Безумно жаль, что шедевры живописи вынуждены храниться в запасниках, и только подобные проекты позволяют открыть их широкому зрителю. Хотя многие выставки, особенно как эта, достойны постоянной "прописки" на экспозиции. Но, увы, не хватает площадей даже в самом главном музее Башкортостана, не говоря о его филиалах. Можно было бы, конечно, подарить музею особняки по соседству (куда, например, не так давно переехало Министерство спорта и молодежной политики РБ). Это было бы логично и красиво: создать музейный комплекс вокруг головного здания. Пока же постоянно приходится выкручиваться - снимать или перевешивать некоторые работы основной экспозиции, освобождая место для временных.
Поражает преданность и фанатизм людей, работающих в музее. Когда бы я ни пришла в Нестерова, почти всегда пересекаюсь с директором Айратом Терегуловым, его заместителем Светланой Игнатенко, Оксаной Мельник, которые постоянно занимаются своим большим "хозяйством" - от научно-просветительской деятельности и популяризации экспозиций до бытовой мелочевки. Например, замдиректора Светлана Игнатенко не только антибликовое стекло на картинах протирает собственноручно (просто никому не доверяет прикасаться к шедеврам), но и алмазные грани на люстрах тоже чистит сама! При этом пишет научные статьи, аннотации к выставкам и много чего еще. То есть для служителей музея - это родной дом, и их трепетное отношение к его состоянию неимоверно трогает и восхищает. Смогла бы я так же протирать стекла и дышать парами бензола? Вряд ли. Скорее всего поручила бы это уборщицам. А смогли бы они это сделать безукоризненно и с любовью? Сомневаюсь.
В очередной раз я встретила Светлану Владиславовну, и она не только сделала интереснейший обзор новых выставок, но и рассказала о планах в рамках двойного юбилея музея.
Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора БГХМ им. Нестерова по научной работе, член Союза художников РФ, заслуженный деятель искусств РБ:
- Солидный юбилей нашего музея в связи с пандемией перенесен на сентябрь 2022 года, когда Россия отметит 160-летие Михаила Нестерова. Мы совместим столетие, календарно приходящееся на 5 января 2020 г., с днем рождения человека, создавшего музей и чье имя теперь он носит. Этот синтез будет вполне логичен и сэкономит бюджетные средства. К объединенному юбилею готовится масса интересных выставок, гала-выставка, вторая научно-практическая конференция "Нестеровские чтения", а также III Республиканский открытый конкурс детского художественного творчества имени Михаила Васильевича Нестерова.
В рамках подготовки к юбилею и был придуман проект "Открытые фонды". Часть финансирования для него была получена еще в 2020 году. Это позволило привести многие картины, хранящиеся в запасниках, в замечательное состояние: почти тысяча работ классиков живописи получили достойное обрамление и специальное антибликовое музейное стекло. Некоторые работы были отреставрированы. Так же были приобретены великолепные хрустальные люстры, соответствующие интерьерам старинного особняка первого этажа, новые шторы, витрины и еще очень много того важного, что необходимо к юбилейным экспозициям.
Теперь помимо большой экспозиции работ Михаила Нестерова, занимающей три зала, и экспозиции работ Давида Бурлюка, мы показываем некоторые коллекции нашего музея. Сейчас мы представляем выставку "Поздние передвижники".
В экспозиции выставки представлены произведения поздних передвижников и художников, которые не были напрямую связаны с Товариществом передвижных художественных выставок, но обогатили русское искусство теми новыми тенденциями искусства Европы (в первую очередь барбизонской школы и импрессионизма), которые оказали сильнейшее влияние на стилистические искания поздних передвижников. Большую роль на этом пути сыграло и участие некоторых передвижников в деятельности и выставках новаторского для рубежа ХIХ–ХХ веков художественного объединения «Мир искусства». Среди них были М.В. Нестеров и И.И. Левитан.
