Пандемия жестко ударила по всем студентам, но особенно, конечно, пострадали учащиеся творческих профессий. Без проблем можно переключиться на дистанционные лекции по психологии, литературе или, например, истории театра. А как быть с практическими занятиями по вокалу, сценической речи, хореографии или сценодвижению? И самому главному предмету будущей профессии - актерскому мастерству? Когда необходим контакт и прямое общение, когда педагог вживую должен поправлять, исправлять, улавливать нюансы не по маленькой двухмерной картинке в Zoom, а в реальной трехмерности...
Выкручивались, как могли. Осенью репетировали на открытой сцене в парке Аксакова, позже договаривались о свободных площадках и времени с уже открывшимися частными театрами... Общие сцены репетировали по Zoom, видео монологов и диалогов присылали в общие чаты отдельно. И ждали, как манны небесной, открытия института и учебной сцены.
В "мирное время" первые пробные показы дипломников начинались сразу после нового года. Сейчас же еле-еле успели "собрать" первый спектакль к концу марта, причем репетируя ежедневно чуть ли не до ночи.
"Чайку" режиссер и мастер курса Тансулпан Бабичева решила сделать камерным спектаклем. Кресла зрительного зала были зачехлены, а по краю сцены, спиной к зрительному залу, были выставлены два ряда скамеек. К инновациям и неожиданным ходам the ТЕАТР я вроде бы уже привыкла, а вот на большой сцене постановки классики сидеть довелось впервые! В метре от преподавателей, гостей и зрителей дипломника, по диагонали, расположились зрители пьесы Треплева и мы все легко и непринужденно, с первых же минут были вовлечены в интерактив первой сцены. Это и нам Треплев вдруг что-то возмущённо закричал сверху и мы тоже смешками внесли свою лепту в провал его новаторской пьесы.
Театроведы до сих пор спорят, почему Чехов назвал "Чайку" комедией. Именно поэтому, совсем как у Треплева, крайне неудачно прошел ее первый показ в Петербурге. Публика шла на комедию, а все герои пьесы были глубоко несчастны. Как так? И только через год Станиславский и Немирович-Данченко уговорили расстроенного Антона Павловича поставить "Чайку" во МХАТе. И там ее ждал ошеломительный успех и эта вольная птица стала с тех пор мхатовским символом. И вот на протяжении более ста двадцати лет пьесу ставят не только в России, но и за рубежом, в том числе в США. Говорят, если хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах. Может быть, Антон Павлович видел иронию жизни в несовпадении мечты с реальностью? Данте тоже озаглавил свое далеко не смешное произведение "Божественной комедией".
С первых же минут отмечаю чудесный прием театра теней декадентской постановки Константина. Нина Заречная не просто читает странный монолог, но и показывает за ширмой в луче света силуэты всех этих зверей, птиц, пауков... Они оживают в ее изящной пластике тонких девичьих рук. А консервативная жестокая Аркадина хохочет над сыном, жаждущим литературного признания и любви Нины.
Аркадина великолепна - манерная, с хищными глазами рыси, стервозная. Она эгоистично манипулирует ближним кругом, презирая никчемность сына, мягкотелость любовника, угасающего в провинции брата...
Светлая, восторженная и наивная Нина первых сцен резко отличается от трагичного образа финала. Суетливой, много потерявшей женщины с разбитыми мечтами и сломанной судьбой. Монохром ее костюмов, от белого до глухого траурного черного - как зебра жизни, только вот белой полосы на горизонте не предвидится...
Как же красив и несчастен Треплев! Симбиоз эстета и киевского мещанина. Он органичен в образе чеховского героя, трагика поневоле. Через патетику его монологов автор передал свое ироничное отношение к новым формам в искусстве.
"Вялый, рыхлый, всегда покорный" Тригорин плывет по течению устоявшейся жизни, собирая все эмоции и сюжеты в свою литературную "копилочку" для безостановочного конвейера будущих рассказов. И Нина с ее любовью попадает в его гербарий, походя заказывается и чучело убитой Костей чайки...
Лебединая песнь Полины Андреевны - любовь к Дорну. В разных трактовках пьесы она бывает и жертвой, и хищницей. В дипломнике это уставшая любящая женщина. В ее словах "Время наше уходит... Время уходит..." - звучит основная тема судьбы героини.
В студенческом спектакле искренне веришь и в неотразимость сытого равнодушного философа Дорна, спокойно и свободно относящегося и к деньгам, и к женщинам, и в солидный возраст и болезни доброго, бесхарактерного статского советника Сорина, который сам себе дает жесткую характеристику "человека, который хотел" и которому деваться просто некуда: "Хочешь - не хочешь, живи..."
Молодежка от всей души поздравляет Театральный факультет УГИИ с Днем театра и очередным талантливым выпуском будущих артистов, которые справились с неимоверными пандемийно-дистанционными сложностями при подготовке дипломных спектаклей!
Мусалим Кульбаев, режиссёр, художественный руководитель Национального молодёжного театра им. М. Карима, лауреат Государственной республиканской молодёжной премии им. Ш.Бабича, заслуженный деятель искусств РБ:
- "Чайка" - одна из сложнейших пьес мировой драматургии, но ребята с честью справились с непростыми задачами, которые ставила перед ними пьеса. Студенты мне понравились. Хороший, достойный спектакль получился. Видно, что ребята долго и тщательно работали над образами, искали характерные детали и нюансы для своих персонажей. И герои получились объёмные, живые, не картонные. Из плюсов еще могу отметить страстное горение выпускников будущей профессией. Дай Бог, этот огонь в глазах не погаснет со временем.
Этот курс, кстати, изначально набирался для НМТ. Ведь последний целевой набор в наш Молодежный театр был лет двадцать назад. Давненько. И нам нужны юные талантливые артисты.
Ольга Мусина, директор ТЮЗа, народная артистка РБ, режиссер:
- У дипломников всегда свои особые задачи: подытожить весь период обучения, показать, чему актеры научились, какое у них есть представление о профессии. В "Чайке" все эти задачи выполнены. Ребята хорошо овладели актерскими элементами. Они видят, слышат, размышляют, чувствуют. Да, пока нет глубины и того уровня страстей, как у взрослого, достаточно пожившего и много пережившего человека. Пока нет выстраданного. Но они прекрасно передали в созданных образах то, что могут передать в силу своего возраста. Работать на близком расстоянии от зрителей, буквально "лицом к лицу" - это надо иметь определенную смелость. Чтобы энергетика зрителей не подавляла актера - он должен быть максимально сосредоточен на своей задаче!
Мне понравился спектакль Треплева, решенный через теневой театр. Это интересно, любопытно, я такого в "Чайке" никогда не видела. Очень понравилась свежесть и незамутненность юных артистов, отсутствие кондового профессионализма. Каждая фраза была разобрана, был выявлен подтекст: о чем говорят герои, что стоит за этим текстом, как он рождается и к чему он ведет. Такое отношение к оригиналу пьесы чрезвычайно важно!
Юлия Ныркова, актриса Национального молодежного театра РБ им. Мустая Карима:
- Я сама двадцать лет назад закончила УГИИ, а "Чайка" - моя самая любимая пьеса Чехова. Испытала ностальгию, растрогалась...Прекрасно помню постановку режиссёра Азата Надыргулова, нашего мастера курса, где наша любимая педагог и замечательная актриса Тансулпан Бабичева играла Аркадину. Замечательный был спектакль! Я его смотрела раз 20-30, ещё будучи сама студенткой УГИИ. Но ребята, на днях представившие дипломник - тоже молодцы! Очень понравился спектакль, их версия, их личная трактовка, видение. Такое тоже имеет место быть, почему нет? Особенно трогательна Нина Заречная в исполнении юной студентки 4 курса Эвелины Завричко. Немного нервная, милая, нежная, юная вначале спектакля и более жёсткая и ещё более нервная в конце... Хочу пожелать удачи, успехам всем будущим актёрам! В добрый путь!
Авторитетные оценки профессионалов чрезвычайно важны для выпускников театрального факультета, но мы решили попросить поделиться своими впечатлениями от увиденного и простых зрителей.
Тигран Петросян, строитель:
- Если честно - я в театре первый раз. Все как-то времени не было: большая семья, работа. Пришел на дипломник сына и был потрясен. Даже прослезился. Спектакль безумно трогательный. Обидно, что в молодого человека не верила даже собственная мама, никто с его мнением не считался. Эта женщина меня взбесила! Вульгарная, старая, уверена, что все умеет и может, хочется молодиться и красоваться и дальше... Какая же она мать?! Ненавижу таких женщин! Нину очень жалко было еще... Ну что же она с этим писателем связалась? Еще Сорин понравился. Великолепно играл. Впрочем, как и все ребята, как и мой сын, который сыграл Дорна. Все в спектакле несчастны и одиноки. Как много таких людей и сейчас! Даже не ожидал, что меня так взволнует все это. Здорово!
Я в восторге и теперь обязательно постараюсь ходить на все спектакли наших уфимских театров. Если время, конечно, позволит.
Александра Гладкая, студентка 2 курса Музыкального факультета струнных инструментов УГИИ:
- Получила большое удовольствие от просмотра "Чайки". Так как я знакома со всеми актёрами лично, на протяжении всего спектакля мне было чрезвычайно интересно наблюдать за ребятами. Каждый из них открылся для меня как-то по-новому. Ребята со своими педагогами проделали очень классную и качественную работу, несмотря на все сложившиеся обстоятельства. Для меня в любой работе: спектакле, опере, балете, концерте инструменталистов, всегда важно чувствовать и видеть, что артисты, находящиеся на сцене, понимают зачем и что они делают, вкладываются и любят своё дело, здесь я это увидела и меня это очень тронуло и порадовало. Хочется пожелать ребятам, и дальше так же сильно любить свое дело и с трепетом относиться к своей профессии!
Сабина Файрузова, преподаватель английского языка:
- На спектакль я попала спонтанно, пришли с друзьями и ни разу не пожалели. Зацепила за живое простая человеческая история о любви, предательстве, душевных метаниях и одиночестве. Честно - мы ожидали классический чеховский спектакль. Но с первой же сцены студенты смогли сделать действие необычным и увлекательным. Лично я поверила в каждого персонажа. В момент монолога о львах и куропатках у меня даже побежали мурашки. Единственным недостатком были весьма условные декорации, но из-за честной и трогательной игры юных артистов, да еще в нескольких метрах от нас, зрителей, на декорации мы уже не обращали внимания.
Спасибо студентам, нашим юным артистам за трепетное отношение к чеховскому тексту, за то, что они так глубоко и по-настоящему проживают жизни своих героев. Спасибо за те эмоции, которые надолго остаются у зрителей после таких спектаклей. С Днем театра!