картины «Самоизоляция», написанной в прошлом году. Образ решён автором в стиле итальянского художника Амедео Модильяни, раскрывающим женскую красоту в плавно-вытянутом силуэте модели, текучести линии и выразительности обворожительных глаз.
Замечательный педагог и художник Вячеслав Авдяков многие годы прививает своим ученикам любовь к прекрасному. Об этом говорят живописные полотна самого учителя, написанные в традициях русской реалистической школы. Его пленэрные пейзажи раскрывают переходное состояние природы, натюрморты – фактуру и осязаемость форм предметного мира, а цельные и академически выверенные портреты – узнаваемость модели («Поздняя осень», «Букет сирени», «Дары осени», «Портрет студентки»). В карандашных рисунках «Сараи» звучит щемящая грусть по старой уходящей Уфе, с заброшенными деревянными постройками, где когда-то теплилась жизнь.
Карандашные рисунки и акварели Сергея Мельника вдохновенно и реалистично передаютпортретные характеристики своих учеников, как в изостудии, так и в часы отдыха («Вероника», «Художница София»). Романтически решён образ живописца Виктора Пегова на фоне осеннего пейзажа. Взгляд художника и педагога сосредоточен и внимателен. Безмолвны и ностальгически прекрасны у Сергея Петровича лирические городские мотивы, с укромными уголками, открытыми калитками и извилистыми тропинками, ведущими к его любимой школе («Сломанный зонтик. Васька», «Калитка к школе»).
К архитектурной эклектике патриархальной Уфы обращены и темы линогравюр Александра Сорокина («Старая Уфа»).
Монументальные полотна Айрата Баймухаметова живописно передают красоту родного края – его глубокие прозрачные реки, высокие синие горы, бескрайние просторы пастбищ и жизнь людей в гармонии с природой («Атайсал», «Борон-борон заманда»).
Произведения Ольги Мартьяновой – приятная возможность познакомиться с творчеством мастера, владеющего уникальными техниками батика, и увидеть этот волшебный мир глазами художника. Её шёлковые импровизации, будь то портрет или пейзаж, абстрактные декоративные композиции или жанровые сцены, натюрморты или анималистика – всё это прекрасный и многогранный мир, окрашенный радостью бытия и неповторимой художественной фантазией автора. Особый интерес представляют композиции «Истоки» и «Лето», где помимо обозначения формы и цвета автор наделяет свои предметные и беспредметные персонажи особым характером, показав их круговое движение в пространстве. В шёлковых импровизациях«Белые птицы» (2018) и «Весть» гармонично соединены орнамент с причудливо-стилизованными формами растительного и живого мира. Изумительны в своей природной красоте яркие образы гипертрофированных птиц, смотрящих на зрителя добрыми человеческими глазами в анималистической серии 2014 года «Грачи» и «Птички». Находясь в творческом порыве, Ольга Анатольевна, постоянно экспериментирует, используя авторский материал и оригинальные техники («Тишина», «На Восток»). С творческими поисками и находками она непременно делится со своими учениками.
Совместное творчество Юлии Твердохлебовой и Татьяны Крыловой (Семенюк),представившее великолепные произведения из коллекции «Райские птицы» , выполненные в технике холодный батик, гармонично вписалось в экспозиционное пространство выставки.
Реалистические натюрморты Аиды Абдуллиной раскрывают чарующую красоту природы,наполненную светом и теплом. Ярко и живописно художник-педагог пишет сочные плоды спелых ягод и расцветшую сирень на фоне домашнего интерьера. Мастерски передав материальную фактуру предметного мира и воздушную среду, автор вносит в каждую свою работу особое настроение («Сирень», «Август», «Июль», «Натюрморт»).
Древние легенды и тайны мироздания воплощены в живописных холстах Елены Цукановой. Её работам присуща монументальность, историзм и глубокий психологизм сюжетного образа («Странник», «Легенды старого Махмута» , «Тайна Меловой горы»).
Мастерское владение старинной техникой маркетри продемонстрировал зрителю Евгений Михайлович Хоменко. Его затейливые узоры, сотканные из тонких пластин дерева, художественно передают рельефность и пластичность пейзажного мотива, а также светотеневые рефлексы: талого весеннего снега, взметнувшуюся ввысь волну морского прибоя, буквально завораживают зрителя («Пейзаж», «Морской пейзаж»).
Чувственная, эмоциональная живопись Екатерины Прожейко построена на широком, пастозном мазке и яркой, насыщенной цветовой палитре локальных оттенков оранжевого и розового («Золотое касание»).
Одной темой объединены произведения Елены Рассомахиной «Малиновые дни» и Татьяны Крыловой (Семенюк) «Пролетая мимо». Это непреходящая красота родных мест, интерьера домашнего очага и скромных, но с изумительным вкусом выполненных бытовых вещей, сохранивших память о прошлом. И если для первой работы характерен реалистически-декоративный живописный стиль, то для второй – присуще авангардное решение.
Завершает выставку декоративно-прикладное творчество двух педагогов-художников. Так, свою коллекцию детской и женской одежды, выполненную в этническом стиле, в технике войлоковаляния представила Ирина Саннамес (комплекты «Айнур» и «Жемчужина»). Этому же мастеру принадлежат стояки старинных деревянных прялок с северодвинскими мотивами в росписи.
Старинный вид народного промысла, получивший широкое распространение на Руси – плетение из соломки, продемонстрировала Татьяна Медведева. Это куклы «Весна», «С хлебом и солью» – 2014, композиция «Дружная семейка мышей» и «Шкатулка».
Выставка показала достойный художественный уровень представленных произведений педагогов-художников, умеющих передать подрастающему поколению свои знания, профессиональный опыт и любовь к изобразительному искусству.
Выставка продлится по 11 апреля.