Что же касается термина «поздние передвижники», то он был вызван к жизни самим развитием русского искусства последней четверти ХIХ века. Дело в том, что, несмотря на то, что в это время передвижные выставки по-прежнему пользовались популярностью, выставлялись на них произведения художников уже нового поколения, которые стали уходить от острых социальных тем и сюжетов старших передвижников и, соответственно, от передвижнического реализма в сторону импрессионизма. Они привнесли в искусство этюдность, фрагментарность композиции, усилили значение пленэрной живописи, а вместе с ними — свободный, широкий мазок, ощущение света и воздуха. Но без художественных завоеваний Исаака Ильича Левитана (1860–1900), выразившихся в созданном им особом типе русского пейзажа — пейзаже-настроении, — восприятие поздними передвижниками новых тенденций европейской живописи не было бы столь стремительным.
В собрании музея — семь живописных произведений Левитана. Это пейзажи «Лесная речка», «Лесная сторожка», «В Крыму зимой», этюды «Пашня», «На Волге у берега», «Пейзаж. Волга» и «К вечеру. Река Истра». Этюд «К вечеру. Река Истра» написан в 1885 году и поступил в музей в составе дара М.В. Нестерова. Остальные пейзажи (исключение составляет пейзаж «В Крыму зимой»), если апеллировать к идентичности их мотивов и колорита, созданы, скорее всего, в тех же 1880-х годах, а волжские пейзажи — в конце 1880-х – начале 1890-х. Написанные с натуры, построенные на тончайших колористических соотношениях, все они отмечены особым, только Левитану присущим лиризмом.
Живописное наследие другого крупного живописца, члена Товарищества передвижников и одного из учредителей художественного объединения «Союз русских художников», академика Императорской академии художеств Алексея Степановича Степанова (1858–1923) представлено в музее восемью произведениями. Но только в отношении одного из них — пейзажа «Голубая речка» — можно точно назвать дату создания: это 1896 год. Об этом свидетельствует авторская подпись в левом нижнем углу полотна. Дарственная надпись там же информирует, что в 1896 году Степанов подарил «Голубую речку» Нестерову, выразив этим подарком своё уважение к великому уфимцу. Остальные произведения представляют собой этюды, основу которых составляют различные мотивы: деревенские ворота, цветущие яблони, река, лошадка и другие. Одни из них могут датироваться 1880-ми – 1890-ми годами, другие — началом ХХ века.
Важнейшее место с точки зрения предвосхищения живописно-пластических особенностей русского пейзажа начала ХХ века занимает в искусстве второй половины ХIХ века творчество Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933). Младший брат Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), он вошёл в русское искусство как мастер монументально-эпических пейзажей и историко-бытовых композиций, посвящённых древней Москве. Его творчество представлено на выставке живописными пейзажами «На реке Вятке», «Гора Благодать» и «Урал». Все они поступили в музей в составе дара М.В. Нестерова 1913 года.
Значительную роль в искусстве позднего передвижничества и в общей картине русского искусства конца ХIХ – первой четверти ХХ века сыграл живописец-реалист Николай Алексеевич Касаткин (1859–1930). Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, академик Императорской академии художеств, Касаткин после Октябрьской революции стал одним из основоположников искусства социалистического реализма. В 1923 году за вклад в советское изобразительное искусство первым среди российских мастеров был удостоен звания «Народный художник Республики». Год присвоения Касаткину звания совпал с годом завершения деятельности Товарищества передвижных художественных выставок, поэтому в ряде публикаций его называют «Последним знаменосцем передвижничества, ставшим творцом новой истории искусства России».
На выставке изобразительное наследие Касаткина представлено этюдом «Рязанская крестьянка», поступившим в музей в составе дара М.В. Нестерова 1913 года. Небольшой по размерам, он написан в 1884 году и чрезвычайно показателен для его творчества.
На выставке представлен еще ряд произведений замечательных русских художников- передвижников.