Дульсинея: магнетизм и манкость
- Назгуль, вы с октября 2020 – солистка Башкирского государственного театра оперы и балета. Это ваша первая ведущая партия? Какой уфимский зритель увидит Дульсинею в вашем исполнении?
- Я исполняла партию Кармен, так же мне посчастливилось исполнить партию Леля в опере Римского-Корсакова «Снегурочка» и партия Дульсинеи станет третьей ролью, которую мне доверили в Башопере. Это огромная радость – соприкоснуться с музыкой Массне, потому что не так много в мире мест, где ставится эта опера. Точно знаю, что она идет в Мариинском театре, в Монако, где я стажировалась и где узнала о существовании партии Дульсинеи.
- Какую Дульсинею в вашем исполнении увидит уфимский зритель?
- Я чувствую Дульсинею как невероятно мягкую, манкую женщину, обладающую сильным женским магнетизмом, который привлекает и заряжает своей энергетикой всех окружающих. Люди к ней тянутся, хотят быть рядом, и она тонко чувствует психологию мужчин и женщин. Вобщем, для меня это многогранный образ, который будет с годами только наслаиваться и развиваться вместе со мной.
- По-моему, ваша героиня идеально ложится на вашу внешнюю фактуру, Назгуль, и вашу харизму…
- Я думаю, что каждая партия, которая артисту послана судьбой, в какой-то мере перекликается с гранями характера, эго, и в этом прелесть профессии артиста – раскрываться глубже, развиваться вместе со своими героями.
- Что ценно для вашей героини, какой основной посыл роли?
-Дульсинея, как и все женщины, мечтает о настоящей любви. При этом она окутана всеобщим обожанием, но ей не хватает кого-то. «Мне не хватает чего-то или кого-то для полного счастья». И она грезит о мужчине, который не только стремится овладеть ее телом, но прежде всего, стал бы тем самым человеком, который смог бы в ней разглядеть нечто особенное и дать то, что другие не могут. Благодаря Дон Кихоту она понимает, что он и есть тот самый человек, но при этом осознает, что она недостойна его своим образом жизни. И в этом отчасти ее душевная трагедия.
Пример режиссера мотивирует к самоотдаче
– Как вам работалось с Аскаром Абдразаковым как режиссером? Какие рабочие моменты запомнились? Давал ли возможность Аскар Амирович найти вам свой образ или диктовал свое видение?
- Нам очень повезло, что Аскар Амирович сам оперный певец, это значит, что он знает нашу «кухню» изнутри, а партия Рыцаря Печального Образа - одна из его любимых ролей, он исполняет ее в Мариинском театре. Он всегда нам напоминает – пойте в зал, пойте для зрителя! Главное, чтобы голос был в зале, а не оставался на сцене. Чем больше я погружаюсь в роль, в спектакль, тем больше приходит понимание логики, структурированности постановки. Режиссер учел все авторские ремарки.
- Те моменты, где в партиях присутствуют вокально сложные места, Аскар Амирович не перегружает лишними действиями, мизансценами, чтобы дать возможность зрителю насладиться именно вокалом. Еще меня всегда удивляет и восхищает, сколько у Аскара Амировича жизненной энергии. Он нас всех заряжает, сколько он вкладывает души и сил в постановочный процесс! Пример Аскара Амировича подстегивает к полной самоотдаче всех артистов.
-Аскар Амирович дает нам опорные точки, но мы можем внести в роль часть своей интерпретации. Для нашего режиссера важно, чтобы мы выражали мысль глазами, пластикой, чтобы мы полностью погружались в роль и проживали ее без шаблонов и штампов, при этом имея возможность реализовать собственную творческую жизнь в своих партиях.
Дон Кихот – человек вне системы
- Дон Кихот – Рыцарь Печального Образа – человек уже в возрасте, человек со светлыми идеалами. Как вам далась работа над партией?
- Образ Дон Кихота для меня развивается и обрастает все большими гранями в процессе репетиций. Идет большая внутренняя работа. Сначала я не очень понимал мотивацию своего героя и смысл его поступков. Я прочитал уйму рецензий, роман Сервантеса, воспоминания Шаляпина о работе над ролью, пересмотрел кинопостановки романа… Постепенно мой герой начал для меня оживать, приобретать понятные черты. Что касается разницы в возрасте моего героя и меня – благородный рыцарь не ведет себя как старик, в его поступках и словах нет старческого. Его душевные порывы и желания абсолютно юношеские. «Я сеял добро и я вел войну ради Бога», - это осознанный выбор моего персонажа.
Мой герой искренний и честный, он умирает от того, что мир не принял его таким, какой он есть. «Я пытался, я старался»… - говорит он перед смертью. По сути, он шел против системы, поступая по совести, служа Вере и своей Прекрасной Даме. Дульсинея была его путеводной звездой, идеальной женщиной.
- Опера длится пять актов. И три из них - это дуэты Дон Кихота и Санчо Пансы. Насколько сложно для вас непрерывное пребывание на сцене?
- Могу сказать по себе, вокальная партия для меня не сложна, сложнее актерская работа.
- О чем эта опера лично для вас, какой главный посыл?
- В опере, как и в жизни, должен быть комический персонаж, чтобы жизнь не была скучна и слишком серьезна. Санчо напоминает Дон Кихоту, что нужно поесть, поспать, отдохнуть, он приземляет и дополняет возвышенного главного героя. Зачем вам эти женщины, ворчит Санчо. На самом деле он очень любит своего хозяина, и он больше друг ему, чем слуга. В финальных сценах Санчо стыдит толпу, которая не приняла и высмеяла высокие душевные качества Дон-Кихота. Рыцарь передает другу дело своей жизни перед смертью, но Санчо не сможет нести эту ношу один. Он плачет и скорбит, потеряв Дон Кихота. Главный посыл моего персонажа – искренность и мужская дружба.
- Какие чувства вы испытываете перед премьерой?
- Для меня это и предвкушение, и азарт, но и сомнения одновременно. Сейчас мы находимся в самой интенсивной фазе подготовке, ежедневно выкладываясь на прогонах, - поделился Артур.
- Открываются все возможные жизненные силы и резервы, о которых я даже не подозревала. Каждый, кто участвует в подготовке к премьере, в предвкушении чего-то особенного, и зрители обязательно оценят и влюбятся в спектакль, - выразила надежду Назгуль.
- У меня пока есть ощущение, что еще много граней героя мне предстоит открыть, но я надеюсь, что к премьере растворюсь в своей роли, - отметил Рим.
Еще молодые солисты выразили огромную благодарность преподавателю по французскому языку Ксении Клименко, которая помогала артистам осваивать партии, смогла вселить артистам уверенность в себе, ведь партии на французском языке не сразу дались легко.
«Молодежная газета» желает певцам успешной премьеры и новых блестящих партий!
Фото предоставлены Башкирским театром оперы и балета.