В России принят новый закон о маткапитале
Все новости
Культура
10 Июня 2021, 10:36

Премьеры: "Гении Царского села"

6 июня ко Дню русского языка в Малом зале Башкирского государственного театра оперы и балета состоялся музыкально-поэтический вечер «Гении Царского села», посвящённый памяти Анны Ахматовой и дню рождения Александра Пушкина.

- Я очень рад, что состоялось мероприятие, которое объединило в себе и драматический театр, и оперный, - сказал главный режиссёр БГТОиБ Филипп Разенков. - Этот вечер показал, что у такого формата есть свой зритель, ценящий серьезную поэзию и музыку. Я благодарен зрителю за ту атмосферу, которая была в зале. И, конечно, благодарю Татьяну Султановну Мамедову за идею и Светлану Рифовну Аюпову – за проникновенное тонкое воплощение такого объемного и сложного по содержанию материала. Очень рад началу нашего сотрудничества со Светланой Аюповой. Хотелось бы, чтобы это продолжалось и стало доброй традицией.
Солистка оперной труппы, заслуженная артистка Башкортостана Татьяна Мамедова поделилась тем, что «идея музыкально-литературного вечера, посвященного Анне Ахматовой, возникла давно. Не знала, как ее лучше оформить, потому что была мысль не просто соединить стихи и романсы, а добавить и фрагменты биографии. Думала об этом в течение года, и судьбе было угодно, чтобы в соцсетях я познакомилась со Светланой Рифовной (Аюповой) и увидела записи ее работ. Затем, когда услышала ее голос, поняла, что она – тот самый человек, который мне нужен, чтобы поддержать идею и воплотить ее в жизнь. Работа пошла очень быстро, и тот материал, который подобрала Светлана Рифовна, идеально подошел. Когда мы думали, в каком соприкосновении будут музыкальные номера, сначала речь шла о цикле Сергея Слонимского на стихи Ахматовой. Пробное исполнение было в Музее им.Нестерова. И вот так необыкновенно сошлись звезды, что концерт в Оперном театре попал именно на 6 июня. Так как Ахматова – пушкинистка, и очень много времени своей жизни посвятила изучению этой темы, и в этом произошло попадание. Не ощущалось никакого сопротивления этой теме, как-то легко все происходило. Меня сразу поддержало и руководство театра, и солисты, и ребята из оркестра. Это было настоящим соприкосновением с прекрасным. Надеюсь, что сотрудничество со Светланой Рифовной будет только началом».
- Думаю, получились две разные истории: то, что мы делали в Нестеровском музее и в Оперном театре, - продолжает Светлана Аюпова, - Когда Татьяна Султановна предложила сделать совместный показ с ее вокальным исполнением и моим чтением, я вначале подумала, что между музыкальными номерами буду вкраплять те стихи, которые уже знаю. Послушав Слонимского, я поняла, что из того, что я читаю, туда не подходит ничего. Зато, когда открыла прозу Ахматовой, увидела, что она подходит просто идеально. Кроме того, мне самой ее прозу читать гораздо интересней, чем стихи, потому что она проста, сурова и иронична. И там, конечно, возникли совсем другие текстовые объемы…
Нестеровский показ был каким-то домашним, почти семейным. А потом, когда композицию решили перенести на сцену Оперного, особенно некогда было бояться, на «сборку» ушло меньше недели. Александра Сергеевича я люблю очень, его учить не надо, он сразу ложится на язык. Но здесь сложно было аккуратно соединять прозу Ахматовой и стихи Пушкина. Малая сцена очень удобна для существования, и было очень хорошо с этими людьми. Татьяна Султановна, которая всех завела на это дело, подбила и построила, и Филипп Сергеевич, который очень доверяет и деликатно, по-доброму выстраивает. И прекрасные артисты, буквально, с одной совместной репетиции принявшие меня. Хочется, чтобы этот проект жил.
Авторы композиции исследовали природу гениальности: где рождаются запредельно талантливые люди, что влияет на их формирование, насколько остры их чувства, сколь запредельны предчувствия. Светлана Аюпова, с ее летящими руками – транслировала образ Поэта. Солистка балета Виктория Логвинкова – воплощала Музу Поэта, ее скрытность в одни времена, чрезмерную открытость и уязвимость – в другие. Впервые в концерте приняла участие флейтистка, ученица 8 класса Среднего специального музыкального колледжа София Ахмадеева. Хроника времен революционного Петрограда, фотографии Анны Андреевны, Николая Гумилева, Льва Николаевича Гумилева, изображения юного Пушкина – дополняли драматический настрой композиции.
В музыкальную часть концерта вошли произведения на стихи Анны Андреевна Ахматовой и Александра Сергеевича Пушкина. Романсы Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Сергея Прокофьева, Сергея Слонимского, Александра Бородина, Николая Метнера и других исполнили солисты, лауреаты международных и всероссийских конкурсов: заслуженный артист РБ Алим Каюмов, заслуженная артистка РБ Любовь Буторина, заслуженная артистка РБ Татьяна Мамедова, Эльвира Алькина, Айтуган Вальмухаметов, Ян Лейше, Екатерина Куликова. Концертмейстеры – лауреат международного конкурса Екатерина Мишустина и дипломант международного конкурса Валентина Галинченко.
«Вокализ» Сергея Рахманинова в переложении для валторны и фортепиано исполнили заслуженный артист РБ Фларис Хисамутдинов и Валентина Галинченко. Ноктюрн «Разлука» в переложении для виолончели и фортепиано – Елена Макарова и Валентина Галинченко. Прелюдия до-диез минор Дмитрия Шостаковича в исполнении лауреата международного конкурса Людмилы Севастьяновой (фортепиано) была проиллюстрирована контемпорари Виктории Логвинковой.
Завершение жизненного пути – но никогда не завершение творчества – эту мысль услышали гости вечера в завершающем адажио из балета «Эскизы» в исполнении заслуженной артистки РБ Лилии Богомоловой (скрипка), Заремы Валиевой (скрипка), Светланы Корепановой (виолончель) и Людмилы Севастьяновой (фортепиано).
Элла Молочковецкая, фото Людмилы Михайловой и автора.
Читайте нас: